02.11.20

Музыка семь дней в неделю

Ремонт органа, выступление хора в Исаакиевском соборе и дистант для студентов — о планах и достижениях Новосибирской консерватории рассказывает ректор Жанна ЛАВЕЛИНА

 

— Жанна Алийевна, Академический хор студентов Новосибирской консерватории вернулся недавно из Санкт-Петербурга, где принял участие в ХХ Международной неделе консерваторий. Как удалось реализовать такой проект?

— Само по себе приглашение на Международную неделю консерваторий, тем более в юбилейный год её проведения стало большой честью и удачей для нашего вуза. Основная нагрузка, организационная и финансовая, лежала на организаторах фестиваля. А перелёт участников из Новосибирска взяла на себя консерватория. Год назад в качестве гостя на XIX фестиваль оргкомитет приглашал исполняющего обязанности проректора по творческой деятельности Наталью Санникову. В Санкт-Петербурге заинтересовались опытом проведения Международного фестиваля современной музыки «Сибирские сезоны», директором которого она является. На той же Неделе консерваторий Наталья Владимировна была представлена директору фестиваля, Лидии Львовне Волчек, и в совместных обсуждениях родилась идея: в юбилейном фестивале 2020 года представить программы с участием хоров трёх столиц — Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска.

К февралю сложилась и была утверждена оргкомитетом концепция концертной программы, которую мы выстраивали в намерении показать многоплановость нашего коллектива.

— Хор не только участвовал в концерте-открытии форума, но и на следующий день выступил в Исаакиевском соборе — это большая честь. Был какой-то предварительный отбор?

— Безусловно, такая площадка определяет выбор и исполнителей, и репертуара. Очевидно, что в православном храме может звучать только человеческий голос без сопровождения музыкальных инструментов. В основном программа состояла из духовной музыки, украшением её стала мировая премьера в исполнении сводного хора трёх консерваторий — под управлением автора, профессора Сергея Викторовича Екимова, прозвучал фрагмент из Концерта для хора на стихи Григора Нарекаци «Не приближай, Господь, мой смертный час».

— Духовные произведения сибирских композиторов, которые прозвучали в соборе, исполнялись в Новосибирске?

— Поскольку программа нашего хора полностью состояла из духовных сочинений сибирских авторов, в Новосибирске они уже исполнялись. В Санкт-Петербурге же составили премьерную часть программы, прозвучавшей под сводами Исаакиевского собора. Выступление прошло с большим успехом: коллеги отметили и высокий уровень исполнения, и удивительную красоту сочинений, партитуры которых сразу же попросили в репертуар. В программе прозвучали произведения Ираиды Сальниковой, Владимира Понамарёва, Александра Новикова, Сергея Кравцова, Юрия Юкечева и Аскольда Мурова.

Карьера Жанны Лавелиной удивительна и похожа на стремительный взлёт. Окончила с отличием Прокопьевское музыкальное училище в 1995 году, а затем теоретико-композиторский факультет и аспирантуру Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки по классу доктора искусствоведения, профессора Константина Михайловича Курлени. Кандидатскую диссертацию защитила по музыкально-историческому контексту инструментальных квартетов Брамса. Как педагог начинала свою деятельность в ДМШ №5 Новосибирска. В 2002 году пришла работать в консерваторию, с 2014-го заведовала кафедрой теории музыки НГК, а четыре года спустя была назначена исполняющей обязанности ректора консерватории. В нынешнем году стала лауреатом премии Новосибирской области «Академина» в номинации «Ректор вуза». Настоящим прорывом стала недавняя поездка Академического хора студентов консерватории в Санкт-Петербург на Международную неделю музыки.

— Сибирская композиторская школа сегодня имеет возможность реализовать себя на сцене?

— Да, конечно. В прошлом году мы запустили в Новосибирской консерватории концертный цикл «Я из Сибири!», в котором звучат разножанровые сочинения сибирских авторов — начиная от основателей школы, профессоров консерватории Аскольда Мурова, Георгия Иванова, Юрия Шибанова и заканчивая нашими коллегами и современниками. Музыка членов Сибирского отделения Союза композиторов России регулярно звучит на филармонических сценах, в музыкальных театрах нашего города.

— Среди ваших студентов есть молодые композиторские дарования?

— Да, на кафедре композиции Новосибирской консерватории обучаются перспективные ребята. В марте у нас прошёл сибирский этап проекта Союза композиторов России «Композиторские читки». Мы принимали студентов-композиторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Уфы, Нижнего Новгорода и других городов. Конечно же, среди участников были и наши воспитанники, которые достойно проявили себя и получили приглашения на стажировки.

В рамках этого проекта консерваторию посетила генеральный директор Союза композиторов России Карина Сергеевна Абрамян. Мы рассказали ей о планах на Неделе консерваторий, и Союз композиторов оказал финансовую поддержку нашему проекту, за которую мы глубоко признательны.

— В эти дни Новосибирская государственная консерватория проводит I Международный конкурс «Запад — Сибирь — Восток» — конкурс пианистов имени Евсея Михайловича Зингера. Кто стал его участниками?

— Заявки на участие подали более 120 учащихся музыкальных школ и школ искусств, студентов колледжей и вузов, а также молодых пианистов в возрасте до 30 лет из различных регионов России, ближнего зарубежья и Южной Кореи, Вьетнама, Китая и Канады. Конечно же, в условиях пандемии конкурс проходит в смешанном формате — онлайн и офлайн.

— Какие проекты и планы вынашивает консерватория в этом учебном году?

— Несмотря на то что горизонт планирования в это непростое время сузился до нескольких дней, нам удаётся и строить, и, к счастью, реализовывать наши задумки; всё раскрывать не хотелось бы. Сейчас мы пока ещё находимся под большим впечатлением от поездки в Санкт-Петербург. И преподаватели, и студенты мечтают об участии в XXI Международной неделе консерваторий.

— Распространение коронавирусной инфекции повлияло на процесс обучения студентов? Они занимаются в аудиториях и классах или на дистанционном обучении?

— Как и большинство вузов, мы находимся на смешанной форме обучения. Приёмная кампания этого года полностью прошла в дистанционном режиме. С 1 сентября потоковые лекции уведены в дистант, со 2 ноября групповые и мелкогрупповые занятия также проходят в дистанционном режиме. Поскольку специфика обучения в консерватории заключается в том, что большинство занятий проходит в индивидуальном режиме, мы проводим занятия по специальности офлайн, соблюдая все меры предосторожности. При обучении игре на любом инструменте и пению живое общение с педагогом играет решающую роль. К сожалению, иностранные студенты пока лишены этой возможности, они полностью находятся на дистанционном обучении.

— Год назад началась реконструкция органа в Большом зале консерватории. В какой стадии сейчас этот процесс?

— В конце ноября 2019 года группа органостроителей во главе с техническим директором фирмы «Вильгельм Зауэр» господином Томасом Лангом осуществила разбор и консервацию инструмента. Самые большие трубы остались в шкафу органа, средние и маленькие трубы нужным образом упакованы и защищены от окружающего воздействия специально выстроенным для них «домом». Пульт органа подлежит замене, он будет изготовлен в Германии и доставлен в Новосибирск, когда начнётся монтаж инструмента.

— Когда зал откроет двери для слушателей?

— Мы надеемся, что в новом году обстоятельства будут складываться более благоприятно и не нарушат планов на открытие зала до конца 2021 года.

— Поделитесь планами по продолжению масштабного ремонта в самом здании?

— Масштабный ремонт, прежде всего, ждёт общежитие консерватории. Заканчивается оформление всей необходимой документации для получения финансирования на этот большой проект.

— Консерватория — это классическое образование. И всё-таки меняются ли подходы к обучению в связи с тем, что претерпевают изменения вкусы и предпочтения публики?

— Академические традиции в консерватории очень сильны и таковыми останутся, но и на запросы времени мы откликаемся очень живо. Сейчас в нашем учебном плане представлены такие дисциплины, как, например, музыкальный менеджмент, массовая музыкальная культура, а в следующем году мы намерены ввести новое направление подготовки специалистов по эстрадно-джазовому пению.

— Вы сами какую музыку предпочитаете слушать?

— Моя профессия предполагает музыкальную «всеядность». В каждом направлении есть качественные образцы — профессионально и одухотворённо созданные опусы.

— Что в мире музыки для вас стало открытием в этом году?

— В наши дни, когда интернет предоставляет нам практически неограниченные возможности доступа к чему-то новому, самые яркие впечатления мы всё же получаем от живого восприятия музыки. Простой пример: все мы с интересом следили за событиями Международного конкурса имени Петра Ильича Чайковского через интернет и телетрансляции. Но недавний живой концерт в Новосибирске лауреата этого конкурса, молодого талантливого пианиста Константина Емельянова для меня стал, пожалуй, одним из самых запоминающихся событий.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
up