17.12.20

Спешка ценою в жизнь

В минтрансе НСО разработали и протестировали систему контроля безопасного пересечения железнодорожных переездов. Новая задача — внедрить разработку в массовое применение.

В Новосибирске системой контроля пока оборудованы два железнодорожных переезда.

Осенью прошлого года в Казахстане пассажирский автобус столкнулся на переезде с поездом. Трагический итог — четверо погибших. В июле 2020 года в Тальменском районе Алтайского края, рядом с Новосибирской областью, пожарная машина столкнулась с грузовым поездом, в результате чего погибли двое сотрудников МЧС, ещё несколько человек травмированы. Подобные трагедии, имеющие, как правило, очень схожие причины, происходят по всей стране нечасто, но регулярно. Никто от них не застрахован и в нашем регионе. Почему вероятность таких происшествий высока и как этому можно противостоять, рассказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Вячеслав НЕВЕЖИН.

— Вячеслав Сергеевич, в этом году ваше министерство тестировало одну интересную новинку. Расскажите, что это за пилотный проект и каковы его результаты?

Действительно, в декабре прошлого года на 11 железнодорожных переездах Западно-Сибирской железной дороги в границах Новосибирской области были установлены системы отслеживания нарушений ПДД, которые весь нынешний год работали в тестовом режиме. Сегодня результаты первого этапа эксперимента подведены, система показала свою полную работоспособность и востребованность.

— Расскажите предысторию возникновения проекта.

— До прихода в министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области я много лет работал на железной дороге и не понаслышке знаю, насколько это опасная территория и как тяжелы бывают последствия аварий. Поезд, двигающийся со скоростью 80 километров в час, невозможно мгновенно остановить, столкновение состава с автомобилем, находящимся на путях, практически всегда влечёт за собой гибель людей. Объединение полученных на железной дороге знаний и опыта с техническими возможностями Региональной навигационно-информационной системы (РНИС) Новосибирской области и большим приборостроительным опытом одной из новосибирских компаний — «Вега-Абсолют» — позволили создать прекрасно работающую и, главное, недорогую систему, состоящую из электронных приборов на каждом переезде и аналитического программного обеспечения. При этом её стоимость и расходы на содержание в сотни раз ниже стоимости комплексов фотовидеофиксации. Система получает через ГЛОНАСС координаты транспортных средств, сопоставляет их с координатами железнодорожного переезда, при этом прибор фиксирует открытие и закрытие железнодорожного переезда, а программное обеспечение при совпадении ряда параметров делает заключение о проезде транспорта на запрещающее показание. Можно в любой момент зайти в систему, найти данные за любой день и посмотреть, какой транспорт и как именно пересекал переезд.

— Но ведь не все переезды возможно проехать, многие из них оборудованы автоматическими заградительными барьерами?

— Их не так много, как кажется. В ведении Новосибирского региона Западно-Сибирской железной дороги сегодня находится 149 железнодорожных переездов, и лишь около 30 процентов оборудовано автоматическими устройствами заграждения проезжей части — преимущественно в Новосибирске и других крупных населённых пунктах, где наибольший поток движения. Но даже у переездов с заградительными барьерами есть свои ограничения по строго фиксированному времени закрытия, связанные, прежде всего, с возможностью водителя транспортного средства продолжить движение и освободить переезд при срабатывании сигнализации во время нахождения непосредственно на переезде. К сожалению, некоторые водители пользуются этим и умышленно едут на красный свет — мы научились фиксировать это. Мы видим координату транспортного средства в момент срабатывания заградительной сигнализации переезда, и у нарушителей в этот момент расстояние до переезда составляет десятки, иногда сотни метров. Ну а на тех переездах, где только светофорная сигнализация, нарушать правила дорожного движения ещё проще.

— Если оперировать цифрами: что показал тестовый период, сколько нарушений было зафиксировано новыми приборами?

— Для начала хочу сказать, что в Новосибирской области более 30 тысяч транспортных средств, оборудованных системой ГЛОНАСС, как того требует законодательство. Это машины скорой помощи, полиции, МЧС, снегоуборочная техника, такси, почта, около 700 пассажирских автобусов, занимающихся перевозками в сельских районах области, и более 2 000 городских автобусов. Помимо этого большое количество транспорта юридических лиц, на котором система ГЛОНАСС установлена самостоятельно с целью контроля работы водителей. Наш особый интерес на первом этапе вызывали именно пассажирские автобусы в сельских районах. Ведь из 11 приборов только два были установлены в Новосибирске. Почти за год тестовой эксплуатации было зафиксировано 200 нарушений пересечения железнодорожных переездов, а это 200 потенциальных столкновений с поездами. И часть этих нарушений допущены водителями автобусов муниципального предприятия одного из районов области при движении по маршруту с пассажирами. Если приплюсовать ещё и личный транспорт, который ГЛОНАСС не оснащён, то можно не сомневаться, что нарушений на порядок больше. При этом 105 из 200 зафиксированных системой нарушений пришлось на один потенциально опасный переезд.

— Какая-то невероятная и страшная цифра?

Мы когда это увидели, тоже встревожились и начали разбираться в ситуации. Оказалось, что в этом районе рейсовый автобус утром подвозит пассажиров на станцию, откуда они на электропоезде отправляются на работу и учёбу в Новосибирск. Незадолго до электропоезда идут поезда, и водители, вроде как заботясь о пунктуальности пассажиров, раз за разом нарушали правила. В результате с руководством АТП, водителями, при участии представителей ОАО «РЖД» была проведена воспитательная работа, а также скорректировано расписание движения автобусов, исключающее встречу автобусов и поездов на переезде.

При дальнейшей модернизации системы, которая идёт постоянно, стоит задача полностью развести пассажирский транспорт и школьные автобусы с любыми поездами при помощи программного моделирования. Выстроить графики движения так, чтобы автобусы всегда безопасно пересекали переезды. Первый этап проекта завершается в этом году, а в 2021-м мы продолжим установку приборов на другие переезды, чтобы сделать поездки пассажиров максимально безопасными.

11 приборов отслеживания нарушений ПДД были установлены на железнодорожных переездах в Новосибирской области. Почти за год тестовой эксплуатации зафиксировано 200 нарушений.

— Насколько я пониманию, пока проект не предусматривает никаких штрафов или взысканий для нарушителей. Насколько реально это сделать и что этому мешает?

Действительно, максимум, что мы сегодня можем и делаем, — сообщаем о нарушениях руководителям транспортных предприятий, а они, пользуясь административным ресурсом, наказывают водителей, лишают премии либо снимают с маршрутов. Кстати, сейчас идут переговоры с агрегаторами такси, которые заинтересованы в безопасности своих пассажиров, о подключении их навигационных систем к РНИС. Также прорабатывается возможность передачи данных в навигационное программное обеспечение, это позволит предупреждать водителей о том, что находящийся в маршруте переезд закрывается. Пока количество подключённых к системе переездов мало, менять под них программное обеспечение навигаторов и таксометров нецелесообразно. Уверен, что после оснащения всех переездов на территории области вопрос будет решён положительно. В безопасности на переездах заинтересованы все.

Самое главное сегодня препятствие — изменение федерального законодательства для придания системе полномочий автоматического оформления штрафов, по аналогии с системами фотовидеофиксации. Но нет ничего невозможного — 15 лет назад трудно было представить, что фотовидеофиксация получит такой уровень развития и автоматизации. Если говорить про перспективы развития, уже сейчас мы научились программно фиксировать остановку в неположенном месте, стоянку на тротуаре или газоне, пересечение (поворот или разворот) двойной сплошной или под знак. Самое главное преимущество приборов — это их низкая цена, вандалоустойчивость, гарантия определения нарушителя (грязные или нечитаемые номера не помеха).

Есть и недостатки — система фиксирует нарушения машин, оборудованных ГЛОНАСС, то есть только коммерческого транспорта, принадлежащего юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Контролировать личный транспорт пока невозможно. Но с началом работы платформы по сбору автомобильных данных «Автодата» все выпускаемые и продаваемые в РФ автомобили будут оснащены навигационным оборудованием, что позволит реализовать возможности системы в полном объёме. В первом квартале текущего года состоялось несколько ключевых встреч с потенциальными заинтересантами — это ОАО «РЖД», «Яндекс», «Автодата», 2ГИС и т. д. По итогам года эксплуатации системы мы подготовим подробный отчёт, и уверен, переговоры о внедрении перейдут на другой уровень.

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика