19.11.21

Полный хаос

Хаотичное введение QR-кодов поставило предпринимателей в неравные условия. На что ещё пожаловались бизнесмены Новосибирска бизнес-омбудсмену Борису ТИТОВУ.

Сегодня в Новосибирской области без QR-кода нельзя пообедать в ресторане и сходить в учреждение культуры (впрочем, на мероприятия до 100 человек коды не требуют).

Мерам нужна система

Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Борис Титов побывал в Новосибирске. Местным предпринимателям было о чём ему рассказать — отведённого на встречу времени оказалось явно недостаточно.

Бизнес-омбудсмен назвал ситуацию с ограничительными мерами в разных регионах «полным хаосом» и подчеркнул, что одна из основных задач — систематизировать их. Он отметил, что считает неправильным выборочное введение QR-ограничений, так как это ставит предпринимателей в неравные условия. По его мнению, отраслевые требования к бизнесу должны быть систематизированы на уровне правительства страны, а не отданы на откуп регионам.

— Мы выстраиваем отношения с властью, с правительством, чтобы ограничительные меры были системными и понятными всем, а не хаотичными — иногда они просто противоречат здравой логике, — заявил Борис Титов.

Президент Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий Сергей Карпекин отметил: хотя ситуация напряжённая и вирус никак не хочет уходить, промышленники научились с этим жить — на новосибирских предприятиях не было ни одной крупной вспышки заболеваемости. Глава МАРП обратил внимание омбудсмена на ситуацию со средним бизнесом. Сегодня получается, что государственную поддержку получают какие-то глобальные мегакомпании (таких в регионе нет) и малый бизнес, а вот предприятия среднего масштаба остаются «недоласканными». Хотя все они сталкиваются со множеством проблем, главная из которых — резкий рост цен на сырьё.

КСТАТИ
По словам Бориса Титова, в целом по России количество контрольно-надзорных проверок бизнеса, резко снизившееся в 2020 году, в 2021-м вновь начало расти.

Сергей Карпекин осудил бездумное введение QR-кодов, что уже привело к резкому снижению выручки предприятий общепита. Ещё один момент, на который глава МАРП обратил внимание бизнес-омбудсмена, — предполагаемое введение ограничений стоимости отелей во время предстоящих масштабных событий: чемпионата мира по волейболу и молодёжного чемпионата мира по хоккею. На федеральном уровне ставится задача, чтобы стоимость ночи в отеле любого уровня не превышала 3 тысяч рублей, что полностью лишает бизнес надежды заработать на этих событиях.

Приручили — отвечайте!

Руководитель сети общепита Дмитрий Аксёнов сравнил малый бизнес с домашними питомцами, хозяева которых «должны быть в ответе за тех, кого приручили». Он напомнил о резком падении в этой сфере в связи с пандемией, высказал мнение, что от введённых QR-кодов больше вреда, чем пользы, и резюмировал: «Дайте нам денег, чтобы возместить бизнесу потери».

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Николай Мамулат напомнил о том, в период самых жёстких ограничений предприятиям выплачивались суммы в размере МРОТ на выплаты сотрудникам, давали самые льготные кредиты. Сейчас общепит хоть и с ограничениями, но работает. «Вам мало?» — поинтересовался он. Но Дмитрий Аксёнов настаивал на необходимости новых мер поддержки.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Николай Мамулат и российский бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Борис Титов отметил, что сейчас идёт новая волна льготного кредитования, пакет мер поддержки будет представлен правительству, согласится оно или нет, пока неизвестно.

Исполнительный директор Новосибирского областного отделения «Опоры России» Наталия Кошелева рассказала бизнес-омбудсмену о затянувшейся уже на годы ситуации с нестационарными торговыми объектами на остановках транспорта, находящихся под угрозой сноса в связи с изменением дизайн-кода города в преддверии крупных международных событий. А это 2,5 тысячи киосков, 10 тысяч рабочих мест. По её словам, такая проблема есть не только в Новосибирске, но и во многих других городах Сибири.

Борис Титов дипломатично заметил: нельзя обвинять власть в том, что она хочет сделать город красивее. Он предположил, что тут надо искать компромиссное решение. Так, в Москве, по его словам, 90% предпринимателей в такой ситуации сами снесли свои объекты, получив возмещение — по 52 тысячи рублей за квадратный метр.

Наталия Кошелева затронула тему отмены ЕНВД с 2021 года, в связи с чем большинство ранее использовавших эту систему предпринимателей перешли на упрощённую систему налогообложения. В итоге налоговая нагрузка на них, по её словам, выросла в 8 раз. Если бы приняли предложение «Опоры России» снизить ставки по УСН, это существенно облегчило бы налоговое бремя и стало бы знаком того, что власть понимает проблемы бизнеса. Сам же бизнес, в свою очередь, был бы более уверен в своём завтрашнем дне.

Отрасль лихорадит

О проблемах, с которыми сталкиваются грузоперевозчики, рассказал президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Турнаев. Он констатировал: трудностей много, но самая главная сейчас, которая буквально лихорадит отрасль, — это автоматизированные пункты весогабаритного контроля, в частности в Челябинской области. Перевозчики, которые ничего не нарушают, «попадают» на сотни миллионов рублей штрафов.

— Рамки настраивает компания, которая их устанавливает, — пояснил он. — Волшебным движением руки её можно настроить и как угодно подкрутить. Неровное покрытие, резкое торможение вызывают изменения весогабаритных параметров. В Австрии, например, установлены стационарные посты, там всё делается в спокойном режиме. Но Минтранс нам говорит: денег на стационарные посты нет, только на рамки.

Бизнес-омбудсмен согласился, приведя в пример старые фуры с мягким верхом: если тент не очень хорошо закреплён, ветер отнёс его в сторону — и есть нарушение.

Вячеслав Турнаев сообщил, что на этом проблемы не заканчиваются. Даже если, как это недавно было в Нижнем Новгороде, действие рамок признают незаконным, то вернуть уже уплаченный штраф всё равно не получится. Он попросил попытаться как-то отработать механизм возврата неправомерно взысканных штрафов.

Ещё один аспект транспортных проблем затронул президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов. Он поинтересовался, почему льготные кредиты и субсидии направлены только на приобретение оборудования и не распространяются на подвижной состав. По его мнению, меры поддержки нужно распространить и на приобретение транспорта. Кадровый вопрос в этой сфере также на первом плане: водителей категории Е катастрофически не хватает. Почему? Потому что в автошколах нет средств на оборудование нормальных полигонов для этой категории, сообщил Сергей Максимов.

Тема дня

Бесспорно, сегодня тема дня — QR-коды, констатировал председатель некоммерческого партнёрства «Союз медиков» Олег Шестаков. Сейчас QR-коды могут получить только привитые или переболевшие, хотя в то же время примерно у 1/5 части населения есть высокий уровень антител, но коды им недоступны.

— Мы обратились в Госдуму и получили положительные рекомендации, — сообщил он. — Нам пообещали, что получение QR-кодов для этой категории скоро будет узаконено. Это поможет улучшить ситуацию в общепите.

Олег Шестаков попросил Бориса Титова помочь ускорить этот процесс.

О том, с чем пришлось столкнуться предпринимателям, занимающимся перевозкой угля по муниципальным контрактам, рассказал член организации «Опора России» Роман Шевгеня. Контракты заключались летом, а за последнее время стоимость угля выросла на 60%, и теперь уложиться в установленные рамки не получается. Можно отказаться и получить неустойку, но тогда район останется без угля. Он выразил надежду на возможность компромиссного решения этой проблемы.

— В Новосибирской области ограничительные меры достаточно мягкие по сравнению с другими регионами, — сказал Борис Титов, подводя итоги встречи. — Если говорить о новых мерах поддержки, хотелось бы, чтобы те кредиты, которые сейчас дают под 3 процента с условием сохранения занятости, приравняли к кредитам под 2 процента, которые выдавались в первую волну и которые не нужно было возвращать, если сохраняется занятость. Это было бы самым важным изменением.

Что касается QR-кодов, я понимаю представителей общепита, которые говорят: почему только у нас? В стране ничего не изменится, если только так стимулировать вакцинацию. Если мы хотим действительно её ускорить, такие ограничения должны касаться абсолютного большинства отраслей. Например, в транспорте тоже надо вводить QR-коды. Если мы хотим жить без коронавируса, придётся себя в чём-то ограничивать.

Татьяна МАЛКОВА | Фото Александра ГРИБАКИНА
back
up