12.05.20

Есть только МиГ

Истребитель, сбитый немцами в 1941 году и восстановленный в Новосибирске, принял участие в авиапараде 9 Мая

Уже не первый раз в День Победы над Новосибирском взмывают военные самолёты, компанию им составляет настоящий «ветеран» — МиГ-3, защищавший советское небо в далёком 1941-м.

Блестящий фюзеляж, яркие краски — выглядит самолёт как новый. Хотя так оно и есть: специалисты СибНИА имени С. А. Чаплыгина фактически создали эту машину заново. В 1941 году этот самолёт пилотировал Иван Крапивко. Воевал лётчик успешно: за два с небольшим месяца войны сбил шесть самолётов противника — об этом сейчас напоминают шесть звёзд на фюзеляже. 2 сентября 1941 года в Калининской области в районе озера Селигер звено из трёх самолётов, которым командовал лейтенант Крапивко, возвращаясь с боевого задания, было атаковано четырьмя «мессерами». Все самолёты были сбиты, два лётчика погибли. МиГ Крапивко упал в болото, однако сам командир звена остался жив — впереди были ещё полтора года войны и гибель под Сталинградом. А новая жизнь его первого самолёта началась в 2012 году, когда МиГ-3, точнее, то, что от него осталось, подняли из болота.

СПРАВКА
МиГ-3: ТТХ
Экипаж: один пилот
Длина: 8,25 м
Размах крыла: 10,2 м
Высота: 3,325 м
Максимальная скорость: 640 км/ч на 7 800 м
Практический потолок: 11 500 м
Вооружение: 1 × 12,7 мм пулемёт БС с 300 патронами, 2 × 7,62 мм пулемёта ШКАС с 750 патронами на ствол, 2 × 12,7 мм пулемёта БК под крылом (дополнительно)

— Реставрация таких самолётов — дело непростое, — говорит главный инженер мастерской «Авиареставрация» Виктор Лушин. — Деревянные детали приходится делать заново, а чертежей на МиГи практически не сохранилось, уцелели только в отрывках. Они считались секретными, и, как только машина списывалась с производства, все чертежи уничтожались. Сейчас от оригинального самолёта осталось только процентов пять: ручка пилота, часть педалей и ещё несколько незначительных деталей.

Истребитель МиГ-3, который начали разрабатывать в ОКБ Николая Поликарпова, а наладили выпуск в бюро Артёма Микояна, собирали из самых разных материалов — в ход шли древесина, сталь, дефицитный дюралюминий. Однако на его лётные качества это не влияло, а пилоты не без основания считали модель самым красивым самолётом времён Великой Отечественной. Ценил его и наш трижды Герой Александр Покрышкин: именно на третьем МиГе он открыл счёт своим воздушным победам.

— Недостатком МиГа было то, что максимальную скорость он развивал на большой высоте, чем пользовались немцы, провоцируя пилотов МиГ-3 снижаться ближе к земле, где добивались над ними преимущества. Но Покрышкин умел пользоваться всеми преимуществами этого самолёта, атакуя немцев сверху и потом снова уходя наверх. Наравне с МиГ-3 наш ас ставил только «Аэрокобру». В 1942 году выпуск МиГ-3 прекратился, поскольку двигатели, которые на них ставились, было решено использовать на новых штурмовиках Ил-2, — рассказывает Виктор Лушин.

Всего выпустили около 3 200 самолётов МиГ-3, из них до наших дней сохранилось только три, причём два были реконструированы в Новосибирске. А МиГ, пилотировавшийся лейтенантом Крапивко, теперь поднимает в воздух директор СибНИА, лётчик-испытатель Владимир Барсук. Накануне Дня Победы он, как и положено, совершил пробный вылет на МиГ-3, облетев территорию института.

— Впервые после реставрации этот самолёт летал в 2014–2015 годах, на следующий год участвовал в параде, потом получил повреждение и снова встал на ремонт. Сейчас он снова готов к полётам, но надо сказать, что для современного пилота МиГ-3 достаточно сложен, — говорит Владимир Барсук.

Директор института знает, о чём говорит: у него большой опыт полётов на реставрированных самолётах времён Великой Отечественной — И-16, Ил-2, И-153. К жизни они возвращаются в рамках проекта «Крылатая память Победы». И конечно, парад в честь 75-летия Победы невозможно было представить без появления в небе любимого самолёта Покрышкина — какой бы там коронавирус ни бушевал на земле.

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

 

back

Новости  [Архив новостей]

up