07.04.20

Имя Роза

Не стало Розы Литвиненко, удивительной женщины, легенды новосибирского телевидения, журналиста и кинокритика

Роза Литвиненко

На Новосибирскую студию телевидения Роза Литвиненко пришла в пору становления местного ТВ. Была редактором и ведущей программы «Кино и зритель», каждый выпуск которой становился настоящим событием. Гостями студии и собеседниками Розы Литвиненко были выдающиеся актёры и режиссёры — Андрей Миронов, Иннокентий Смоктуновский, Андрей Тарковский, Михаил Ульянов, Лия Ахеджакова, Армен Джигарханян, Пётр Тодоровский, Донатас Банионис. Как ей удавалось «заманить» на съёмки столь значимых персон отечественного кино? Сказались обаяние личности и её талант собеседника, со многими из них она была лично знакома, дружбу с некоторыми продолжала и годы спустя.

Вела Роза Литвиненко и другие программы, выходившие в 1960—1980 годах, в том числе «Учёный комментирует фильм», «Новости киноэкрана». Без внимания Литвиненко не оставались и работы документалистов Западно-Сибирской студии кинохроники и «Новосибирск-телефильма». Годы спустя она стала создателем и хранителем уникального музея ГТРК «Новосибирск». Увлечение документальным кино привело Розу Литвиненко в жюри фестиваля «Встречи в Сибири», её называли почётным гостем и талисманом Екатеринбургского кинофестиваля и пермской «Флаэртианы». Она была большим знатоком кино, представляла фильмы перед киносеансами, объездила полстраны.

Подробно о своём пути в профессии, об атмосфере строящегося Академгородка и меняющемся Новосибирске, Роза Александровна рассказывала в интервью «У Сибири в плену», опубликованном в «Ведомостях» в марте 2017 года.

Роза Александровна вела удивительно насыщенную жизнь и на «заслуженном отдыхе». Могла, вернувшись с фестиваля, отправиться на Хайнань или провести с компанией ночь в клубе «Труба», а потом до утра «болеть» за наших футболистов. В качестве эксперта национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» смотрела все сколько-нибудь стоящие работы отечественного игрового кино, принимала участие в отборе номинантов на детское Евровидение, давала мастер-классы на фестивалях документального кино. В новосибирском кинотеатре «Победа» Роза Литвиненко была постоянным почётным гостем. Будучи страстным поклонником театра, смотрела все премьеры в любимых новосибирских театрах. И особенно, конечно, болела душой за проекты дочери — Анастасии Журавлёвой, тележурналиста, продюсера, создателя театральной компании «ГАММА».

«…Роза Александровна, вы в своё время были “звездой” новосибирского телевидения, вас до сих пор узнают на улицах?

— Иногда мне кажется, что я плохо знаю звёздное небо, поскольку не всегда понимаю, о ком говорят. Но если время хочет, чтобы все были звёздами, пусть будут. Только раз уж ты “звезда”, так соответствуй — свети! А то промелькнёт и света не оставит…»

(из интервью газете «Ведомости» — «Жить надо красиво», 2008 год)

Она обладала потрясающим чувством юмора и такой мощной энергетикой, что, казалось, с ней рядом ты и сам становишься ярче, умнее и талантливее. У Розы был дар одним своим присутствием делать человека выше, прекраснее. Мне довелось дважды брать интервью у Розы Александровны, и каждое из них я помню в подробностях. И не только из-за оригинальности мышления героини, а в первую очередь из-за того, как это произносилось. Она была королевой слова. И если замечала: «В моём возрасте главное — не быть смешной», — где-то в уголках её глаз вспыхивали чудные искорки, — и самому хотелось улыбаться. Но следовала серьёзная фраза, за ней вопрос и почти требование: «Что ты думаешь по этому поводу?». И тут просто общей фразой не отделаешься — она заставляла думать, продуцировать собственные мысли, быть собой.

Роза была чудесным цветком. Своим появлением украсив этот мир, она украшает его и после ухода — так шлейф от пролетевшей кометы ещё долго не гаснет, преодолевая время и расстояние.

И ещё несколько фрагментов интервью газете «Ведомости»:

«Как притягательна сила любви! Всё в жизни поправимо: чего-то нет сегодня, будет завтра, а нет — обойдусь. Есть одна непоправимая вещь — смерть. Так будь благодарен тому, что ты сегодня встал, а всё остальное зависит от тебя. Я вообще считаю, что нельзя даже проснуться без ощущения любви — всё, считай, день пропал».

«…Детство выпало на годы войны. Но я действительно в какой-то момент люблю ощутить себя ребёнком. Это спасает всю жизнь. Детство у меня тесно связано с запахом мамы… Ещё, мне кажется, я не успела наиграться. Отсюда вечное желание поиграть с любым ребёнком. На даче у меня есть своя детская компания… Знаете, что важно? Не потерять нить общения с ребёнком. Ой, как это сложно, она такая тонкая! Лучше лишний раз обнять, поцеловать, сказать самое главное, когда он тут, у сердца, рядом. Не бойтесь говорить детям: “Я тебя люблю”. Мне кажется, это так легко… Но если Боженька не отпустил тебе этого чувства, то и не говори о нём. А Он, кстати, не всем отпускает. Как Он нас выбирает!»

«…Я люблю ездить на фестивали, благодаря чему остаюсь, как мне кажется, современной. Ведь на фестивалях показывают всё самое лучшее, собираются люди из разных городов и стран. Сидишь за столом в такой разношёрстной компании, и вдруг наступает момент, когда ты понимаешь, как это здорово! Вся эта счастливая творческая атмосфера, и, хотя вряд ли это повторится когда-нибудь, но спустя время, уже находясь дома, можно закрыть глаза и вернуть эти счастливые минуты. Сейчас ведь колоссальный дефицит общения. Люди стараются об этом не говорить, но как это важно…»

«Великая Анна Маньяни сказала как-то: не убирайте мои морщины, они мне слишком дорого достались. Я считаю, что сходить к хорошему косметологу не грех, а выкройку лица менять не стану… Если дамский мастер — то лучший в городе, если одежда — то у лучшего портного (пусть одно платье в год)… И всё, что делаешь, пусть будет красиво! Самое главное в этой жизни — не потерять интерес к ней. Иначе это такая влюблённая в себя дама: ты потерял интерес к жизни, она тут же теряет интерес к тебе…»

Марина ШАБАНОВА

Фото Андрея ДАНИЛЬСОНА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика