28.08.19

«Камера хранения»

Что такое синдром «хорошей мамы» и надо ли отлавливать детей в торговых центрах?

В детском технопарке «Кванториум» большое внимание будет уделяться робототехнике.

Открытие августовского съезда педагогов предваряли многочисленные секции и семинары, где работники образования обсуждали конкретные проблемы или достижения в той или иной сфере. Одной из самых интересных стала секция «Вовлечённость родителей в реализацию регионального проекта "Успех каждого ребёнка", где педагоги и родители пытались ответить на вопрос: каким должно быть дополнительное образование в современных реалиях и нужно ли загружать ребёнка по «самое не могу»?

 

Как рассказала заместитель директора Областного центра развития творчества детей и юношества Марина Сидоренко, в нашем регионе открываются пять центров цифрового образования «IT-куб», детский технопарк «Кванториум» и «Дом научной коллаборации».

 

— В центре цифрового образования дети будут получать навыки программирования и системного администрирования, — говорит Марина Владимировна. —  Планируется открыть шесть центров цифрового образования: по одному в Бердске, Карасуке и Татарске и три — в Новосибирске. В каждом центре смогут заниматься не менее 400 человек в год.

 

Детский технопарк «Кванториум» должен стать настоящим инженерным прорывом в сфере дополнительного образования, которое пока ассоциируется у нас с «драмкружком, кружком по фото, а мне ещё и петь охота». «Кванториум» — это инженерный проект Минобрнауки РФ и Агентства стратегических инициатив, поддержанный президентом Владимиром Путиным и нацеленный на развитие в детях научно-исследовательского потенциала. В каждом подразделении Кванториума ребята занимаются своим видом деятельности: в IT-квантуме программируют, в биоквантуме изучают микробиологию и биотехнологии, в аэроквантуме знакомятся с созданием беспилотных летательных аппаратов. В общем, детская лаборатория будущего, подсмотренная на советской станции юных техников (СЮТ). Помните эти СЮТы, где мальчишки и девчонки конструировали модели аэропланов, тачали на станках «железяки» и создавали шагающих роботов с горящими глазами?

 

— Наши дети сегодня должны уметь ставить цели и достигать их, чётко выражать свои мысли, работать в условиях жёсткой конкуренции и в сжатые сроки, — продолжает Марина Сидоренко. — И эти качества в них должны воспитать мы — педагоги и родители. Минобрнауки рассчитывает, что, занимаясь в Кванториумах, молодые таланты будут активно развиваться. А потом в стране появятся активные думающие специалисты технического плана, которые возродят промышленность и смогут дать толчок развитию внутренних резервов страны.

 

На секции присутствовали педагоги и родители из отдалённых районов НСО, которые поинтересовались, а как «инженерно» развиваться сельской ребятне, у которой из всех развлечений — детский хор в местном клубе и кружок мягкой игрушки? Марина Владимировна уверенно ответила, что сейчас в НСО обкатывается проект по созданию мобильных «Кванториумов» — по типу передвижной лаборатории, созданной на базе обычной ГАЗели. Правда, такие «передвижники от науки» катаются пока только по Нижегородской области, но скоро проект доедет и до нас в виде четырёх «квантмобилей».

 

Обсудили педагоги и синдром «хорошей мамы», которым страдают молодые женщины, избыточно загружающие своих чад кружками и секциями. Когда дитё света белого не видит, перемещаясь с фигурного катания на шахматы, а потом в студию бальных танцев, не забыв при этом взять урок вокала и рисования, — тут уж не до гармоничного развития. Педагоги считают: максимум, который может вытянуть ребёнок без ущерба для психики, это три кружка. Одна спортивная секция и две «развивашки».

 

— Многие родители используют дополнительное образование в качестве «камеры хранения», — уверена педагог из Каргатского района Нина Михайлова. — Сдали ребёнка под присмотр — и хорошо. А чем он там занимается, что делает — вообще не важно. Устаревшая система советского воспитания, когда мы сами себя в кружки записывали. От такого дополнительного образования тоже прока не будет, потому что в этом вопросе должны быть и родители заинтересованы.

 

Говорили и о детях, которые ничего не хотят, в кружки не ходят, в футбол не играют, а сидят целыми днями дома, утк­нув носы в смартфоны, или гуляют по торговым центрам. Поступило даже шутливое предложение «отлавливать» детей в ТЦ и насильно записывать в кружки. Или хотя бы раскидывать в местах «детского скопления» завлекательные листовки с расписанием близлежащих кружков или секций.

Почему бы не раскидывать в местах «детского скопления» листовки с расписанием близлежащих кружков и секций?

Одна из важных тем — могут ли дети с ограниченными возможностями здоровья заниматься в обычных кружках? Или таким детям нужны индивидуальные занятия со специально обученным педагогом?

 

— Дети с ОВЗ не должны быть вычеркнуты из социума, — считает Юрий Никифоров, приехавший из Тогучина. — Другое дело, что педагог должен знать, что, к примеру, в его группе занимается мальчик, у которого могут возникнуть эпилептические припадки — родители его должны предупредить. Чтобы в случае чего педагог не растерялся, оказал первую помощь и вызвал «скорую». Просто я знаю, что родители иногда молчат и думают, что так они оберегают интересы ребёнка, а на деле всё выходит боком.

 

В общем, в сфере дополнительного образования тоже бурлит жизнь — под флагом всё того же нацпроекта «Образование», призванного вывести «кружковую деятельность» на высокий уровень. И похоже, что с советским прошлым, когда дети массово и бесконт­рольно посещали все кружки в местном Доме культуры, скоро будет покончено. Сейчас всех детей от 5 до 18 лет «посчитают», возьмут на учёт, а потом выдадут каждому сертификат на дополнительное образование, дающий право на посещение одного (!) бесплатного кружка. Выбрать нужную программу родителей призывают из регионального реестра поставщиков услуг дополнительного образования — в него входят как государственные, так и частные кружки и секции. Программа оплачивается сертификатом, а если на нём остаются деньги, то можно ребёнка и на фотокружок записать. Если нет — оплачивайте сами. Многие родители и эксперты считают, что так государство сужает круг бесплатных кружков, загоняя ребёнка в узкие рамки. Чиновники же стоят на своём: сертификат даёт всем детям равные возможности. Что из этого получится — узнаем через год.

 

Наталия ЧЕРНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up