06.10.20

На взлётной полосе

60% покупателей узнают о новых продуктах и брендах из социальных сетей.

Большинство российских покупателей по окончании пандемии намерены вернуться от формата онлайн-торговли в реальные магазины.

Образовательный проект «Школа торговли: развитие e-commerce» начался с круглого стола, за которым обсуждались основные тренды ретейла 2020 года. Открывая заседание, заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Максим Останин представил гостей мероприятия. В их числе — представители ведущих маркетплейсов — OZON, AliExpress Россия, агентств PwC и Nielsen. Замминистра подчеркнул: 2020 год стал настоящей взлётной полосой для развития электронной торговли. Он отметил, что всем было бы интересно сравнить российские тренды с тем, что происходит в мире. Этому было посвящено первое сообщение, с которым выступил заместитель директора офиса PwC в Новосибирске Максим Хайруллин, — «Трансформация потребительского поведения в России и в мире». Он привёл данные двух глобальных исследований по этой теме, проведённых в октябре 2019 года и в мае 2020-го. Результаты показали, что многие покупатели стали больше обращать внимание на стоимость товара, отдавая предпочтение продукции со скидкой. В приоритетах также — качество сервиса, доступность и безопасность услуг, требования к которым повысились. В числе инноваций, успешно зарекомендовавших себя на предприятиях торговли в период карантина, — автоматические кассы, возможность совершать покупки без участия сотрудников магазина, приложения для навигации в проходах магазина, персонализированные предложения, направляемые на смартфон при входе. Используя их, торговые сети открывают полностью автоматизированные магазины, запускают сервисы электронных подсказок, предоставляют онлайн-услуги по подбору товаров.

Большую роль в поддержке связей с покупателями приобрели социальные сети. 60% участников исследования сообщили, что они узнают о новых продуктах и брендах именно из соцсетей.

Пандемия заметно изменила сценарий развития электронной торговли, однако ретейлерам по-прежнему придётся соблюдать баланс между онлайн-шопингом и традиционным форматом, так как большинство российских потребителей всё же предпочитают делать покупки в режиме офлайн, отметил Максим Хайруллин.

Согласно данным опроса, если в мире по окончании пандемии намерены пользоваться онлайн-шопингом 86% респондентов, то в России — лишь 46%.

О ситуации на российском рынке электронной торговли непродовольственными товарами и его новых возможностях рассказал руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти компании Ozon Александр Васильев. Согласно приведённым им цифрам, объём российского рынка интернет-торговли за первое полугодие 2020 года оказался примерно равен объёму за весь 2018 год. Доля электронной розничной торговли в общей картине рынка сегодня составляет 10,9%. Если смотреть по отдельным категориям продукции, то, по опыту компании Ozon, в 2020 году максимальный прирост на фантастическом уровне 1180% показали ювелирные изделия. В числе других рекордсменов — мебель (879%), одежда (362%), спортивные товары (292%).

Александр Васильев отметил, что 56% оборота компании формируют регионы: в частности, Новосибирская область приобретает больше, чем Московская. Число продавцов в нашем регионе выросло с 85 (конец 2019 года) до 310, что особенно важно в период пандемии, — это не только рост качества сервиса, но и сохранение рабочих мест.

О торговле товарами повседневного спроса в условиях новой реальности рассказала руководитель направления по работе с ретейлом Сибири компании Nielsen Мария Гаранина. Она констатировала: ситуация с пандемией наложила заметный отпечаток на покупательские привычки. В числе сил, наиболее сильно влияющих на ретейл, она назвала падение реальных доходов населения, смену образа жизни с формированием новых потребительских привычек и развитие инфраструктуры продаж. Исходя из этого, сформулированы наиболее ожидаемые изменения в сфере торговли на предстоящий год. В их числе — снижение спроса, обусловленное падением доходов, дальнейших рост онлайн-каналов, перебои в цепочках поставок, тенденция к питанию дома, слияния и поглощения в офлайн-ретейле. Отмечая безусловный прогресс онлайн-продаж, эксперт отметила и вызовы, с которыми сталкиваются их потребители. Это перегрузка сайтов и приложений в час пик, длительные сроки доставки, отсутствие необходимых товаров на сайте, долгое ожидание ответа колл-центра. Всё это необходимо принимать во внимание, чтобы удовлетворить потребности «нового покупателя», образ которого сформировался в ходе пандемии.

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика