28.02.19

Он подарил нам крылья

Меньше года прожил в Новосибирске знаменитый создатель ЦАГИ — Сергей Чаплыгин, но каким ярким оказался след, оставленный им на этой земле

В кабинете научного руководителя СибНИА Алексея Серьёзнова висит портрет Сергея Алексеевича Чаплыгина. 

 

Война за «воздух»

19 августа 1941 года правительство Советского Союза принимает решение о создании второго научного авиационного центра на востоке страны. Немецкие войска уже в Смоленске, на картах их лётчиков район нынешнего города Жуковского в Подмосковье, где находился ЦАГИ — Центральный аэрогидродинамический институт, очерчен кружком — «Не бомбить!». Нацистской Германии очень нужна была научная база советской авиации. При этом только за первый день войны в результате налётов немецкой авиации на аэродромах страны были выведены из строя 1 200 самолётов. Вторая мировая война стала невиданным в истории противоборством авиационных сил воюющих государств.

 

В ЦАГИ начались спешные сборы, нужно было срочно подготовить к эвакуации экспериментальное оборудование лабораторий, паковали его тут же, на территории, при свете ночных фонарей. И уже в октябре 1941 года секретные эшелоны прибыли в Новосибирск — чуть более 500 человек во главе с Сергеем Алексеевичем Чаплыгиным, которому на тот момент было 72 года. Научный руководитель ЦАГИ не был директором института, но наряду с началом теоретических работ предстояло построить базу с нуля, и тут его организационный талант снова пригодился в полной мере.

 

Людей разместили в авиационном техникуме на Красном проспекте, 72. Для строительства стратегически важного в условиях войны научного центра уже была подготовлена территория в центре города — на месте нынешнего Нарымского сквера. Однако от этой идеи пришлось отказаться, научной базе требовался постоянный контакт с промышленностью, поэтому новосибирский филиал ЦАГИ ( как он назывался до 1946 года, из которого потом вырос Сибирский научный институт авиации (СибНИА)) стали строить рядом с авиационным заводом. За основу был взят один из проектов ЦАГИ, по нему возводили корпус № 1.

 

Строительство корпуса № 1.

 

Сергей Алексеевич внимательно следил за этой работой, разбирался с чертежами и документами, обращался за помощью в наркомат авиационной промышленности СССР — чтобы ускорить строительство. Его тревожил затянувшийся перерыв в аэродинамических исследованиях: труба в ЦАГИ была заморожена, другого такого испытательного стенда на всей территории Советского Союза не было. Перед сибирским институтом стояла невозможная на тот момент задача — обеспечение активных действий военной авиации. При огромных финансовых и человеческих затратах на производство ресурс боевого самолёта по разным оценкам составлял примерно около часа, хотя были среди «летающих машин» и долгожители. Советские самолёты должны были летать быстрее, выше, дольше, а их боевые возможности — расти. В марте 1942 года в письме наркому авиационной промышленности Сергей Чаплыгин предлагает сделать одной из ведущих задач ЦАГИ создание самолёта с реактивным двигателем.

 

— Коллектив новосибирского филиала ЦАГИ принял решение построить аэродинамическую трубу в авиационном техникуме — на свои деньги и в нерабочее время, а работы у них и так хватало. Эта труба до сих пор действует, являя собой памятник самоотверженного труда на научном фронте. На ней учатся и проводят эксперименты студенты, — рассказывает научный руководитель СибНИА имени С. А. Чаплыгина Алексей Серьёзнов, доктор технических наук, профессор. — А на территории филиала по проекту ЦАГИ строилась труба Т-203, работы завершились в 1943 году, уже после смерти Сергея Чаплыгина, и только с 1944-го она заработала на нужды фронта. В дальнейшем на ней были получены блестящие результаты по аэродинамике экранопланов ОКБ Алексеева. В этой трубе идёт отработка аэродинамики практически всех самолётов, которые строятся в России. Наконец, в ней создан облик самолёта Су-27, лучшего сегодня сверхзвукового самолёта в мире. Так наследие Сергея Алексеевича Чаплыгина, сыгравшего огромную роль в создании основы нашего института, продолжает жить и развивает науку.

 

Аэродинамическая труба Т-203 в СибНИА была построено в 1943-м году и действует до сих пор.

 

Внешне простая конструкция оказалась уникальным инструментом по развитию авиации. Всего таких аэродинамических труб в советское время было построено четыре: в ЦАГИ, нынешнем СибНИА, Ленинградском кораблестроительном научном институте и киевском ОКБ Антонова. Сейчас остались только три, и все исправно работают.

Вся жизнь — в 12 листах

Сотрудники отдела научно-технической информации СибНИА Наталья Бацунова и Вера Кононова с юбилейным календарём.

 

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Алексеевича Чаплыгина. К предстоящей дате в СибНИА выпустили юбилейный календарь. Полгода сотрудники отдела научно-технической информации ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» — замначальника отдела Вера Кононова и редактор Наталья Бацунова — собирали информацию, работали с архивами, изучали документы и литературу (в основном из собрания библиотеки института). Так была составлена подробная биография выдающегося учёного, на 12 листах календаря — уникальные снимки и документы, редкие исторические факты. Сразу оговоримся, собранный массив данных подвиг авторов к написанию сборника о жизни Сергея Чаплыгина, и эта работа уже идёт.

 

Родился Сергей Алексеевич Чаплыгин 5 апреля 1869 года в Рязанской губернии в городе Раненбурге, ныне это город Чаплыгин. Отец будущего создателя гидроаэродинамики, Алексей Тимофеевич, служил продавцом в лавке, а мать, Анна Петровна, вела домашнее хозяйство. Родители жили дружно, но семейное счастье было недолгим. Когда Серёже было два года, отец умер от холеры. Мать по настоянию родителей вторично вышла замуж и увезла сына в Воронеж. Здесь не по годам серьёзный мальчик, обладавший феноменальной памятью, Серёжа Чаплыгин поступил в гимназию. В свидетельстве об успеваемости, помещённом на первом, январском листе юбилейного календаря, — сплошные пятёрки. В 13 лет он уже репетиторствует, учит сыновей зажиточных горожан математике, немецкому и греческому языкам, латыни. Отчим оставил мать с пятью детьми, и подросток становится кормильцем большой семьи. Он знал цену своему труду, как-то на замечание хозяйки, что дворник получает меньше него, ответил: вот и нанимайте его учить сына.

 

Окончив в 1886 году гимназию с золотой медалью, Сергей поступает на физико-математический факультет Московского университета. Он прилежно занимается, хотя ему по-прежнему приходится давать частные уроки. Бо́льшую часть денег он посылает матери в Воронеж. Живёт впроголодь, на уроки в другой конец Москвы приходится добираться пешком, но Чаплыгин настойчиво овладевает науками. Поступая в университет, Сергей думал специализироваться по чистой математике, но под влиянием лекций профессора Жуковского увлёкся механикой. По совету профессора Чаплыгин начинает свой первый научный труд по гидродинамике «О движении тяжёлых тел в несжимаемой жидкости». Это исследование в 1890 году университет отметил Золотой медалью.

 

«…Сергей Чаплыгин проявил большой интерес к занятию теоретической механикою и обнаружил в этом деле далеко незаурядные способности, я покорно прошу факультет оставить его при университете для приготовления к магистерскому экзамену по прикладной математике», — писал в прошении на математический факультет профессор Н. Е. Жуковский. Так первый научный труд Чаплыгина определил его дальнейшую жизнь.

 

— Докторская диссертация «О газовых струях», как пишет биограф Лев Гумилевский, была написана за один присест, когда Сергей Алексеевич находился на отдыхе в Сочи, ему было 33 года, — рассказывает Вера Кононова. — Эта работа, в которой был предложен метод исследований струйных движений газа при любых дозвуковых скоростях, опередила своё время на десятилетия. В то время, когда авиация делала свои первые шаги, учёный писал о движении со скоростями, близкими к скорости звука.

 

На конференции по большим скоростям в авиации в Риме, в 1935 году, иностранные учёные назвали работу Чаплыгина лучшим исследованием в области газовой динамики. И только через сорок лет после появления этой работы самолёты стали летать со скоростями, близкими к скорости звука. Для инженеров, конструкторов и разработчиков авиационной техники труд учёного стал настольным справочником.

 

Вскоре после защиты докторской диссертации Чаплыгин был избран профессором Московского университета. Февральский лист юбилейного календаря рассказывает о преподавательской деятельности С. А. Чаплыгина. В разное время и одновременно он преподавал во многих московских высших учебных заведениях: университете, высшем техническом, инженерном и коммерческом училищах, лесном и межевом институтах, на высших женских курсах, организатором и директором которых Сергей Алексеевич был в 1905—1918 годах, под его руководством строилось здание будущего 2-го Московского университета.

 

Разрезное крыло

В 1910 году Сергей Чаплыгин выступил на заседании Московского математического общества с докладом, в котором показал, как можно подсчитать циркуляцию при обтекании крыла потоком воздуха. Таким образом, следом за Жуковским, объяснившим возникновение подъёмной силы крыла самолёта, Чаплыгин сделал второй фундаментальный шаг — показал, как можно вычислить реальную подъёмную силу крыла самолёта.

 

Когда в 1911 году в Московском университете произошли студенческие волнения, жестоко подавленные тогдашним министром просвещения Кассо, в знак протеста против расправы над студентами из университета ушли все лучшие профессора и преподаватели, в том числе и Чаплыгин. Сергей Алексеевич вернулся в университет только после Октябрьской революции; помимо преподавания, продолжал заниматься исследовательской работой. В стране начинается большая работа в области воздухоплавания. В 1918 году в Москве организуется Центральный аэрогидродинамический институт, его директор Николай Жуковский привлекает к работе своего бывшего студента Чаплыгина, поручая ему руководство филиалом ЦАГИ в подмосковном Кучино. Но их сотрудничество продолжалось недолго: в 1921 году Жуковский умирает, и председателем коллегии ЦАГИ единогласно избирается Чаплыгин. Он целиком отдаёт себя строительству института, грандиозного по масштабам. Под руководством Сергея Алексеевича создаются различные лаборатории для испытаний, конструкторское бюро и даже опытный завод, на котором можно было строить самолёты. В ЦАГИ идут испытания глиссеров, проектируются геликоптеры и дирижабли. Одновременно Чаплыгин ведёт большую научную работу. В статье «Схематическая теория разрезного крыла» (1921 г.) он указывает, как можно улучшить аэродинамические качества крыла, увеличить его подъёмную силу, а затем продолжает эту тему в работе «К теории открылка и закрылка» (1931 г.), написанной вместе со своим учеником Н. С. Аржаниковым. Все современные самолёты имеют крылья с управляемыми закрылками и щитками, которые позволяют уменьшать посадочную скорость самолёта. Тогда же таких крыльев ещё не было. Сергей Алексеевич шёл впереди современной ему техники. Сегодня составные и решётчатые крылья — обычный элемент многих транспортных систем. Они установлены на космических кораблях серии «Союз» (как элемент аварийного спасения кабины с космонавтами), на судах с подводными крыльями, на морских кораблях для стабилизации их во время качки.

 

Научная деятельность Чаплыгина выдвинула его на одно из первых мест среди учёных Советского Союза, в 1926 году он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1929-м — академиком. Огромная административная работа, которую вёл Чаплыгин как директор-начальник ЦАГИ, отнимала много сил, и в 1931 году учёный попросил освободить его от занимаемой должности по состоянию здоровья. Просьба была удовлетворена, но работу в ЦАГИ Чаплыгин продолжал до последних дней жизни. Он был начальником общетеоретической группы института, а с 1940 года возглавлял аэродинамическую лабораторию, которая теперь носит его имя.

Среди наград Сергея Чаплыгина — два ордена Ленина. На фото 1941 года «всесоюзный староста» Михаил Калинин вручает ему высшую награду. Чаплыгин стал первым отечественным учёным — Героем Социалистического Труда, отмеченным за выдающиеся научные достижения в области аэродинамики, открывшие широкие возможности для серьёзного повышения скоростей боевых самолётов.

 

На июльском фото — вся семья Чаплыгиных на отдыхе: жена Екатерина Владимировна, дочь Ольга, в то время балерина филиала Большого театра, и сын Юрий — будущий талантливый математик. Когда началась война, Сергею Алексеевичу предложили уехать из Москвы, но он отказался. А в октябре 1941 года прибыл в Новосибирск, чтобы руководить работами по созданию филиала ЦАГИ. Каждый день на строительной площадке можно было видеть престарелого учёного, отдающего чёткие и ясные распоряжения. Сергей Алексеевич Чаплыгин умер от кровоизлияния в мозг 8 октября 1942 года в Новосибирске, не дожив до Победы, в которую свято верил. Последние написанные им слова были: «Пока есть ещё силы, надо бороться… надо работать».

Пусть остаётся с нами

В Новосибирске Сергей Чаплыгин возглавил Комитет учёных по решению важных оборонных проблем, объединив вокруг себя учёных и деятелей культуры. Он заложил прочный фундамент академической науки в центре Сибири. Его ученики и последователи — академики Михаил Лаврентьев и Сергей Христианович — позднее возвели крупнейший центр фундаментальной и прикладной науки мирового уровня — новосибирский Академгородок. 2—5 апреля в Новосибирске при поддержке правительства Новосибирской области состоится ряд знаковых мероприятий, посвящённых юбилею Сергея Алексеевича Чаплыгина. Они пройдут и на площадке правительства области, и в Экспоцентре, и в Академгородке, а завершатся в СибНИА, где 5 апреля состоится возложение цветов к могиле С. А. Чаплыгина и салют в его честь.

 

Могила Сергея Алексеевича Чаплыгина находится на территории СибНИА и является памятником истории федерального значения.

 

Похоронен учёный на территории института, напротив 1-го корпуса, строительство которого начиналось под его руководством. Могила Чаплыгина является памятником истории федерального значения.

— Вопрос с местом захоронения Сергея Алексеевича возник сразу. Перевезти на родину в Раненбург не представлялось возможным — шла война. Тогда партийный комитет филиала ЦАГИ вышел с предложением, захоронить его на территории авиационного центра. Обком партии поддержал это решение, — рассказывает Алексей Серьёзнов, в СибНИА он приехал в 1958-м, после окончания Ленинградского института авиационного приборостроения, здесь ещё были люди, которые работали с Чаплыгиным. — Во время перестройки, когда возникали разные течения и мнения, ко мне приезжали представители города Чаплыгина с предложением перевезти прах на родовое кладбище, но для этого нужно было принимать решение на высоком уровне, из-за отсутствия финансов и по другим причинам этого не случилось. Я считаю, правильно, что он остаётся здесь, с нами, и пусть будет так всегда. Пусть его дух вдохновляет нас на будущие победы.

В Новосибирске именем Чаплыгина названа улица, пересекающая Красный проспект. На доме, где жил Сергей Чаплыгин (ул. Фрунзе, 8) установлена мемориальная доска — правда, после ремонта здания она не в лучшем состоянии. Сотрудники СибНИА написали обращения в областное министерство культуры и местное ЖЭУ, им обещали привести доску в порядок. Имя Сергея Чаплыгина носит и сквер в Заельцовском районе, в самом конце Красного проспекта, но знают об этом немногие. Разработать проект по идентификации сквера предложили студентам и архитекторам, планируется конкурс творческих работ. Это не просто имя на карте города: Сергей Чаплыгин сделал Новосибирск известным, подарил ему крылья и научил летать, если не буквально, то силой мысли подниматься над днём сегодняшним, чтобы заглянуть в завтра.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up