12.11.19

Накормить за 15 минут

Нужны ли Новосибирску к молодёжному чемпионату мира по хоккею новые отели и как жители города могут поучаствовать в создании меню для его гостей?


Бариста демонстрируют своё мастерство на Сибирском фестивале кофе.

Как снять сливки?

Развитие торговли в современных условиях, новые вызовы, возникающие перед ритейлом, рыночные тенденции и поиск форматов, отвечающих меняющимся запросам, — эти и многие другие темы стали предметом всестороннего обсуждения на II Новосибирском торговом форуме, прошедшем в Экспоцентре 6—8 ноября. В числе организаторов форума — Минпромторг РФ, министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, Новосибирское отделение организации «Опора России», Ассоциация малоформатной торговли, Сибирская выставочная компания.

 

Помимо заседаний, сессий и дискуссий в рамках форума прошли мастер-класс «Пивной сомелье», Сибирский фестиваль кофе, открытые чемпионаты по гастрономическому ритейлу и барменскому мастерству, ярмарка товаров местных производителей.

 

Одной из самых актуальных тем, обсуждавшихся на площадках форума, стала подготовка сферы обслуживания Новосибирска к проведению молодёжного чемпионата мира по хоккею, который пройдёт на стыке 2022–2023 годов. В дискуссии о концепции развития сфер HoReCa в преддверии МЧМ приняли участие представители власти, организаторы чемпионата и те, на чьи плечи ляжет приём и обслуживание гостей спортивного праздника.

 

Открыл диалог Дмитрий Осипов, возглавляющий исполнительную дирекцию чемпионата. Он привёл предварительные расчёты, согласно которым в дни чемпионата ожидается приезд примерно 5—7 тысяч иностранных гостей и 10—12 тысяч российских болельщиков. Плюс представители власти — депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, губернаторы. И одна из главных задач, которая будет стоять перед организаторами, — разработать концепцию организации торговли и общественного питания.

 

Существенный сдерживающий фактор, мешающий полноценному развитию этой сис­темы, — наличие множества ведомственных барьеров. О том, что делается для сокращения их числа, рассказала начальник отдела развития электронной торговли, общественного питания и бытовых услуг департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Марина Сеидова. По её словам, департамент сейчас ведёт большую работу по упрощению и сокращению требований, предъявляемых к уличному бизнесу. Разработана упрощённая система контрольно-надзорных мероприятий, которая позволит уйти от излишней зарегулированности. Пока она в пилотном режиме отрабатывается в трёх регионах, но ко времени проведения чемпионата уже может быть распространена и на остальные территории.

 

Однако предполагаемые послабления не должны повлиять на санитарно-эпидемическое благополучие в городе во время чемпионата, подчеркнул представитель Роспотребнадзора по Новосибирской области Александр Молокоедов. Ведомство уже ведёт подготовительную работу, нацеленную на то, чтобы снизить подобные риски. Организаторам мероприятия разосланы соответствующие предложения, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций. Надо учитывать, что среди тысяч приезжающих гостей не все могут быть абсолютно здоровы, и задача хозяев — максимально защитить туристов от возможного распространения микробов и вирусов, подчеркнул представитель Роспотребнадзора.

 

О том, с чем столкнулся уличный бизнес во время проведения чемпионата мира по футболу в Москве, рассказал вице-президент Ассоциации малоформатной торговли России Илья Завельский. По его словам, улица Никольская, ставшая неформальным центром туристической тусовки, была переполнена, рестораны и точки общепита буквально разрывались от наплыва гостей, работали 24 часа в сутки и всё же собрали не столько средств, сколько могли бы при более грамотной организации работы. К размещению фудтраков во время спортивных мероприятий предъявляются особые требования, подчеркнул Илья Завельский: перерывы в матчах по 15 минут, за это время нужно будет успеть обслужить более 10 тысяч человек, которые обязательно захотят что-то съесть. У иностранных гостей сейчас растёт интерес к Сибири, народу приедет много, бизнес может заработать колоссальные деньги, и уже надо готовиться к тому, чтобы эти сливки грамотно снять, посоветовал новосибирцам столичный коллега.

Без «длинных ковшей»

Гостей нужно не только вкусно накормить, но и представить им город с наилучшей стороны, — таков основной мотив выступления начальника отдела дизайна городской среды департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска Ивана Фаткина. Как предполагается облагородить гостевые маршруты в преддверии чемпионата? Это касается в первую очередь разномастных и разностилевых рек­ламных конструкций, за которыми сегодня зачастую не видно фасадов зданий. При этом никакой «ночи длинных ковшей» предпринимателям опасаться не нужно, заверил Иван Фаткин, — изменения будут проводиться эволюционно, по мере истечения сроков разрешений. Он привёл в пример Москву и Казань, которые, по его словам, довольно оперативно привели свои улицы в приличный вид. Это предстоит сделать и Новосибирску.

 

Начальник управления потребительского рынка мэрии Виталий Витухин отметил, что городские власти постоянно работают над тем, чтобы позиционировать Новосибирск как привлекательный для туристов город. «И когда нам прямо в руки идут два таких спортивных события, грех их не использовать», — подчеркнул он, имея в виду, помимо молодёжного хоккейного первенства, ещё и игры чемпионата мира по волейболу 2022 года. Сейчас происходит выяснение, какое количество мест для туристов могут обеспечить действующие отели, хостелы, частный сектор. Есть идея — прямо по прибытию раздавать гостям бук­леты с перечнем традиционных сибирских блюд, с одной стороны, и адресами мест, где их можно попробовать, — с другой. При этом возникла задумка первые десять блюд взять по советам рестораторов, а ещё десять — смогут предложить сами горожане, сказал Виталий Витухин.

 

Что касается возможного ограничения цен на проживание (все помнят, как заоблачно они взлетели в городах, где проходил футбольный чемпионат), то тут, по словам представителя мэрии, муниципалитет вмешиваться не намерен, поскольку просто не имеет на это права. Рынок сам всё отрегулирует: и кто может взять номер за 200 тысяч в сутки, сделает это, и кто в состоянии платить за ночь только 300 рублей, тоже найдёт себе место.

 

Владимир Бурковский и модератор дискуссии, председатель правления федерации рестораторов и отельеров Сибири Галина Шеломенцева.

Do you want… olenina?

Что же касается номерного фонда, то, по мнению Виталия Витухина, его явно недостаточно. С этой точкой зрения не согласился генеральный менеджер гостиницы «Миротель» Владимир Ников — он полагает, что в Новосибирске отелей, напротив, больше, чем требуется, средняя загрузка составляет 60—70%. И если во время чемпионата все места будут заполнены, то что городу делать с избытком номерного фонда после 2023 года?

 

Владимир Ников также подчеркнул важность грамотной организации досуга туристов в свободное от матчей время, так как болельщики — народ активный, и, если их чем-то не занять, могут увлечься алкоголем, а это, в свою очередь, чревато непредсказуемыми последствиями.

 

Ещё один очень важный воп­рос — кадровый. На нём сделал акцент в своём выступлении президент Федерации рестораторов и отельеров Сибири Владимир Бурковский. Он отметил: разработать достойное меню — дело важное, но очень многое зависит от того, кто и как это будет подавать. Решать проблему подготовки кадров необходимо общими усилиями, в этом должны принять участие мэрия Новосибирска, областные минпромторг, минобразования, подразделения, отвечающие за молодёжную политику. И медлить с этим нельзя, подчерк­нул Владимир Бурковский, — дорожную карту нужно было разработать уже давно. Кроме туристов, в город приедут представители федеральных служб, которые будут отвечать за порядок, ожидается много волонтёров, и всех этих людей тоже надо будет кормить. Кто этим будет заниматься и какова квалификация этого персонала? На каком уровне находится знание иностранных языков? Кто сможет грамотно предложить иностранному гостю, к примеру, оленину под брусничным соусом? Владимир Бурковский подверг сомнению приводившиеся предварительные расчёты по числу гостей: по мнению ресторатора, их наверняка наберётся под 100 тысяч, и всех нужно будет расселить, накормить, развлечь. Понятно, что бизнес хочет заработать на мероприятии, а чтобы это получилось, нужно провести тотальную оценку уровня квалификации кад­ров — и Федерация рестораторов и отельеров Сибири готова это делать совместно с органами власти, заверил Владимир Бурковский, добавив: «Посмотрим, что получится. Думаю, получится хорошо».

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up