28.09.17

Мусор – это не игрушки

Судьбу «мусорной концессии» активно обсуждают в правительстве,
заксобрании и горсовете.

А в это время 75% акций ООО «Экология-Новосибирск», которая выступает концессионером строительства двух мусоросортировочных комплексов, выкупила группа «ВИС». Она также владеет ООО «Сибирская концессионная компания», победившим в конкурсе по выбору инвестора строительства четвёртого моста через Обь. Об этом стало известно в конце прошлой недели.

 


Разбились на подгруппы


Концессионное соглашение в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры — объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов в Новосибирской области уже давно стало нарицательным в нашем регионе. Словосочетание «мусорная концессия» слышали практически все, даже если ничего не понимают в сути и деталях — как самого соглашения, так и споров вокруг него. Активную полемику с правительством области, выступающим концедентом, в своё время инициировали депутаты Законодательного собрания, недовольные, прежде всего, экономической стороной концессии, крайне невыгодной для региона. Больше года этот вопрос обсуждается в публичной плоскости, но ответов или внятной реакции на главные вопросы получить так и не удаётся.


Хотя, когда в прошлом году открытый разговор о концессии, уже, кстати, заключённой, только начинался, казалось, результаты могут быть. Достаточно было вспомнить пример того же четвёртого моста через Обь, когда благодаря реакции и жёсткой позиции Законодательного собрания удалось почти вдвое снизить объём гарантированной выручки концессионеру, тем самым потенциально сэкономив бюджету области десятки миллиардов рублей. Но, с другой стороны, все понимали, что готовящаяся концессия и уже подписанная — две огромные разницы. Заключив, на взгляд многих, соглашение на крайне невыгодных условиях, выйти из него область может только ценой ещё больших потерь — как финансовых, так и репутационных.

 

Тем не менее были созданы рабочие группы сначала в областном парламенте, а затем и на площадке правительства. Принципиальных изменений в концессию, кроме мелких уступок, их работа не привнесла, что, кстати, признал и руководитель рабочей группы заксобрания Вадим Агеенко. Но обороты «диалога» нарастали, на волну «хайпа» быстро подсели и многочисленные общественники, поэтому губернатором области Владимиром Городецким было дано поручение создать несколько экспертных подгрупп, которые, видимо, должны были обсуждать многогранный вопрос не «в целом», а предметно по каждому направлению — экономическому, технологическому, экологическому и так далее. Даст ли это результат? Смотря чего вы ждёте! У сторон по-прежнему довольно непримиримые позиции: одни говорят — «Взять и всё отменить», другие — «Отрицаешь — предлагай». Одних беспокоит экономика, другие ничего, кроме решения экологических вопросов, в этом проекте не видят. Словом, «ты — на суше, я — на море, мы не встретимся никак». Нет, физически эти люди общаются, но фактически не слышат друг друга.

8,1 млн рублей составляет стоимость строительства всей инфраструктуры мусорной концессии в Новосибирской области в пересчёте на одну тонну принимаемого и перерабатываемого мусора в год. Для сравнения: в Тамбове эта цифра в разы ниже — 1,3 млн руб. А вот в Санкт-Петербурге, наоборот, — 20 миллионов.

 


«Непрофильный актив»


Недавно состоялось заседание экспертной подгруппы по анализу самых интересных — финансово-экономических — параметров концессионного соглашения. Сразу скажем, что закончилось всё предсказуемо, хотя начиналось довольно интересно. Заместитель министра экономического развития Новосибирской области Лев Решетников представил экспертам не столько финансово-экономические параметры соглашения, хорошо известные и так, сколько логику правительства области, которой они руководствовались при заключении концессии. При этом не обошлось без любопытных, заставляющих задуматься цифр.


Логика, если суммировать сказанное, одна — избавление от непрофильных активов в госсекторе. Ведь не будь компании концессионера, пришлось бы создавать государственную, а это — дополнительные бюджетные расходы на многие годы. Да и вообще, по словам Льва Николаевича, госорганы не бизнес-структура, и у них нет задачи зарабатывать деньги. С одной стороны, он, скорее всего, прав: в среднем 300 миллионов в год, которые будет составлять чистый доход инвестора после вычета всех затрат на обслуживание оборудования, зарплаты и налоги, областной бюджет действительно вряд ли спасут, но на другой чаше весов остаётся масса подводных камней и вопросов.


Ловушки для региона


О них поведал депутат заксобрания Вадим Агеенко. Во-первых, Вадим Алексеевич резонно спросил, почему инвестору-концессионеру изначально были предложены максимально льготные условия, когда только на сортировку мусора мы даём сразу 350 рублей за тонну, хотя ныне существующие на рынке цены в разы ниже. Ещё одним жёстким ограничением для региона является «краеугольное» условие концессии — «не урони мою валовую выручку». Снизил объёмы поставляемого мусора — компенсируй тарифом, что скажется на всех нас, жителях области. Занизил тариф — компенсируй объёмом, а где его взять, если цифры по объёму мусора, «вырабатываемого» Новосибирском, и так весьма приблизительные. Также есть список «особых обстоятельств», составленный исключительно в интересах концессионера, которого мы — область — кругом застраховали, и в случае чего будем нести ответственность. Но и это не самое главное…


Практически в каждом реализуемом в России проекте государственно-частного партнёрства концессионер — это номинальная компания, часто с минимально возможным по закону уставным капиталом. Реально за этим стоит крупный банковский капитал, собственно и дающий деньги на инвестиции и впоследствии забирающий почти всю прибыль. И банк, тоже можно предположить, проблемы ни концессионера, ни концедента абсолютно не волнуют. Что бы у них там ни случилось в долгосрочных отношениях, он всё равно должен получить прибыль.


— Правительство поставило себя и всех нас в позицию поручителя по кредиту. Очень крупному, напомню, — 6,5 миллиарда рублей. Случись что с заёмщиком — надоело заниматься этим проектом, не пошло дело, — и опять расплачиваемся мы. И таких «ловушек» для региона в концессии множество, — подчеркнул депутат Агеенко.
Но и это не самое главное. В принципе, можно позабыть про экологию, о которой все так пекутся, и закрыть глаза на то, что один из двух предполагаемых мусорных полигонов, где будут захоранивать отходы, находится ровно над крупным подземным водным горизонтом. Но очень сложно закрыть глаза на то, что оба полигона — в Верх-Туле и Раздольном — находятся в 15-километровой зоне аэропорта Толмачёво и аэродрома Чкаловского авиазавода. На свалках — вороны, являющиеся прямой угрозой для самолётов и жизни людей, и в этом вопросе договориться невозможно, хотя такие обещания и были. Тот же депутат Агеенко уже размещал у себя на страничке в соцсети скан документа, в котором по Чкаловскому аэродрому и полигону в Раздольном дан жёсткий и однозначный официальный отказ «Объединённой авиастроительной компании». Таким образом, область просто не сможет выполнить свои обязательства перед инвестором, потому что существенные изменения концессии возможны либо в случае крайних форс-мажоров (война, стихия, государственный переворот), либо по решению суда. Куда может подать иск концессионер. И поэтому правительству области, по словам Агеенко и ещё некоторых экспертов, нужно сыграть на опережение: признать свои промахи и начать с нуля. С этим или другим инвестором.

 


Слово концессионера


Ещё один этап обсуждения «мусорной концессии» состоялся в минувший понедельник на площадке горсовета Новосибирска. Председатель городского Совета депутатов Дмитрий Асанцев сразу подчеркнул, что этот круглый стол не подразумевает принятия решений — это полномочия региона, — это просто ещё одна площадка и попытка сторон услышать друг друга.


Главным плюсом круглого стола стал тот факт, что и многочисленные общественники, и журналисты смогли услышать одного из учредителей ООО «Экология-Новосибирск» Юрия Туктарова. Он нередко уходил от ответов, «прикрывался», уже по традиции, заботой об экологии региона, но, как это часто бывает в пылу жарких дискуссий, людям свойственно проговариваться. Не сдержался и Туктаров, заявивший, что компания действует исключительно в юридическом поле и никаких оснований отказываться от выбранных участков под мусорные полигоны — нет. Что же касается близости аэродрома Чкаловского завода, то Туктаров сказал, что с 30 сентября (через два дня) вступает в силу федеральный закон, который якобы убирает положение о 15-километровой зоне, и расположение каждого полигона будет рассматриваться в индивидуальном порядке. Правда это или нет, выяснить пока не удалось, но даже лишение такого «козыря» не отменяет главных — экономических — претензий противников концессии. А экономику, кстати, тоже затронули. На прямой вопрос: «Не поднимутся ли тарифы за мусор для населения в три раза?», Туктаров ответил, что в три раза — нет. А вот в 2-2,5 раза — вполне, и это опосредованно подтвердил и руководитель областного департамента по тарифам Гарей Асмодьяров.
Заседания подгрупп, круглые столы, дебаты в соцсетях будут продолжаться — «Ведомости» следят за развитием ситуации.


Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up