31.05.18

Публицистика на сцене

«Ново-Сибирский транзит» говорит со зрителем на острые гражданские темы.

На излёте театрального сезона в городе проходит долгожданный фестиваль, в котором сконцентрированы лучшие спектакли региона за два года — театры больших и малых городов привезли в Новосибирск свой «the best». Фестиваль традиционно поддерживает министерство культуры НСО. Большая часть «сценической дороги» уже пройдена, и, как отмечают театральные критики, культурные журналисты и блогеры, она свернула в сторону публицистики.

 

Большим событием для новосибирского зрителя стал, несомненно, спектакль Омского театра драмы «Искупление» — по прозе Фридриха Горенштейна, умеющего «упаковывать» исторические пласты в человеческие истории — горькие, пронзительные, но живые. Примечательно то, что «Искупление» на омской сцене поставил главный режиссёр «Глобуса» Алексей Крикливый, не замеченный в последние несколько лет в смелых творческих прорывах на родной сцене. Новосибирские критики не преминули ввернуть «шпильку»: мол, почему он ТАК у нас не ставит?

 

Омское «Искупление» — это пол­нометражное «чёрно-белое» полотно, где оживает и убивает наповал зрителя бесприютная послевоенная История — холодный, монохромный, гранитный мир, не дающий надежды на простое человеческое тепло. Серыми «зубами» торчат на сцене колонны — осколки павшей империи, печные трубы сгоревших в войну домов, острые углы протокольного мира, где трудно человеку укрыться от испепеляющего внутреннего холода. Девушка Сашенька (Кристина Лапшина) мучается гормональной атакой и острым желанием любви, злится на весь мир и ненавидит мать (Анна Ходон), которая покорно и жертвенно ворует для дочки столовские объедки, пряча их в портянки. Лейтенант Август (Егор Уланов) приезжает в город, чтобы откопать ночью из стылой сточной канавы свою убитую соседом семью, — сцена мёрзлая, некрофильская, страшный в неизбежности своей урок, который рано или поздно заставит нас ответить на вопросы «пройденного материала».

 

— Для чего сегодня нужно «Искупление»? Я думаю, что каждый может задать себе этот вопрос, — говорит Алексей Крикливый. — Есть такая теория «неоплаканного горя». В нашей стране не все могут прийти на могилы к своим родственникам оттого, что 1930—1940-е годы разбросали их неизвестно где. И часть этого горя должна найти свой адрес.

 

Серовский театр драмы привёз сложносочинённый спектакль Петра Шерешевского «Сучилища» — по модной пьесе Андрея Иванова, где современные хипстеры ходят в барбершоп, пытаются «замутить стартап» и экзистенциально пьют виски, живя в параллель гопникам, говорящим исключительно на матерном языке. Российские критики усмотрели в пьесе «шекспировские страсти», но, на субъективный взгляд культурного обозревателя, она напоминает сюжет дворовых песен о том, как «жила девчонка Танька, её любил хулиган, а она полюбила хорошего мальчика, и хулиган Таньку убил».

 

Чтобы придать весомое звучание заурядному, в принципе, сюжету, Пётр Шерешевский поместил его в реалии Александра Грина, где гопница Танька, в льняной юбке Ассоль и с перепачканными рыбой руками (Карина Пестова), ждёт на берегу синего моря своего капитана Серёжу (Кирилл Имеров). Влюблённый в Таньку хулиган Костя (Алексей Дербунович) приплывает, как Харон в лодке, и увозит любимую по волнам Стикса, положив ей на глаза пятаки.

 

— Я стараюсь в любой пьесе искать дистанцию между тем, как она воспринимается на первый взгляд, и тем, как она будет звучать на сцене, — говорит Пётр Шерешевский. — Здесь я перевернул всё из грязно-коммунальных историй в условное средневековье, чтобы получить надмирное звучание.

 

Спектакль «Дознание» Хабаровского ТЮЗа — это не только леденящие душу протоколы допросов с Аушвицкого процесса 1960 года: подробные, детализированные, страшные до слёз, до судорожного вдоха свидетель­ства человеконенавистнического безумия в лагере смерти. Психологический опыт, родственный в чём-то Стенфордскому эксперименту, размышление о том, может ли обычный человек сопротивляться системе или будет с покорностью жертвенной овцы делать то, что велят, превращаясь в равнодушное и циничное чудовище. Это двухчасовое размышление о том, почему люди легко принимают правила даже самой страшной игры, не сопротивляясь, не борясь за свои внутренние границы, не пытаясь дать отпор. Интерактивное погружение в материал и в себя — в замкнутом пространстве гаража Новосибирского кукольного театра.

 

Надо сказать, что такой психологический эксперимент по пьесе Петера Вайса воспринимается публикой неоднозначно. Как рассказала после спектакля творческая группа, «в Питере спектакль приняли на ура, а вот в Москве чуть не побили». В Новосибирске бить никого не стали, но итоговой дискуссии, когда каждый говорит о том, что у него во время «игры» в душе шевельнулось, не случилось.

 

— «Дознание» — текст, рассказывающий об ужасных событиях, но ужасы сами по себе уже мало кого по-настоящему волнуют, — поделился режиссёр спектакля Михаил Тычинин. — Гораздо важнее механизмы человеческого поведения, обнажаемые этим текстом. Им мы все подвластны, и о них нужно знать.

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА и Виктора ДМИТРИЕВА

back

Новости  [Архив новостей]

up