24.10.19

Настоящий детектив

Известное «золотодолинское» панно «Охота» — демонтировано, утеряно или похищено?

Можно часами разгадывать тайны символов, которые Сокол зашифровал в своём панно «Письменность и печать».

Культура города — это не только количество театров, концертных площадок и музеев «на душу населения», это прежде всего почтительное отношение к мас­терам, которые оставили в нём свой творческий след. Но, судя по некоторым событиям, включая войну за мозаику «Строители коммунизма» Василия Кирьянова, к своему культурному наследию мы относимся пренебрежительно — по принципу «после нас хоть потоп».

 

Художник-монументалист Владимир Сокол оставил в наследство Новосибирску суровую иконопись — панно «Покорители Оби» (ГЭС), образные секреты в духе Дэна Брауна, запечатлённые в панно «Письменность и печать» (стена издательского комплекса «Советская Сибирь»), и другие атмосферные работы — в Доме учёных, фойе НГУ, театре «Глобус». К любому заказу он относился максимально честно и с душевным трепетом — будь то выкладывание из речной гальки дна фонтана возле торгового центра Академгородка или создание монументального панно «Богатство Сибири» в Доме учёных. Правда, город не сов­сем честно относится к его творческому наследию. Первый скандал грянул, когда 5 августа 2019 года на сайте аукционов «Мешок» всплыл лот под названием «Деревянное панно» со стартовой ценой в 300 000 долларов США (19,5 млн рублей). Им оказалось уникальное панно-диптих Владимира Сокола «Рождение Оби» и «Сартакпай», которое считалось погибшим во время пожара в здании речного вокзала в 2003 году. «Панно находилось в зале ожидания речного вокзала Новосибирска. После пожара считалось утраченным. Найдено недавно на складе, все элементы в наличии, в хорошем состоянии, все аккуратно упакованы, склад сухой. Позже добавлю фото со склада. Осмотр и торг на месте. Отправление за счёт покупателя», — оставил комментарий продавец. Правда, после того как сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев выложил в соцсетях этот лот с комментариями, — мол, нашлось панно Владимира Сокола, — торги сразу завершились. Тогда новосибирские искусствоведы давали экспертные мнения, что панно «Рождение Оби» является оригинальным и ценным образцом монументального искусство советского периода и должно храниться под охраной в музее.

Вот так «при жизни» выглядело панно «Охота» в ресторане гостиницы «Золотая долина».

Вторая волна, связанная с творчеством известного монументалиста, докатилась до редакции «Ведомостей» из Советского районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Вот что рассказывает сотрудница общества Маргарита Калетина:

 

— В 1965 году в Академгородке была построена гостиница «Золотая долина», а при ней — ресторан. И оформлять этот ресторан взялся Владимир Сокол. Панно «Охота» было пятнадцатиметровым и являлось аллюзией на серию научных открытий мирового значения Института археологии СО РАН.

 

Как выяснилось, в 2014 году в ресторане «Золотая долина» была выполнена перепланировка, и панно демонтировали, так как не оно вписывалось в новую концепцию гостиничного общепита. А потом вдруг потерялось. Пятнадцатимет­ровая «Охота» исчезла. Как объяснили собственники ресторана, «во время ремонта подрядчики его куда-то дели». Маргарита Владимировна обратилась с просьбой в СО РАН: это же культурное наследие, давайте попробуем «Охоту» найти. Вот что официально ответил управляющий делами СО РАН Владимир Щенятский: «Указанная вами работа В. Сокола была демонтирована при проведении ремонта в помещении ресторана гостиницы. Документы, подтверждающие значительную ценность панно, в СО РАН отсутствуют, экспертиза установления ценности не проводилась. На основании изложенного восстановление панно «Охота» в ресторане гостиницы «Золотая долина» считаем нецелесообразным».

 

Не веет ли от этой официальной отписки холодной канцелярщиной советского периода? Да, в жизни художника не случилось персональной выставки и не все его работы попали в каталог — не были, образно говоря, инвентаризированы. Но это же не повод «разбрасываться» культурным наследием только по той причине, что отсутствуют документы, подтверждающие его ценность? Кстати, новосибирские искусствоведы предполагают, что панно «Охота» не было демонтировано, его замуровали при ремонте стеновыми панелями. «Мне больно видеть, с какой небрежностью законные владельцы обращаются с творческим наследием моего отца, и я страдаю от бессилия что-либо сделать для его спасения», — сказал сын художника Игорь Сокол.

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Материалы по теме:

23.01.19 Город, который мы теряем: от А до Я. Часть 2

«Ведомости» продолжают проект, посвящённый городским зданиям с историей, которые не имеют охранной грамоты

15.01.19 Город, который мы теряем: от А до Я

«Ведомости» составили список зданий, которые Новосибирск может потерять. Мы ранжировали его по «алфавитному» названию улиц, на которых эти здания — пока — стоят

05.09.18 Новосибирск, который мы теряем

Новосибирцы составили перечень исторических зданий, которые город может потерять

11.07.18 BACK IN USSR

«Ведомости» начали собирать коллекцию старой наружной рекламы, оставшейся нам от советских времён. С каждым таким «объектом» связаны какие-то истории, воспоминания и события. С большим удовольствием делимся с вами своими находками.

23.02.18 Сохранить нельзя перенести

На каких зданиях в Новосибирске сохранились мозаичные панно и почему одну из известных мозаик могут снять, чтобы перенести в другое место?

26.06.17 ТОП-5 заброшенных исторических зданий Новосибирска

Очередной рейтинг «Ведомостей» посвящён домам и памятникам, забытым городом, брошенным на произвол судьбы.

up