01.07.19

Отменить нельзя отрегулировать

Почему «серые» схемы в обращении с лесом работают бесперебойно и как заставить действовать закон, за исполнение которого никто не несёт ответственности, разбирались депутаты аграрного комитета Законодательного собрания.

От 80 до 90% древесины в НСО, предназначающейся для строительства, в результате уходит на рынок, и за счёт этого обогащаются не только лесные коммерсанты, но и те люди, которым эта льгота была предоставлена.

Одним из ключевых положений Закона Новосибирской области №130 «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в НСО» до сих пор является возможность для любого гражданина области получить определённое количество древесины на строительство или ремонт индивидуального жилья и хозяйственных построек по очень доступной цене — порядка 100 рублей за кубометр. Недавно выяснилось, что это положение закона практически не работает.

Леса «налево»

Вопросы о лесе и отпуске древесины населению — будь то дрова, «кругляк» или пиломатериал — на заседаниях комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям обсуждаются регулярно и порой даже продуктивно. Но только «порой» — потому что Лесной кодекс РФ, регламентирующий большинство вопросов в сфере лесных отношений, — закон весьма сложный, местами запутанный и с трудом поддающийся корректировке. Сигналы о проблемах в реализации кодекса из регионов приходят, но прислушиваются к ним редко и не сразу. Яркий пример — ситуация с валежником: вроде бы в кои веки дали людям маленькое послабление, но и здесь всё так закрутили, что на местах до сих пор толком разобраться не могут.

 

На июньском заседании комитета если и не грянул гром, то прозвучал очень громкий и тревожный звонок. Министр  природных ресурсов и экологии Новосибирской области Андрей Даниленко предложил отменить положение о выделении 100 кубометров древесины на строительство и реконструкцию жилья. Предложение было столь радикальным, что депутаты заксобрания, естественно, приняли его без энтузиазма. Ответом стало предложение разобраться, а для этого создать рабочую группу под руководством председателя аграрного комитета Олега Подоймы. С другой стороны, и министра можно понять: анализ, проведённый в регионе с 2014 по 2018 годы, показал: от 80 до 90% древесины, предназначающейся для строительства, в результате уходит на рынок, и за счёт этого обогащаются не только лесные коммерсанты, но и те люди, которым эта льгота была предоставлена. Рабочая группа, собравшаяся 27 июня на первое заседание, начала разбирать проблему с азов. И там оказалось много интересного…

Арифметика «обмана»

В зависимости от метража дома, человеку положено определённое количество дров практически даром — рублей 25—30 за кубометр.

Областной закон №130 предполагает выделение гражданам трёх видов льготной древесины: дрова, на ремонт жилья (30 кубометров) и, собственно, те самые 100 кубов на строительство и реконструкцию. Дрова — это огромная тема, требующая отдельного разбирательства, но вкратце ситуация выглядит так. В зависимости от метража дома, человеку положено определённое количество дров практически даром — рублей 25—30 за кубометр. Все цены на льготную древесину утверждаются областным департаментом по тарифам и не могут меняться. Но есть два больших «но»… Во-первых, в сёлах мало кто топит только дровами — используют в основном уголь, и, к примеру, из положенных человеку 20 кубометров дров, ему реально на зиму хватает пяти-шести. Во-вторых, лес-то тебе государство выделило, но он далеко, его нужно спилить, избавить от сучков, вывезти, распилить на чурки и расколоть. Осуществить от и до весь комплекс работ простой человек не может, поэтому он обращается к профессионалам — арендаторам, предпринимателям, людям, владеющим техникой и навыками. Это, безусловно, увеличивает стоимость кубометра дров, но в данном случае важны даже не деньги (хотя в селе люди очевидно не слишком богаты), а весь сопутствующий набор хлопот, сопровождающий этот процесс. Поэтому человек и коммерсант охотно идут на сделку, устраивающую абсолютно всех: человеку привозят необходимый объём уже поколотых дров, а всё остальное уходит на рынок по рыночной же цене — от 1 000 рублей за кубометр.

 

Но при этой схеме, по крайней мере, человек ничего не зарабатывает, а вот 100 кубометров, выделяемые на строительство дома, позволяют извлечь выгоду всем участникам процесса.

 

Человек, собирающийся строить дом (необходимы земельный участок и разрешение на строительство), покупает у государства 100 кубометров по 100 рублей. Итого — 10 тысяч. По закону он не может отчуждать древесину для собственных нужд (продавать, передавать или дарить), но штраф за это всего лишь в 7-кратном размере. Это не пугает никого, потому что к счастливому обладателю 100 кубов уже стоит очередь из предпринимателей, которые легко отдадут за этот кругляк по 2 500 рублей за кубометр, затем его переработают в пиломатериал и продадут ещё дороже. И даже если тебя поймали и оштрафовали, что происходит крайне редко, то 250 тысяч рублей от продажи леса «налево» с лихвой компенсируют 70 тысяч штрафа. Не говоря уже о 10 тысячах реальной стоимости древесины.

Дьявол — в деталях

Слово «обман» в предыдущем подзаголовке не случайно взято в кавычки: фактически всё в рамках закона, и закон, в целом, вроде бы неплох, но дьявол, как всегда, кроется в деталях. И на заседании комитета, и на рабочей группе депутаты резонно вопрошали: но если лес выделяется на ремонт дома, то как можно не проконтролировать — сделано это или нет? И снова всё непросто. На удивление, ни Лесной кодекс РФ, ни наш областной закон, во многом разработанный с учётом федерального законодательства, не определяют ответственных за его выполнение. НИ-КО-ГО! Полномочия, а точнее их отсутствие, распределены так, что после получения льготы, читай — 100 кубометров, человека просто подталкивают к тому, чтобы стать нарушителем. Минприроды работает по отпуску леса и охране, в полиции большой недокомплект, да и правонарушение в этой сфере сложно выявить, прокуратура тем более вроде как ни при чём — заявлений и обращений нет и быть не может.

 

Здравое предложение высказал председатель Совета депутатов Сузунского района Андрей Севрюженко, предложивший контроль за дальнейшим использованием как дровяной, так и деловой льготной древесины, выделяемой для личных нужд граждан, отдать на уровень муниципалитетов. Он знает, о чём говорит: около 90% людей, стоящих в области в очереди на получение 100 кубометров леса на строительство, реально проживают или подали заявления в Сузунском районе.

 

— Отменив эту норму, мы заметно снизим темпы частного строительства в области, — отметил Севрюженко. — Люди ведь строят, и хотят строить, просто когда до них доходит очередь, дом уже возведён, и те 100 кубометров, которые он наконец-то получает, только и остаётся что продать по рыночной цене. Может быть, стоит подумать о выдаче этого леса частями, по мере реального возведения дома, или найти какие-то другие механизмы, но если кто и должен за этим следить, то только местная власть, которая рядом и может контролировать ситуацию.

 

Ремарка Севрюженко заслуживает особого внимания в той части, что получить лес на строительство действительно можно не так быстро — порой это занимает и три года, и пять лет. А если у тебя есть и участок, и разрешение, и ты действительно решил строить, то возьмёшь и построишь. И неважно из чего: кирпич, сибит, да хоть итальянский мрамор. Просто в конце вместо 10 тысяч выплаченных государству, ты получишь 250 тысяч. И всё честно, всё — по закону!

Назад дороги нет

Накал страстей и многообразие предложений на заседании рабочей группы зашкаливали. Получить ответ на один из главных русских вопросов так и не удалось, зато все смогли узнать, чего делать не нужно. Представитель областной прокуратуры чётко и недвусмысленно дал понять, что отмена даже одного из положений нашего областного закона сейчас невозможна — это будет прямым противоречием федеральному законодательству. Насчёт ужесточения штрафов за отчуждение леса для личных нужд также необходимо решать наверху. Но была и приятная новость: в компетенции региона остаётся право определять очерёдность получения леса и категории граждан, которые могут пользоваться приоритетом. Сейчас и погорельцы, и многодетные семьи — те, кого депутаты предлагали оставить в любом случае, стоят в общей очереди, но им можно помочь и вывести за скобки. Что делать с остальными, как весь этот процесс контролировать, и кто за что будет отвечать, предстоит обсуждать на следующих заседаниях рабочей группы.

Виталий ЗЛОДЕЕВ

 

КОММЕНТАРИЙ

Олег ПОДОЙМА, председатель комитета зак­собрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям:


— Собрались мы по одному вопросу, а вскрылся целый пласт проблем, по которым в данный момент нет очевидного решения. Однако радует сам факт того, что это положение областного закона нельзя отменить — депутаты с самого начала предлагали избегать кардинальных решений и не лишать помощи нуждающиеся категории граждан и тех, кто действительно использует древесину для личных нужд. Несмотря на начавшиеся парламентские каникулы рабочая группа не уходит в отпуск. Наоборот, я уверен, что мы соберёмся в самое ближайшее время, чтобы выслушать уже конкретные и конструктивные предложения по тому, как нам избавиться от «серых» схем в вопросах оборота древесины. Раз уж положение закона нельзя отменить, то его нужно отрегулировать так, чтобы оно было реально действующим и работающим на развитие региона, на жилищное строительство в сельской местности.

back

Новости  [Архив новостей]

up