26.11.19

На перекрёстке дорог

Ярославский художественный музей привёз в Новосибирск коллекцию на одну из главных тем русской культуры.

У картины Владимира Орловского «Летний день».

 

Выставка «Пути-дороги» из собрания Ярославского художественного музея (ЯХМ) открылась в Новосибирском государственном художественном музее. И посвящена она одному из ключевых символов русской культуры — дороге в самых разных её проявлениях. Новосибирск стоит на перекрёстке многих дорог, город вырос из посёлка строителей железнодорожного моста, когда к Оби подошёл Великий сибирский путь. Именно в это время создавались картины, представленные сегодня в НГХМ: 65 живописных и графических работ русских художников XIX — начала XX века. В этот короткий период русское искусство стремительно развивалось, увидеть это можно по стилевому разнообразию и художественной палитре работ на выставке — от поздних передвижников к творческим экспериментам и постсезанизму.

 

 

— Наши музеи многие годы связывает очень тёплое дружеское сотрудничество, — отметил директор НГХМ Сергей Дубровин. — Ярославцы очень ответственно относятся к выставкам. Что бы они к нам ни привозили, это всегда интересно и на высоком профессиональном уровне — и организационно, и по содержанию. Большое спасибо Ярославскому художественному музею! К слову, в декабре он отметит своё 100-летие.

 

Лев Каменев, Ночь на реке, 1872 год.

Идея выставки созрела давно, в собрании ярославского музея много пейзажей с видами дорог. Но одно дело — фантазировать, а другое дело — поднять из фондов, отреставрировать, привести в порядок, «переодеть», то есть сменить родные рамы на дорожные. Выставка, в которую свой труд вложило большое количество людей, была создана специально для Новосибирского художественного музея.

 

Заместитель директора Ярославского художественного музея  Алексей Федорчук.

 

— Хочется, чтобы как можно больше посетителей увидели эти работы, для картин ведь это праздник — выйти в свет. Любая выставка — очень недешёвое мероприятие: колоссальные страховки, специализированная транспортировка. У многих музеев есть желание принять выставки, но нет возможности их привезти. Поэтому накал выставочной жизни снижается. В последнее время мы возим в основном в Москву, Петербург и заграницу, — рассказывает Алексей Федорчук, заместитель директора ЯХМ. — Новосибирск для нас важен ещё и тем, что многие выставочные проекты нашего музея здесь поддерживают впервые. А нам действительно есть что показать — в собрании 80 тысяч единиц хранения.

 

Дороги в России — нечто больше, чем просто пути. Тракты, протянувшиеся на тысячи километров, просёлки и тропы, реки и моря. Дороги, покрытые морозным белым покровом, как на работах А. А. Зарецкого, Е. Е. Волкова, рассказывают свои истории. Удаль летящей по тракту санной тройки Н. С. Самокиша и чинные катания на Масленицу В. О. Ковалевского — эти картины погружают в атмосферу зимних праздников и развлечений.

 

В изобразительном искусстве дорога воспринимается не только как простое перемещение в пространстве: для художника дорога — сама жизнь. А в русской традиции дорога — это ещё и рассказ о человеке и его судьбе.

 

Предчувствий и ожиданий — как всякое начало жизни — полна картина «Мальчик над Волгой» Александра Савинова. Улыбающийся мальчик-подросток, за его спиной вмёрзшие в лёд корабли: вот придёт весна — тронется река, поплывут пароходы, а с ними и мальчик, возможно, отправится в иную жизнь… Напротив, по другую сторону зала, как символ конца жизни — спокойное и холодное «Зимнее кладбище» Юлия Клевера.

 

Юлий Клевер, Дорога в зимнем лесу, 1897 год.

 

— Юлия Юльевича Клевера в своё время обвиняли в излишней салонности, поэтому его не часто экспонируют. Мы делали несколько лет назад его выставку, собирали работы из других музеев, в том числе привозили из Москвы, — замечает Алексей Федорчук. — Он был большим жизнелюбом, любил жить богато, держал мастерскую, где писали его ученики. После он проходил своей кистью и подписывал полотна, назывались такие работы клеверинками. Сейчас сложно определить, где сам Юлий Юльевич, один, а где с товарищами. У нас есть и подлинные работы, и клеверинки. Мы можем сравнивать. Так что те две большие работы Клевера, которые прибыли на выставку, — это он сам.

 

У этюда Исаака Левитана.

 

Среди жемчужин «Путей-дорог» — подлинные шедевры: акварели Карла Ивановича Кольмана, редко представляемые публике; сюжетно-историческое «Катание в коляске Александра II с детьми» Николая Егоровича Сверчкова; пронизанные светом узкие холсты Дмитрия Кардовского, снятые с поверхности ширмы из красного дерева; этюд Исаака Левитана «Дорога в лесу. Осень», подписанный другом-художником: «Подлинность этюда Левитана подтверждаю. Степанов». Этюды в целях безопасности зафиксированы на постаментах, так что случая с Третьяковкой не пов­торится, уверяют организаторы.

 

Русские художники часто обращались к образу паломника, богомольца и странника. В произведениях А. М. Корина, С. В. Иванова, П. И. Петровичева, В. В. Переплётчикова эти образы представлены искренно, правдиво, мастерски. Есть в экспозиции и работы ярославских художников — В. П. Бычкова, А. Д. Красотина, П. В. Мосягина. Изображающие речные пути, корабли, лодки, пароходы — в них заметны технические приёмы импрессионизма.

 

Созерцая собирательный образ бесконечной русской дороги, зритель наверняка задумается о своём собственном пути: какой «палит­рой» он пишется, в чём черпает краски автор, туда ли стремится его душа.

Выставка будет работать до 9 марта.

back
up