01.05.19

Заходи и работай

Чего не хватает для раскрутки местным брендам? Появятся ли в регионе новые меры поддержки малого бизнеса? «Ведомости» поговорили с новым министром промышленности, торговли и развития предпринимательства Андреем ГОНЧАРОВЫМ

Андрей Гончаров возглавил областное министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства около трёх месяцев назад. Одно из первых интервью он дал нашей газете.

 

— Андрей Александрович, у вас есть опыт работы депутатом городского Совета Новосибирска, пять лет вы возглавляли администрацию Кировского района. А насколько неожиданным стало для вас предложение стать министром?

 

— Когда началось формирование новой команды правительства области после выборов главы региона, губернатор Андрей Александрович Травников пригласил меня к себе. Я рассказал о себе, о том, где работал. И через какое-то время получил предложение. Понимал, что это большая ответственность. Сфера для меня не скажу что новая: район, где я работал, промышленный, там много производственных предприятий, с которыми я постоянно находился в контакте. С другой стороны, объём, круг вопросов, мера ответственности на такой должности — это совершенно другой порядок, это задача государственного масштаба. И это, конечно, мотивирует, не даёт успокаиваться.

 

— Уже освоились в новой должности?

 

— А деваться некуда. Надо было сразу оперативно включаться. Сейчас всё нацелено на реализацию майских указов президента. Задачи поставлены, они достаточно амбициозные. Под эти нацпроекты формируются новые госпрограммы и корректируются существующие. Конкретно нас касается программа по промышленному экспорту и по поддержке малого и среднего предпринимательства. Есть целевые показатели, которых нужно достигнуть. И в связи с этим мы чётко понимаем, какое для этого нужно финансирование. Конкретный пример: принято решение увеличить недавно созданный Фонд развития промышленности до 100 миллионов рублей. Плюс федеральное софинансирование: 30 процентов предоставляемой поддержки наши, 70 процентов — федеральные средства.

 

— Условия поддержки очень привлекательные: процентные ставки минимальны — и желающих может быть много. Насколько строги критерии отбора?

 

— Мы сейчас по поручению губернатора их уточняем. В первую очередь, это эффективность, увеличение налогооблагаемой базы, количества рабочих мест, повышение заработной платы. Мы всё это сейчас просчитаем, ещё раз вынесем на обсуждение, чтобы, во-первых, критерии были чёткие и понятные, а во-вторых, это стимулировало бы производственников к повышению качества, к новым внедренческим работам.

 

— Каков, на ваш свежий взгляд, промышленный потенциал нашего региона? В чём его сильные и слабые стороны?

 

— Вообще, у нас, конечно, и город, и регион своеобразные. Промышленность здесь появилась в силу внешних обстоятельств. Строительство железнодорожного моста по указу Александра Третьего было некой отправной точкой, мы получили транспортную артерию — крупную, мощную, что уже большое преимущество. А потом, когда во время войны сюда было перемещено множество предприятий и, самое главное, человеческий потенциал, это дало развитию мощный толчок. В 50—60-е годы — Академгородок, формирование мощнейшего научного центра, который подкреплён прочной вузовской базой.

 

— Но потом-то пришли девяностые, которые внесли большие коррективы…

 

— Главное, что мы в девяностых в большой степени сохранили потенциал, и в этом огромная заслуга руководителей предприятий. Понятно, что в те годы мы растеряли кадры, много людей уехало — опытных, квалифицированных. Но сейчас ситуация улучшается. Мы диверсифицируем экономику, находим новые рынки сбыта, промышленность живёт.

 

Наша сильная сторона — высокие технологии. У нас много предприятий, которые их внедряют, они на слуху: «Катализатор», «Оксиал», «Ангиолайн», «Элтекс», тот же «Фарбер-трейд», первым получивший поддержку от Фонда развития промышленности. Есть фирмы, которые совсем недавно созданы, но уже «засветились» своими новациями.

 

Если говорить о проблемах: понятно, что базовая сфера экономики и промышленности — это производство средств производства. Мы, к сожалению, пока не можем похвастаться объёмами в сфере станкостроения, машиностроения. Мы потихоньку пытаемся их вернуть, хотелось бы надеяться, что сможем восстановить утраченные позиции. В той же Кировке сейчас старается это сделать новое руководство «Тяжстанкогидропресса», есть подвижки на «Сибэлектротерме», «Сиблитмаш» работает стабильно.

 

Конечно, мы испытываем определённые сложности, связанные с тем, что у нас много предприятий работает на гособоронзаказ, и мы отдаём себе отчёт, что тут есть некая периодичность, это непостоянная рабочая схема. Гособоронзаказ заканчивается, предприятия выполняют план, отчитываются, а дальше мы сталкиваемся с проблемой. Не все из них, к сожалению, пока готовы переходить с выпуска военной продукции на гражданскую. А мы обязаны осваивать такую продукцию, плюс она должна быть ещё и конкурентоспособной. Один из нацпроектов, который нас непосредственно касается, — это промышленный экспорт, и задача поставлена чётко: к 2024 году более чем двадцать процентов продукции должно быть ориентировано на экспорт.

 

— Расскажите о новой мере поддержки экспортёров в рамках нацпроекта. Какую роль в ней будут играть банки?

 

— Государство сейчас постепенно меняет подходы к мерам поддержки — мы всё больше и больше будем уходить от прямых субсидий предприятиям. И в этом нацпроекте мы как раз видим новые реалии: государство даёт не прямую субсидию, а поддержку через банки — они на 4,5 процента уменьшают процентную ставку по коммерческим кредитам. Мы таким образом заставляем более плотно работать друг с другом предприятия и кредитные организации. И банки здесь выступают как орган контроля, отслеживая расходование средств, отчётность. Этот механизм очень чётко расписан, понятен и, надеюсь, будет востребован.

 

— У нас есть уже хорошо себя зарекомендовавшие формы поддержки малого и среднего бизнеса. Будет ли в этой сфере появляться что-то новое?

 

— В этом году мы намерены создать центр «Мой бизнес». Это некое единое окно, своего рода МФЦ для бизнеса, где на одной площадке собраны все меры поддержки. Приходит туда человек, говорит: я хочу открыть предприятие. Ему объясняют, что для этого нужно, куда обратиться, помогают с документами. На этот новый объект инфраструктуры поддержки мы возлагаем  большие надежды. Сейчас нам надо определиться с местом его расположения, чтобы людям было удобно. С другой стороны, хотелось бы, чтобы у предпринимателя, который намерен заниматься каким-то производством, была возможность попробовать сразу реализовать свою идею. Поэтому один из вариантов — разместить этот центр в непосредственной близости от промпарка или технопарка, где есть вся необходимая инфраструктура — заходи и работай.

 

— У вас очень напряжённый график, хватает ли времени на семью, на хобби?

 

— Выходные, праздники стараюсь всегда проводить с семьёй. Это отдушина, возможность отключить мозги от работы, переключиться на что-то. Стейки пожарить, например, приготовить что-то вкусное. Готовить я люблю и умею. Самые вкусные блюда, как правило, самые простые. Нужно только руки и сердце приложить. Ну и следить, чтобы ничего не пригорело или не сбежало.


АКЦЕНТЫ

 

О кадрах

— Сейчас на производстве дефицит высококвалифицированных кадров, особенно молодых. Мы в Кировском районе проводили конкурсы профессионального мастерства среди рабочих специальностей: сварщиков, токарей, фрезеровщиков и так далее. Но однажды к нам в администрацию обратились несколько руководителей предприятий, сказали: это замечательный конкурс, но давайте мы какое-то время не будем его проводить. Я спросил почему? Они объяснили: на конкурс выставляют лучших, а другие директора и кадровики приходят и просто переманивают ребят более высокой зарплатой, какими-то льготами, условиями. То есть, с одной стороны — надо повышать объёмы производства, с другой — мы понимаем, что под эти объёмы нужны конкретные рабочие руки. И наша база среднего профессионального образования достаточно мощная, она развивается, этим нужно пользоваться. Руководители предприятий всё чаще и чаще говорят о целевом заказе, который они хотели бы размещать в тех или иных вузах, колледжах, техникумах.

О брендах

— У нас нет традиционных, веками сформировавшихся брендов, как, например, тульский пряник или оренбургский платок. Зато у нас есть Су-34, многоцелевой боевой самолёт. Конечно, его в подарок в другой город не повезёшь, но это бренд наш — завод Чкалова, мощнейшее предприятие. Наш Академгородок, научная сфера, интеллектуальный потенциал, — это тоже бренд, которым нужно гордиться. И наш НГУ считается одним из лучших университетов страны. Есть бренды, известные не только в стране, но и в мире, — мощнейшая авиакомпания S7, система 2ГИС.

Нашим предприятиям надо учитывать, что бренд — штука творческая. Кроме того, что нужно создать некий продукт, его ещё следует уметь преподнести, продать, сделать обёртку для конфетки. Не всегда, к сожалению, наши производственники имеют хорошие маркетинговые службы, чтобы себя красиво подать.

О спорте

— Конечно, очень большую роль в моей жизни сыграл клуб «Успех». Но сейчас карате занимаюсь гораздо реже, чем раньше. Теперь в моей жизни появился хоккей. Мне очень хотелось им заниматься в детстве. Я бредил всеми нашими звёздами, боготворил Третьяка, Рагулина, Старшинова, Фирсова. Но тогда возможностей не было. Вот сейчас, в зрелом возрасте, навёрстываю. Плюс ещё сноуборд — тоже больше десяти лет гоняю. Лыжи люблю, и год от года всё больше и больше. Хочу в конце концов хорошо технику конькового хода освоить. Скорее всего, освою и горные лыжи, они мне тоже нравятся. И ещё появился большой теннис. В прошлом году у нас в Кировском районе открыли теннисный центр, я хорошо знаю его руководителей, и они меня пригласили. Обещали за полтора месяца по ускоренному курсу научить играть в теннис. Прошёл почти месяц, есть очевидные успехи.

 

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up