30.04.20

Между властью и бизнесом

Публикуем выдержки из доклада о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Николая МАМУЛАТА за 2019 год.

Сегодня Новосибирск является центром притяжения бизнеса. Регион сохраняет лидирующие позиции среди субъектов Сибирского федерального округа по количеству действующих на территории малых предприятий, их обороту, объёму инвестиций в основной капитал, а также количеству занятых. Новосибирская область остаётся одним из привлекательных субъектов для реализации инвестиционных проектов. Но на практике проблем у предпринимателей остаётся очень много, и помочь с их решением как раз призван институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Он действует в Новосибирской области уже шесть лет. 28 марта 2019 года на эту должность назначен Николай Егорович Мамулат, кандидатура которого была утверждена заксобранием 31 января.

Диалог с властью

Для наиболее эффективного выполнения законных задач Уполномоченный в своей деятельности активно взаимодействует с общественниками, экспертами и правозащитниками. Штатная численность аппарата Уполномоченного составляет 11 единиц. В аппарате Уполномоченного постоянно действует общественная приёмная. В 2019 году в рамках её работы проконсультирован 121 субъект предпринимательской деятельности, по каждому обращению даны разъяснения и рекомендации. Кроме того, проводятся выездные приёмы предпринимателей в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области.

Основные вопросы, с которыми обращались предприниматели: открытие и ведение бизнеса; восстановление нарушенных прав при нарушении антимонопольного законодательства, проведения проверок; оказание помощи при оформлении имущественных и земельных прав; налогообложение.

Общественный совет при Уполномоченном является коллегиальным совещательным органом, созданным в целях согласования и разработки мер по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, а также оказания информационно-аналитической, консультационной, организационной, научно-методической помощи. В состав совета входят представители бизнеса, общественных объединений и отраслевых ассоциаций предпринимателей НСО, эксперты, обладающие знаниями и опытом работы в области защиты прав предпринимателей. Действует также координационный совет, его заседание, где обсуждались актуальные вопросы бизнеса, состоялось 25 сентября 2019 года. Сотрудники аппарата довели до сведения присутствующих информацию об изменениях законодательства в сфере предпринимательской деятельности в 2019 году, едином налоге на вменённый доход — вариантах перехода на иные системы налогообложения в связи с предстоящей отменой. Были выработаны рекомендации в части повышения эффективности информационной и консультативной работы с субъектами предпринимательской деятельности, по усилению разъяснительной деятельности на территории районов Новосибирска.

В 2018 году по инициативе бизнес-омбудсмена Новосибирской области был создан Межрегиональный центр по защите прав бизнеса. В состав центра входят представители организаций, оказывающих юридические услуги, адвокатских образований, общественных правозащитных организаций, а также аппаратов бизнес-омбудсменов.

Институт общественных помощников Уполномоченного в муниципальных районах и городских округах обеспечивает доступность и публичность системы защиты прав и законных интересов предпринимателей на всей территории Новосибирской области. Он хорошо зарекомендовал себя и укрепил свой статус. Для оказания содействия деятельности Уполномоченного в 2019 году назначен новый общественный представитель в сфере образования — Екатерина Орлова, которая имеет большой опыт работы в педагогической деятельности, а с 2006 года является одним из учредителей и директором частного образовательного учреждения «Юнион».

По состоянию на 1.01.2020 года назначен 31 помощник омбудсмена в 25 муниципальных районах и городских округах Новосибирской области. Также согласованы кандидаты в трёх районах: Новосибирском сельском, Северном и Чулымском, в которых раньше не было общественных помощников.

Продолжено взаимодействие с федеральным аппаратом по рассмотрению обращений предпринимателей. Если для защиты прав новосибирского предпринимателя требуется вмешательство федеральных органов государственной власти, то готовятся проекты запросов на них от имени федерального бизнес-омбудсмена. В случае выявления системных проблем, влекущих массовые нарушения прав предпринимателей, информация также направляется в федеральный аппарат для дальнейшего обсуждения с отраслевыми бизнес-омбудсменами. В рамках соглашения Уполномоченного с прокуратурой Новосибирской области о взаимодействии в вопросах защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключённого в июне 2014 года, в 2019 году в органы прокуратуры была направлена информация по 24 жалобам.

ПРИМЕР В апреле 2019 года к Уполномоченному поступило обращение индивидуального предпринимателя Ш., в котором заявитель указал, что в феврале 2019 года сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции Центрального отдела полиции №1 Управления МВД России по городу Новосибирску объявили предпринимателю, что товар, который продаётся в его магазине, является контрафактным, и провели его изъятие. В отношении заявителя сотрудниками полиции был составлен протокол об административном правонарушении. После изучения обращения Уполномоченным были направлены запросы в прокуратуру Новосибирской области. По поручению прокуратуры Новосибирской области прокуратурой Центрального района г. Новосибирска проведена проверка действий сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции Центрального отдела полиции №1 управления МВД России по городу Новосибирску. В связи с чем начальнику областного УМВД России внесены представления, в которых указано о необходимости возврата изъятых вещей. 2.07.2019 изъятый товар возвращён предпринимателю.
Я считаю, что сегодня увеличение доли малых и средних предприятий можно достичь в социальном секторе — в частности, в сфере образования. У Новосибирской области большой предпринимательский потенциал, и его необходимо поддерживать и развивать: создавать комфортные условия для бизнеса, снижать административную нагрузку. Частный бизнес может оказать положительное влияние на перспективное развитие системы образования.
В ожидании инвесторов

Уполномоченный принял участие в работе более 50 региональных и федеральных экспертных площадок (круглые столы, совещания, рабочие группы, общественные советы) на базе правительства Новосибирской области. Бизнес-омбудсмен принимает активное участие в большинстве мероприятий, проводимых губернатором.

Так, 16 апреля на заседании Совета по инвестициям Новосибирской области под руководством губернатора Андрея Травникова участники рассмотрели вопросы привлечения инвестиций и поддержки инвесторов. Члены совета одобрили реализацию масштабного инвестпроекта — строительство завода по производству эфиров целлюлозы на территории опережающего социально-экономического развития «Линёво» (инициатор проекта — ООО «Квант Эфиры Целлюлозы», резидент Академпарка). Проект реализуется при поддержке Агентства инвестиционного развития Новосибирской области и Фонда развития моногородов. Глава региона поручил проработать вопрос предоставления необходимой инфраструктуры.

А 22 ноября 2019 года Николай Мамулат выступил на заседании Совета по содействию развитию конкуренции в Новосибирской области. Омбудсмен обратил внимание на необходимость повышения доступности кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса. В качестве примера он привёл одно из обращений: застройщик, работающий на рынке уже 11 лет, получил муниципальный контракт на строительство школы, но, обратившись с заявкой на предоставление целевого кредита, в течение 4 месяцев так и не получил ответ.

На заседании 27 декабря 2019 года члены совета поддержали инвестиционные проекты развития комплекса битумного производства со строительством битумного терминала, строительства комплекса промышленных зданий для производства геофизического оборудования, создания завода по производству изделий и профилей, выполненных с помощью холодной штамповки или гибки.

Если в целом говорить об инвестициях, то хотелось бы отметить, что второй год подряд Новосибирская область выходит на исторический максимум по объёму инвестиций. Напомню, в 2018 году инвестиции в основной капитал составили 196 миллиардов рублей, итог 2019 года — 210 миллиардов рублей.
В обиду не дадим!

Одним из основных направлений деятельности Уполномоченного по предотвращению нарушений прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности является мониторинг разработки и принятия нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской деятельности. В 2019 году рассмотрено 55 проектов нормативных правовых актов Новосибирской области и действующих нормативных правовых актов Новосибирской области.

Уполномоченным в рамках публичных консультаций по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Новосибирской области и экспертизы действующих нормативных правовых актов Новосибирской области было направлено 34 замечания (19 в рамках ОРВ и 15 в рамках экспертизы) на положения, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, и такое же количество предложений по возможному устранению указанных замечаний. 62% замечаний Уполномоченного учтено полностью или частично непосредственно разработчиками актов или министерством экономического развития Новосибирской области при подготовке заключений.

В 2019 году непосредственно в аппарат Уполномоченного поступило 264 обращения субъектов предпринимательской деятельности, 6 жалоб было перенаправлено из аппарата федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Наибольшее количество жалоб — от предпринимателей Новосибирска, также активны предприниматели Бердска, Оби, Купинского, Болотнинского районов.

Результатами рассмотрения обращений предпринимателей аппаратом Уполномоченного в 2019 году стало:

• оказание помощи в создании, сохранении и развитии 46 субъектов предпринимательской деятельности;

• прекращение уголовного преследования в отношении 2 предпринимателей;

• вынесение оправдательного приговора в отношении 1 предпринимателя;

• предотвращение ликвидации 14 субъектов предпринимательской деятельности;

• замена меры пресечения с заключения под стражу и домашнего ареста на не связанные с лишением свободы в отношении 1 предпринимателя;

• погашение задолженности по государственным и муниципальным контрактам на сумму 8,447 миллиона рублей;

• возобновление операций по расчётным счетам с 6 организациями;

• дача консультаций 137 предпринимателям о действиях в различных ситуациях, позволяющих не допустить причинение вреда бизнесу.

Долгое время проблема незаконных действий контрольно-надзорных органов занимала первое место в обращениях предпринимателей к региональному Уполномоченному. В 2019 году впервые количество обращений по этой теме сравнялось с обращениями по другим вопросам.

ПРИМЕР К Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Новосибирской области обратился предприниматель, построивший здание на принадлежащем ему земельном участке. Строительство велось в две очереди, на что были получены соответствующие разрешительные документы. Построить в срок вторую очередь ему не удалось, вследствие чего он обратился в мэрию Новосибирска за продлением разрешения на строительство. Так как со стороны органа местного самоуправления появились препоны в продлении разрешения на строительство, а остановить стройку по технологическим причинам не представлялось возможным, предприниматель достроил здание, однако не смог ввести его в эксплуатацию.
Сотрудниками аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей были изучены предоставленные заявителем материалы, заявителю оказана помощь в составлении искового заявление о признании права собственности. Сотрудник аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области принял участие в заседании суда по рассмотрению требований заявителя. В результате совместной работы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области и защитников заявителя, решением Арбитражного суда Новосибирской области требования заявителя были удовлетворены. Постановлением седьмого Арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Новосибирской области было оставлено в силе.
Закупились… проблемами

Жалобы предпринимателей на нарушение прав при осуществлении государственных и муниципальных закупок, к сожалению, до сих пор занимают существенное место в общем перечне обращений, рассматриваемых Уполномоченным по защите прав предпринимателей. Подавляющее большинство касается неоплаты, либо несвоевременной оплаты государственными и муниципальными заказчиками по исполненным контрактам. Вне зависимости от суммы задолженности такие просрочки являются серьёзной угрозой бизнесу — неполученный либо полученный не вовремя расчёт пагубно сказывается на возможностях бизнеса, лишает его уверенного и стабильного развития. Действенный инструмент, который используется Уполномоченным при разрешении обращений субъектов предпринимательской деятельности, связанных с задолженностью по таким контрактам, — ежеквартальное направление информации в прокуратуру Новосибирской области. Проведение прокуратурой проверки по фактам допущения задолженности по контрактам государственными и муниципальными заказчиками позволяет в некой мере осуществлять профилактику возникновения такой задолженности.

ПРИМЕР В ноябре 2019 года в аппарат Уполномоченного обратился индивидуальный предприниматель с жалобой на неисполнение МКУ города Новосибирска «Управление капитального строительства» («УКС») обязательств по оплате двух надлежаще выполненных муниципальных контрактов. В обращении было указано, что между предпринимателем и «УКС» были заключены муниципальные контракты, в соответствии с которыми ИП обязался передать оборудование, указанное в приложениях к контракту, а «УКС» принять товар и оплатить его. Свои обязательства по контрактам предприниматель выполнил, а «УКС» выполненные работы в установленный договором срок не оплатил. Уполномоченный направил запрос директору «УКС» с целью получения информации о причинах образовавшейся задолженности за поставленный товар, а также о сроках её погашения. В результате вся задолженность в размере более 400 тысяч рублей была оперативно погашена, а ИП получил возможность продолжить предпринимательскую деятельность.
Страхи страхования

По Федеральному закону от 3 июля 2016 года №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы в налоговые органы.

Перемены в области страховых взносов на обязательное пенсионное страхование породили множество ситуаций с неправильным удержанием страховых взносов. Более того, долгое время не был выработан механизм возврата излишне удержанных страховых взносов.

ПРИМЕР В аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области обратился индивидуальный предприниматель с жалобой на действия налогового органа, в которой указал, что, используя правовую позицию Конституционного Суда РФ, рассчитал свой доход, учитываемый для определения размера своих страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, как доход, уменьшенный на величину фактически произведённых расходов. При этом налоговый орган направил предпринимателю требование об уплате недоимки по страховым взносам, сославшись на то, что выводы, изложенные в постановлении Конституционного суда от 30 ноября 2016 года №27-П, относятся к Федеральному закону №212-ФЗ от 24 июля 2009 года, которым начисление и уплата взносов регулировались до момента передачи этой функции в ведение Федеральной налоговой службы и введения соответствующей нормы в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Учитывая позицию налогового органа, аппаратом Уполномоченного подготовлено мотивированное заключение по данному обращению о необоснованности требований налогового органа, которое было приобщено к материалам дела, рассматриваемого арбитражным судом Новосибирской области. Кроме того, предпринимателю была оказана консультационная поддержка по вопросам участия в судебном процессе по обжалованию требования налогового органа.
Решением арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением седьмого Арбитражного апелляционного суда требование налогового органа было признано незаконным.

Примечательно, что на момент обращения заявителя в суд уже имелась отрицательная судебная практика по этому вопросу — суды в большинстве случаев вставали на сторону налоговых органов. Решение Арбитражного суда Новосибирской области, принятое при непосредственном участии Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области, было одним из первых, которое переломило такую практику, и в настоящее время дела по аналогичным жалобам разрешаются в пользу предпринимателей.

Не помешай!

Ещё один частый повод обращения к бизнес-омбудсмену — воспрепятствование деятельности предпринимателей.

ПРИМЕР В июне 2019 года в аппарат Уполномоченного обратился индивидуальный предприниматель с жалобой на воспрепятствование со стороны представительного органа муниципального образования в производстве земельных работ для обустройства подъезда к торговому объекту предпринимателя. Как указывал заявитель, торговый объект был введён в эксплуатацию и в нём произведён ремонт, нанят персонал, закуплен товар.
Но товар невозможно было доставить, поскольку представительный орган делал всё, чтобы блокировать земельные работы для обустройства подъезда к торговому объекту — при наличии действующего разрешения на проведение этих работ. Более того, предприниматель указал, что в связи с такими действиями властей его хозяйственной деятельности наносятся убытки.
После изучения представленных заявителем материалов Уполномоченный направил запрос в администрацию Каргатского района. В ответ администрация сообщила, что земельные работы произведены индивидуальным предпринимателем в полном объёме и иные препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности отсутствуют. При этом заявитель сообщил, что после вмешательства Уполномоченного в ситуацию все воспрепятствования со стороны органа власти прекратились.
Суд идёт!

Николай Мамулат в 2019 году принял участие в 153 судебных заседаниях арбитражных судов и судов общей юрисдикции, в том числе в 28 судебных заседаниях по уголовным делам. Участие в суде обеспечивается путём направления заключения Уполномоченного по делу, приобщения ответа на обращение предпринимателя, правового заключения эксперта pro bono. Используется практика обращения в суд в интересах субъектов предпринимательской деятельности, а также участия в судебных заседаниях в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне предпринимателя.

Участие сотрудников аппарата Уполномоченного в качестве третьих лиц на стороне предпринимателей стало хорошо отработанной практикой, применяемой в целях защиты прав предпринимателей — зачастую именно участие сотрудников аппарата Уполномоченного позволяет переломить ситуацию в пользу предпринимателя.

Ярким примером, когда участие Уполномоченного в судебном заседании в качестве третьего лица позволило успешно решить проблемы предпринимателей, могут стать обращения двух бизнесменов.

Ситуация в обоих случаях развивалась по одному сценарию: ООО «Ван Мастер Плюс» и ООО «Легенда» направили в департамент земельных и имущественных отношений мэрии Новосибирска уведомления о намерении продлить договоры аренды земельных участков по улице Станционная, то есть воспользоваться правом, предусмотренным условиями заключенных договоров. Но спустя месяц получили отказ, в качестве оснований которого указывалось «неутверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане».

Аппарат Уполномоченного на основании анализа предоставленных материалов и судебной практики сделал вывод о неправомерности действий мэрии Новосибирска. В целях защиты прав и законных интересов предпринимателей Уполномоченный направил запрос мэру города. В ответном письме сообщалось, что комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска принято решение об организации сквера в связи с планируемым сооружением на прилегающих земельных участках объектов капитального строительства. Постановлением мэрии утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации сквера по ул. Станционной. Организация сквера планируется с привлечением внебюджетных источников финансирования. Поскольку земельные участки, занимаемые предпринимателями, попадают в границы планируемой зоны организации сквера, заключение договоров аренды на новый срок не представляется возможным. В конкретной ситуации отказ от продления договоров аренды земельных участков с заявителями свидетельствовал о создании благоприятных условий для осуществления деятельности другими хозяйствующими субъектами.

Решением комиссии Новосибирского УФАС России, в заседании которой принял участие сотрудник аппарата бизнес-омбудсмена, действия мэрии были признаны нарушающими статьи Федеральных законов «О защите конкуренции» и «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о торговле. Мэрия города, не согласившись с выводами комиссии, направила в Арбитражный суд НСО заявление об обжаловании указанного решения и предписания.

Сотрудники аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области приняли участие в заседаниях суда по рассматриваемому делу (в Арбитражном суде Новосибирской области, седьмом Арбитражном апелляционном суде, Арбитражном суде Западно-Сибирского округа). Их участие в качестве третьих лиц в судебных заседаниях позволило донести до суда позицию Уполномоченного, выстроить грамотную и чёткую линию защиты. И суды всех инстанций поддержали выводы Уполномоченного о неправомерности действий мэрии. Решением Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением седьмого Арбитражного апелляционного суда и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области признано законным и обоснованным.

В настоящее время имеется острая необходимость в определении порядка организации риелторской деятельности, дополнительных механизмов защиты прав и законных интересов её участников. После отмены в 2002 году лицензирования риелторской деятельности на рынке сделок с недвижимостью в разы увеличилось количество ни за что не отвечающих фирм-однодневок и начали процветать так называемые чёрные риелторы.

Риелтором может стать каждый гражданин России и не только, достаточно зарегистрироваться на рекламных площадках, таких как АВИТО или ЦИАН и разместить рекламные объявления о продаже недвижимости и спокойно вести деятельность без подготовки и необходимых знаний, что влечёт за собой некачественное оказание услуг потребителю, безнаказанность перед конечным потребителем и законодательством РФ, а также провоцирует заключение оспоримых сделок. В РФ отсутствует специальный нормативный правовой акт, который урегулировал бы деятельность компаний, оказывающих посреднические услуги на рынке недвижимости.

По ту сторону свободы

В 2019 году Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области три раза посетил следственные изоляторы и исправительные учреждения Новосибирской области, встретился с пятью обвиняемыми и осуждёнными, обсудив вопросы их защиты. Всего за год удалось добиться изменения меры пресечения с заключения под стражу на более мягкую в отношении двух обвиняемых, в отношении одного обвиняемого уголовное дело прекращено, ещё в отношении одного обвиняемого предпринимателя вынесен оправдательный приговор.

ПРИМЕР В аппарат Уполномоченного поступила жалоба на действия правоохранительных органов Новосибирской области, а также по вопросу избрания Железнодорожным районным судом г. Новосибирска в отношении начальника филиала ОАО «Р.» С. меры пресечения в виде заключения под стражу. При рассмотрении обращения установлено, что в отношении С. было вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого по уголовному делу и предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ. Постановлением судьи Железнодорожного районного суда Новосибирска С. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
После изучения представленных заявителем документов Уполномоченным был подготовлен мотивированный ответ о том, что преступление, в совершении которого обвиняется С., могло быть им совершено только в связи с осуществлением им полномочий по управлению филиалом ОАО «Р.» — зарегистрированном в установленном порядке юридическим лицом, деятельность которого направлена на систематическое извлечение прибыли. При отсутствии обстоятельств, указанных в статье 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в отношении обвиняемого С. не может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Указанный ответ Уполномоченного был приобщён судом к делу при рассмотрении вопроса о продлении меры пресечения в виде заключения под стражу С.
Кроме этого, Уполномоченным было направлено мотивированное письмо в Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру об учёте вышеизложенных обстоятельств. Постановлением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска С. изменена мера пресечения на домашний арест.
В роли медиатора

Одним из новых способов защиты прав предпринимателей в 2019 году стал опыт Уполномоченного по защите прав предпринимателей по проведению медиативных мероприятий — посредничества между бизнесом и государственными органами, а также между бизнесом и бизнесом.

ПРИМЕР В сентябре 2019 года к Уполномоченному стали поступать обращения от собственников малого бизнеса по вопросу ограничения доступа к земельным участкам, на которых располагаются объекты юридических лиц, в связи с проведением работ по реконструкции привокзальной площади аэропорта Толмачёво.
Для недопущения приостановления хозяйственной деятельности и ликвидации действующего бизнеса в период проведения реконструкции аэровокзального комплекса Николай Мамулат совместно с министерством транспорта и дорожного хозяйства НСО инициировал совещание с представителями администрации города Оби, АО «Аэропорт Толмачёво», ООО «НОВАПОРТ Трейдинг» и субъектами предпринимательской деятельности.
По итогам совещания предпринимателям был предоставлен альтернативный проезд, а представители АО «Аэропорт Толмачёво» подтвердили готовность максимально плотно взаимодействовать с субъектами малого и среднего бизнеса, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта, для оперативного решения всех возникающих вопросов.
Счёт заблокирован?

Самой острой проблемой 2019 года стала блокировка расчётных счетов предпринимателей налоговыми органами. Для бизнесмена такая блокировка представляет серьёзную проблему, так как он не может вести никакие текущие операции, связанные с бизнесом, — закупки, расчёты с контрагентами, выплату зарплат, увеличивается риск не заключить выгодную сделку в связи с отсутствием денежных средств на счетах. По сути, останавливается вся его деятельность.

В 2019 году в аппарат Уполномоченного обратились несколько индивидуальных предпринимателей с жалобами на приостановление операций по счетам налоговыми органами. Как правило, причиной становилась неуплата или неполная уплата налога в установленный срок.

Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путём обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства. Одним из способов исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов является в том числе приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей (пункт 1 статьи 76 Налогового кодекса).

Для приостановления операций по счёту налоговый орган выносит соответствующее решение и направляет его в банки, где у налогоплательщика открыты расчётные счета. В свою очередь кредитная организация обязана исполнить его в безусловном порядке и приостановить операции по счетам налогоплательщика с момента получения такого решения (пункт 7 статьи 76 Налогового кодекса РФ).

Приостановление операций по счёту означает прекращение банком всех расходных операций по данному счёту. Таким образом, налоговая служба направляла в кредитные организации распоряжения о приостановке движения средств по счетам клиентов и в принудительном порядке списывала деньги с их счетов. Кроме того, в большинстве случаев взыскание происходило без предварительного уведомления об этом налогоплательщика. Хотя по Налоговому кодексу решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести дней после его вынесения.

Ещё одной проблемой необоснованного списания денег со счетов предпринимателей является недостаточное взаимодействие между налоговыми органами и службами судебных приставов по исполнению постановлений налоговых органов. Поэтому бизнес-омбудсмен предлагает усилить взаимодействие между налоговыми органами и службами судебных приставов при исполнении исполнительных документов.

ПРИМЕР 1 В апреле 2019 года в аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области поступило обращение предпринимателя по вопросу незаконного взыскания налоговой инспекцией задолженности по страховым взносам и приостановлении операций по расчётному счёту в банке. Заявитель указала, что, согласно полученному в свой адрес из инспекции извещению о своевременном исполнении обязанностей по уплате страховых взносов, она оплатила их по реквизитам, указанным в извещении. Однако с расчётного счёта предпринимателя в банке по решению инспекции были в принудительном порядке взысканы все денежные средства из-за образовавшейся задолженности по оплате обязательных страховых взносов.
При выяснении обстоятельств было установлено, что в извещении о своевременном исполнении обязанностей по уплате страховых взносов налоговой инспекцией был неверно указан код бюджетной классификации. На заявление индивидуального предпринимателя об устранении нарушенных прав инспекция не отвечала.
Налоговые органы рассмотрели заявление и разблокировали счёт в кратчайшие сроки только после того, как к рассмотрению жалоб подключился Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области.
ПРИМЕР 2 В конце 2019 года более 200 компаний-производителей Сибирского федерального округа столкнулись с массовым признанием в отношении них недействительными сделок с ООО «Компания Холидей». Недействительность сделок была признана Арбитражным судом Новосибирской области по заявлению конкурсного управляющего в деле о банкротстве ООО «Компания Холидей». Причиной сложившейся ситуации стала в том числе неоднозначность норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» — в частности, отсутствие понятия «обычная хозяйственная деятельность» при осуществлении поставок продукции ритейлеру, а также отсутствие критериев, по которым сделки признаются взаимосвязанными.
Уполномоченный принял активное участие в разрешении этой проблемы; кроме того, им была определена правовая позиция по судебным решениям, а также подготовлены предложения по внесению изменений в федеральное законодательство.

Попытки банков выявления подозрительных операций клиентов привели к росту жалоб на массовые блокировки счетов из-за подозрений в нарушении Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». В основном предприниматели жалуются на блокировку счетов при внесении или снятии крупных сумм либо переводах на их счёт или третьему лицу. В данном случае банк просит предоставить пояснения и копии документов, подтверждающие источник поступления денежных средств. Срок рассмотрения документов — два — пять рабочих дней, но после рассмотрения банк может принять отрицательное решение о разблокировке счёта с формулировкой, что «документы не объясняют экономического смысла операций». При этом такой клиент попадает в «чёрный список», что блокирует его предпринимательскую деятельность.

Что делать дальше?

Для повышения эффективности деятельности института Уполномоченных необходимо дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего деятельность бизнес-омбудсменов.

Требуется дальнейшая детализация их статуса в субъектах РФ в арбитражном процесс. Внесение в Арбитражный процессуальный кодекс РФ нормы о праве Уполномоченного в субъекте РФ на вступление в дело по своей инициативе на любой стадии процесса для дачи заключения по делу или в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, будет способствовать единообразию практики во всех регионах РФ.

Кроме того, поскольку нередки случаи, когда предприниматели обращаются к Уполномоченному, имея вступившее в силу решение суда, региональным Уполномоченным также необходимо предоставить право обжаловать вступившие в законную силу судебные акты.

Поскольку не все обращения предпринимателей связаны с рассмотрением дел арбитражными судами, а также в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства РФ необходимо наделение Уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ правами на участие в гражданском и административном судопроизводствах.

Но наиболее остро стоит вопрос с участием Уполномоченного в уголовном процессе. Анализ обращений предпринимателей по вопросам уголовного преследования свидетельствует о том, что сторона обвинения обладает намного большими возможностями, чем сторона защиты, и не всегда усилий адвокатов достаточно для установления истины по делу.

Так как статья 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ содержит запрет на избрание в отношении предпринимателей меры пресечения в виде заключения под стражу, всё чаще к субъектам предпринимательской деятельности применяется такая мера пресечения, как домашний арест. При этом сейчас посещение региональным бизнес-омбудсменом лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении экономического преступления и находящегося под домашним арестом, возможно только после изменения соответствующих ограничений судом по ходатайству этого лица либо его защитника, а также следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело. Для обеспечения эффективного рассмотрения обращений предпринимателей надо включить в УПК РФ нормы о недопустимости ограничений подозреваемых и обвиняемых по экономическим делам в праве использования телефонной связи для общения с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъекте РФ, по аналогии с отсутствием ограничений в общении с контролирующим органом, дознавателем, следователем. Кроме того, предлагается включить Уполномоченного в перечень лиц, указанных в части 13 статьи 107 УПК РФ, с которыми возможны встречи подозреваемых или обвиняемых по делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности, находящихся под домашним арестом.

Необходимо также включить в УПК норму о том, что Уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте РФ вправе выступать в качестве защитника по уголовному делу с согласия обвиняемого. Действующая редакция кодекса оставляет этот вопрос на разрешение суда по конкретному делу.

Подготовил Виталий СОЛОВОВ

Ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области (2019 год) по ссылке

back
up