29.01.20

Доверие к власти: как его повысить?

Какие шаги должна предпринять региональная власть, чтобы повысить к себе доверие людей? Публикуем мнения экспертов

 

Без доверия к власти в современном мире выстроить процветающую экономику трудно. Именно доверие обеспечивает привлечение инвестиций в регион, формирует экономическую социальную стабильность общества, повышает культуру ведения бизнеса и его социальную ответственность, обеспечивает обратную связь с населением. Но и в советское время, и в постсоветской России культура доверия к власти не сложилась — потому что доверие неоднократно подрывалось самим государством. Достаточно вспомнить заверения первого президента РФ Бориса Ельцина в начале 1992 года: «Если цены станут неуправляемы, превысят более чем в три-четыре раза, я сам лягу поперёк рельсов» — и 14 августа 1998 года, за три дня до дефолта: «Девальвации рубля не будет».

В словаре Ожегова доверие определяется как уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к кому- или чему-либо. Доверие формируется в результате длительного процесса, основу которого составляют искренность, добросовестность и честность представителя власти. Кроме этого, обязательно необходимо знание, поскольку отношение к кому- или чему-либо формируется только на основании знания, то есть любым способом полученной и затем упорядоченной информации. А весь процесс формирования доверия строится на коммуникациях с целевой общественностью, в результате которых поэтапно формируется знание, складывается отношение и наконец возникает доверие.

За более чем двадцать лет экономических реформ доверие населения к власти так и не было восстановлено. Так, например, бизнес по-прежнему предпочитает серую зону, чтобы уйти от налогов. По мнению председателя Счётной палаты РФ Алексея Кудрина, «восстановить доверие можно путём выполнения поставленных целей и обещаний: пока что многие решения, которые существовали в последние несколько лет в виде указов президента, не были достигнуты, а причины отсутствия результата не обсуждаются».

Следует отметить, что за последние годы государству удалось повысить уровень доверия населения к некоторым институтам государственной и общественной системы. Например, повысился уровень доверия к банковской системе, благодаря чему население стало меньше хранить деньги дома, доверяя их банкам.

Американское международное агентство по связям с общественностью и стратегическим коммуникациям «Edelman» ежегодно проводит опрос Edelman Trust Barometer («Барометр доверия»), оценивая, кому доверяют люди в 28 странах мира, в том числе и в России. Аналитики Edelman оценивают доверие к различным институтам у граждан в целом и у «информированных» граждан (с высшим образованием и высоким уровнем дохода, следящих за новостями). Как показало исследование 2018 года, уровень доверия россиян к институтам (правительству, бизнесу, неправительственным организациям и СМИ) всё ещё находится на очень низком уровне и составляет 36 % — это самый низкий уровень среди стран, рассмотренных в исследовании. По результатам телефонного опроса компании «Отважный маркетинг», который проведён в Республике Туве в 2019 году, уровень доверия населения президенту составляет 97 %, правительству — 58 %, а местным властям – 36 %. В чём причина такого падения уровня доверия? Одна из причин — отсутствие планомерно выстроенных, центростремительных коммуникаций власти с целевой общественностью.

Если сосредоточиться на региональном уровне, то для формирования доверительных отношений ко всей системе государственных институтов следует проводить целенаправленную работу не только в сфере повышения эффективности экономических показателей, но и в сфере коммуникаций власти с целевой общественностью. В этой связи введение Указом Президента РФ от 25 апреля 2019 г. №193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» показателя «Уровень доверия к власти (Президенту РФ, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ» стало своевременным, актуальным и необходимым.

Очевидно, что российское государство с введением этого показателя вступает в новую эпоху своего институционального развития, более не отрицая необходимости повышения культуры доверия в обществе как важного фактора экономического развития всего государства.
Чем измерить доверие?

Очевидно, что для формирования высокого уровня доверия власти следует настроиться на постоянную информационную работу органов государственного управления на всех уровнях, раскрывающую все сферы деятельности органов государственной власти и необходимую для повышения культуры доверия в стране.

Материалы по теме

Как работать с протестом?

В Новосибирске прошла межрегиональная научно-практическая конференция, посвящённая гражданскому активизму в Сибири

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) методом ежедневного всероссийского телефонного опроса уже измеряет такие показатели, как «Доверие политикам» и «Оценка властей». Показатель «Оценка властей» показывает, насколько россияне в целом согласны с курсом внутренней, внешней, экономической и социальной политики властей страны, что демонстрирует разные результаты. Очевидно, что введённый показатель «Уровень доверия к власти» является важным индикатором оценки динамики роста культуры доверия к государству. Теперь уже перед властью субъектов РФ поставлена задача по самостоятельному формированию и управлению уровнем доверия к себе. Властям субъектов РФ необходимы инструменты формирования достаточного и положительного знания об их деятельности, с помощью которого респонденты смогут сформировать своё отношение к власти. Очевидно, что реализация подобного проекта потребует от регионов серьёзных затрат регионального бюджета на оплату услуг исследовательской организации и организации, занимающейся разработкой программного обеспечения. А введение Указом Президента РФ показателя «Уровень доверия к власти», несмотря на отсутствие методики его расчёта, по всей вероятности, не предполагало несение регионами дополнительных бюджетных затрат на его измерение, учитывая дефицит бюджета во многих регионах страны. Это же отметил и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: «Не следует забывать о том, что губернатор — это не социологическая служба и в его задачи не входит заниматься этими замерами».

Несмотря на то, что показатель «Уровень доверия к власти» сложно поддаётся оценке и будет отражать в большей степени результат применения той или иной социологической методики оценки, у губернаторов уже сейчас имеется достаточно инструментов влияния на уровень доверия — независимо от наличия утверждённой правительством РФ методики оценки показателя.

Три «кита» доверия

Губернатор, являясь высшим должностным лицом, работает не сам по себе, а реализует свои полномочия при помощи и поддержке органов исполнительной власти региона. Для укрепления уровня доверия к нему необходимо решить три главные задачи.

Во-первых, следует организовать проведение планомерной работы по созданию информационного поля, в котором информация о деятельности губернатора и органов исполнительной власти региона будет распространяться, обращаться и трансформироваться для получения населением знания о деятельности органов власти; формирования своего отношения к ним на основании полученного знания; создания оснований для доверия. При этом следует помнить, что информация должна основываться на принципах честности, добросовестности, открытости.

Во-вторых, необходимо создать условия для формирования и работы внешней экспертной среды, способной давать непредвзятые и/или профессиональные оценки действиям властей, не преследуя собственной выгоды.

В-третьих, общеизвестно, что информационное поле формируется под действием различных сил, включая и те, которые злонамеренно подрывают доверие к власти и в худшем случае развязывают информационную войну. Власти не следует игнорировать эти силы, поскольку их недооценка так же опасна, как и преувеличение реального уровня риска.

Для решения первой задачи по формированию информационного поля о деятельности высших должностных лиц субъектов РФ государственные структуры могут прибегнуть к использованию актуальных инструментов инфлюенс-маркетинга (от англ. «influence» — влияние), или, как его ещё называют, маркетинга влияния и рекомендательного маркетинга, которые уже получили широкое распространение в коммерческой сфере и доказали свою многократную эффективность в сравнении с традиционными каналами коммуникации. Поэтому для формирования высокого уровня доверия органам власти полезно знать результаты ещё одного рейтинга доверия, измеряемого многими исследовательскими компаниями для коммерческой сферы.

Так, благодаря многолетним исследованиям ежегодно подтверждается эффективность инструментов инфлюенс-маркетинга, основанного на том, что от 75 % до 92 % людей в большей степени доверяют своему ближнему кругу из числа соседей, коллег, друзей, родственников.

Инфлюенс-маркетинг позволяет сформировать группы влияния, референтные персоны и группы, которые станут источником информации, которому доверяют больше, чем официальному СМИ. Таким образом, доверительный контент, распространяемый ближним окружением, для человека является более важным и заслуживающим доверие, чем реклама. С этой точки зрения социальные сети, которые из иерархической превращают коммуникацию в сетевую, обеспечивают интерактивность и возможность обратной связи, могут эффективно использоваться для трансляции идей, программ, новых проектов и начинаний, исходящих от органов региональной власти.

Следовательно, органам власти целесообразно расширить перечень используемых каналов коммуникаций с целевой общественностью, выйти за границы официальных СМИ и верифицированных («верификация» от лат. verum «истинный» и facere «делать» — подтверждение личности) аккаунтов высших должностных лиц субъектов РФ в соцсетях и дополнительно привлекать лица, способные информировать своё ближнее окружение о деятельности органов исполнительной власти на принципах честности, добросовестности, открытости.

Для решения второй задачи (создание внешней экспертной среды) необходимо привлечение и формирование широкого круга лидеров мнений городского и регионального уровней и поддержание необходимого уровня этики и культуры общения в информационной среде для них. Задача лидеров мнений – формирование доверительного экспертного контента, основанного на фактах, подтверждённых результатах исследований, наличии специального опыта в конкретной области, умении объективно и непредвзято рассмотреть вопрос с разных точек зрения, высказывать аргументированное мнение по рассматриваемому вопросу.

Решением третьей задачи, как правило, занимается PR-служба органа государственной власти. Тем не менее, как показывает практика, не все PR-службы в регионах подготовлены в области антикризисного PR. Очевидно, что PR-службам регионов необходимо быть заранее готовыми к информационным атакам, составляя к коммуникационной стратегии региона план кризисных коммуникаций. То, что в современном мире давно и успешно реализуется крупными коммерческими компаниями для укрепления своего имиджа и страхования репутационных рисков, органам государственной власти на уровне субъектов РФ только предстоит освоить.

Особенностями российского рынка связей с общественностью является то, что в регионах, по сравнению со столичным рынком, разрыв компетенций специалистов по связям с общественностью на местах велик. Это приводит к возможности относительно лёгкой манипуляции обществом в регионах с помощью информационных вбросов в регионах, уязвимых с точки зрения наличия компетенций PR-специалистов. А значит, губернатору следует сформировать сильную профессиональную PR-команду для самостоятельного предотвращения таких атак.

Обобщая перечисленные задачи, можно резюмировать: для формирования уровня доверия перед высшими должностными лицами субъектов РФ поставлена цель по разработке и реализации собственной коммуникационной стратегии, которая сформирует положительное и объективное отношение населения региона к решениям и действиям органов исполнительной власти, повысит уровень деловой этики со стороны бизнес-сообщества и приведёт к другим положительным результатам.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, рекламы и связей с общественностью НГУЭУ Ирина ОТВАГИНА, первый заместитель председателя Правительства Республики Тывы Александр БРОКЕРТ

back
up