03.10.18

Уйти, чтобы (не) вернуться

Накануне Дня учителя «Ведомости» поговорили с двумя педагогами и узнали, почему одна работает в школе, а другая уволилась.

В августе эксперты Общероссийского народного фронта совместно с Фондом «Национальные ресурсы образования» провели мониторинг в сфере образования и выяснили, что российские школы сегодня испытывают нехватку учителей: 39 % педагогов сообщают о нехватке в их школе учителей иностранного языка, 30 % — русского языка и литературы, 26 % — начальных классов.

 

— Российская школа непрерывно занимается латанием кадровых дыр, — считает заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. — Некоторые педагоги уходят из школы прямо во время учебного года, не выдерживая высокой нагрузки, в том числе не педагогической, и низкого уровня заработной платы. И многие коллеги признаются, что отговаривают молодых учителей идти работать в школу.

 

По данным министерства образования Новосибирской области, на начало 2018—2019 учебного года в общеобразовательных организациях региона работают 21 480 учителей. Доля молодых учителей в возрасте до 35 лет составляет 23,4 %. За последние пять лет в школы области трудоустроились 2 500 молодых специалистов.

 

В то же время сегодня имеется 368 вакансий в региональных школах. Из них 196 — в Новосибирске. Больше всего образовательные учреждения нуждаются в учителях начальных классов, иностранного языка и математики.

Начальство не видит в тебе человека

Дарья Шик, учитель английского языка, уволилась из школы, работает в  языковом центре, педагогический стаж — 5 лет:

— Учителем мечтала стать с детства, поступила в НГПУ на факультет иностранных языков и ещё во время обучения начала преподавать. Мне это понравилось, и после выпуска я пошла работать в школу. Но спустя несколько лет я приняла решение уволиться…

 

Да, учителя уходят из школ — это острая проблема. Для меня решение уйти не было лёгким. Мне очень нравится работать с детьми. Нравится чувствовать отдачу и видеть благодарность в глазах учеников. Ведь учитель не только обучает своему предмету, но и помогает решать различные, порой даже личные, проблемы детей.

 

Но когда ты попадаешь в «мясорубку» образовательной системы, которая на тебя давит, старается выжать все соки и не даёт при этом заниматься своим делом, ты начинаешь искать выход. И в некоторых случаях он только один — уйти из школы. Я до сих пор не понимаю, зачем нужны все эти нелепые и однотипные отчёты, эссе на тему «Каких результатов я добился за год» и прочее…

 

Все эти ФГОСы и законы, которые должны действовать на территории школы, не имеют, как правило, практической значимости, потому что их пишут люди, которые не контактируют со школьниками, со школой. И порой, попадая в эти рамки, учитель утрачивает возможность развиваться. А это важно, современный мир очень быстро меняется. Даже с обучением педагогов большие проблемы, ведь перед руководством встаёт вопрос: как учителя отправить на курсы, кто за него будет работать?

 

Ещё очень сложно работать в обстановке, когда начальство не видит в тебе человека. Ты для него лишь исполнитель, который не испытывает боли, голода и усталости.

 

Финансовый вопрос. Он, конечно, не первоочередной — ни один учитель, я думаю, не идёт в школу для того, чтобы зарабатывать огромные деньги. Но когда ты выполняешь какую-то дополнительную работу, а тебе за это даже доброго слова не скажут, не говоря о премии или надбавке, то становится просто неприятно. Тогда ты понимаешь, что жизнь у тебя только одна и нужно двигаться дальше. И можно развиваться в этой же профессии, что я сейчас и делаю. Просто в другом направлении.

Дети заставляют тебя улыбаться

Наталья Ботешова, учитель истории и обществознания, работает в школе, педагогический стаж — 6 лет:

— Я окончила НГУЭУ по специальности «юриспруденция». И однажды мне захотелось попробовать себя в роли учителя. Думала, не понравится — уйду. Школу я выбирала тщательно — в обычную идти не хотелось. В итоге нашла вакансию в кадетском корпусе, приехала туда, посмотрела, и мне очень понравилась атмосфера. И вот уже шесть лет, не считая времени, проведённого мною в декрете, я работаю учителем.

 

Очень нравится, работая с детьми, постоянно узнавать что-то новое, быть с ними на одной волне. Иногда даже получается так, что не ты их учишь, а они тебя. Дети заставляют улыбаться, даже когда нет настроения, забывать проблемы, быть лучше. А осознавать, что ты нужен, что тебя ценят и уважают, важно в любой работе.

 

Когда я только устроилась в школу, наш молодой коллектив состоял из меня и ещё одной учительницы, потом нас стало больше, а сейчас снова осталось лишь двое. Я думаю, молодые учителя уходят из школ, потому что не оправдываются их ожидания, светлые представления о профессии. Во-первых, сразу же встаёт финансовый вопрос: жить на зарплату учителя очень сложно — постоянно нужна подработка. Во-вторых, с молодых специалистов очень многое требуют. И первое требование, о которое разбиваются иллюзии начинающих учителей, — требование хороших результатов учащихся. Но речь здесь, к сожалению, идёт не о знаниях детей, а об их оценках. Многим родителям и руководству школы нужен только этот показатель, и он должен быть выше среднего, а соответствует ли он реальным знаниям — уже не так важно. В-третьих, молодые специалисты постоянно находятся под давлением — их проверяют со всех сторон: планы уроков, страницы в соцсетях… Ещё и работать приходится практически круглосуточно, всегда быть на связи. Кроме того, многие родители сейчас считают, что учитель — это лишь сфера услуг, поэтому их дети выказывают такое же отношение к педагогам.

 

До декрета я отработала три года и уходила ещё на эмоциональном подъёме. Это сейчас уже многое осознаю. Но я не жалею, что вернулась. Ведь, несмотря на все минусы, плюсы перевешивают. Те дети, которых я учила до ухода в декрет и которые ещё не выпустились к моменту моего возвращения, сказали мне: «Мы вас так ждали». Это дорогого стоит.

 

Бывает, и сейчас посещают мысли уйти из школы: хочется плюнуть на всё и громко хлопнуть дверью. Но я тут же понимаю, что, если я всё ещё работаю в школе, значит для меня это важно — это огромная часть моей жизни.

#тыжеучитель

Учителя рассказали и о некоторых стереотипах, связанных с образом учителя.

 

Дарья Шик:

 

— Говорят, учительские семьи разваливаются. И я понимаю почему. Сама проделала над собой большую работу, чтобы избежать печального исхода отношений. Поэтому считаю, что в школах психологи должны работать не только с учениками, но и с учителями. Пусть научат, как разделять работу и дом. Я всегда тащила работу домой, проверяла тетрадки, бесконечно готовила уроки. Мой муж мог меня потерять. Думаю, такого не должно происходить.

 

Наталья Ботешова:

 

— Я очень люблю рок-музыку. И часто слышу от друзей и знакомых: «Ты слушаешь такую музыку? Ходишь на концерты «Агаты Кристи»? Ты же учитель! Ты должна в оперный театр ходить».

 

То же бывает в отношении внешнего вида во внерабочее время — например, яркого макияжа или стиля одежды. Некоторые почему-то считают, что учителям даже летом, на каникулах, нельзя носить короткие джинсовые шорты или юбки выше колена.

Что вы себе позволяете?!

Этим летом в Омске случился скандал из-за того, что учительница одной из местных школ выложила в соцсетях фотографию, на которой она рекламирует купальник. Эта история вызвала общественный резонанс, особенно среди учителей — они разделились на два лагеря. Первые заявляли: «Что хочу, то и выкладываю в сеть! Я тоже человек!» Вторые настаивали на том, что не нужно учителю заводить страницы в соцсетях.

 

Дарья Шик:

 

— Учитель — это человек, который воспитывает своим примером, как и любой взрослый. Мне кажется, что педагог должен хорошо выглядеть, быть наполненным положительными чувствами, уметь отдыхать. И ребёнок должен понимать, что учитель — это живой человек. По-моему, выложить фото из кафе, похода или боулинга — это нормально. Какие-то откровенные фото, конечно, не стоит публиковать в сети. Да, учитель может в интернете демонстрировать свою жизнь, но в определённых рамках. И эти рамки скорее продиктованы простыми этическими нормами.

 

Наталья Ботешова:

 

— Учителю надо быть в соцсетях, потому что учитель — это такой же человек, как и все. Почему я не могу быть в соцсетях, если там мои друзья, одногруппники, одноклассники, близкие люди? Почему я не могу видеть их жизнь или они мою?

 

Конечно, есть вещи, не допустимые для учителя. Но здесь всё зависит от самого человека. Для меня, например, недопустимо выкладывать фотографии с алкоголем, даже если это просто бокал вина. Чтобы избежать лишних вопросов от детей и претензий от начальства и родителей. То же с фотографиями с отдыха в купальнике.

 

Педагоги всегда оценивались обществом как люди с очень высокими моральными ценностями. И то, что позволительно человеку, занятому в другой сфере, непозволительно учителю. Я с этим согласна. Лично для меня нет проблемы в том, чтобы не выставлять фотографии, которые меня бы как-то скомпрометировали.

 

Вот у меня есть татуировка. Дети постоянно задают вопросы: что означает, зачем сделали и прочее. И начальство, конечно, негодует по этому поводу. Первое время я заклеивала татуировку пластырем, а потом поняла — это же часть меня. Если люди оценивают эту часть как некий вызов обществу, как какую-то причастность к миру криминала, то пусть так и считают, это лишь говорит об их ограниченности.

 

Дарья КОСТИЦЫНА / Фото Валерия ПАНОВА

back
up