18.12.20

Добрый ангел

В Новосибирске издан двухтомный альбом известного художника Александра ШУРИЦА, к презентации в город через 40 лет вернулась одна из его работ.

Картину «Девушка с зеркальцем» Александр Шуриц писал со своей супруги Тамары.

Его блондинки и ангелы перелетали из картины в картину, из дома в дом, наполняя музыкой сердца, и сами эти картины полны того неуловимого совершенства, которое отличает талант от гениальности, сиюминутное от вечности. Имя Александра Шурица преодолело расстояния, его картины разлетелись по миру, «Золотой ангел» живёт на алтарной стене храма Святого Христофора в английском Бристоле, а прекрасные витражи —в новосибирской синагоге. И сам Александр Давидович стал добрым ангелом Новосибирска, его имя знают даже далёкие от искусства люди. Художника не стало три с половиной года назад — 27 апреля 2017 года.

Родился мальчик с золотыми волосами на Дальнем Востоке, в Биробиджане, в год окончания Второй мировой войны — 4 января 1945 года. В наш город Александр Шуриц приехал в 1969-м, после окончания Московского высшего художественно-промышленного училища — бывшего Строгановского. Работал в Специальном художественно-конструкторском бюро, в 1971-м ушёл в армию, и уже в 1975-м состоялась его первая персональная выставка в Доме учёных Академгородка. Заведующая выставочным отделом ДУ Галина Лаевская вспоминала: «Один из первых в нашем городе Александр Шуриц разбередил застоявшееся болото так называемой художественной жизни… Приехав из Москвы, он принёс свежее дыхание столичной художественной атмосферы, уже хорошо насыщенной информацией о достижениях и исканиях мирового искусства…»

Первыми с творчеством Александра Шурица знакомились дети, больше 20 лет художник занимался книжной графикой. Сотрудничал с Западно-Сибирским книжным издательством и московскими издательствами, иллюстрировал произведения Волкова, Маршака, Чуковского, Гайдара — всего более 100 книг.

С начала 1990-х художник занимался исключительно живописью. В его творчестве отчётливо прослеживаются несколько периодов и направлений: городские женские и мужские типажи, пейзажи и портреты людей, произведения, посвящённые библейским сюжетам и языческой мифологии.

Альбом, презентация которого состоялась в киноцентре «Победа», издала вдова художника Тамара Мамаева. Это издание само по себе произведение искусства: два тома в белой обложке-шубере, синий «Живопись» и белый «Размышления», все картины Шурица — в цвете, а фотографии и «почеркушки» — чёрно-белые, как сама жизнь. Над дизайном издания работал Анатолий Грицюк, сын знаменитого новосибирского художника Николая Грицюка, один из лучших книжных дизайнеров Новосибирска.

— Все материалы у меня были собраны, я три года думала о том, что нужно делать альбом, но не знала, с чего начать. Анатолий Грицюк в этом деле, конечно, профессионал. Мы начали работу 4 июня и сделали всё за шесть месяцев, — рассказывает Тамара Дмитриевна. — Мы ездили к коллекционерам снимать на фото Сашины картины. В Новосибирске есть очень большие коллекции: в одном доме, к примеру, 44 картины, в другом — 16. Что-то было уже отснято, но для альбома требовалось высокое качество. И в Новосибирском художественном музее, где хранятся 16 живописных работ, Анатолий всё отснял. Большая коллекция картин в Биробиджанском музее, они прислали фото. Мы бы поехали снимать сами в музеи других городов, но время нынче не для поездок.

Первый том «Живопись» открывает вступительная статья искусствоведа Александра Клушина. Картины в томе представлены по хронологии, и можно проследить, как менялись художник и его стиль в разные годы. Завершается альбом подробной биографической справкой, списками персональных и групповых выставок и работ, которые находятся в собраниях музеев.

Во второй том «Размышления» вошла неизданная книга художника «Ангел в тумане», которую Александр Шуриц написал в 2009 году.

— Эту автобиографическую книгу сопровождают архивные фотографии и многочисленные почеркушки Саши. Он никогда не делал эскизов, работал сразу на холсте краской. А вот почеркушки — наброски карандашом, какие-то идеи будущих работ — были настолько интересными, что мы их не выбрасывали, — рассказывает Тамара Мамаева. — Вторая часть — «Путешествия», Саша всё время что-то писал в наших поездках, вёл колонку в газете «Континент Сибирь»,  в книгу вошли 29 его текстов. Тут же и «Двадцать пять советов начинающему художнику», написанные с юмором. Так что и второй том получился очень насыщенным. Приобрести альбом сейчас можно в кинобаре «Победы» или у меня, цена 3 500 рублей.

Общий объём издания 480 страниц, вес 3,2 кг, тираж 1 000 экземпляров. При жизни у Александра Шурица выходили два скромных альбома к выставкам, а презентабельных не было. Да и не стремился художник к признанию и продвижением не занимался. Он просто работал в своей мастерской каждый день с 10:00 до 18:00, справедливо полагая, что профессиональный художник не должен ждать вдохновения — вдохновением является сама жизнь.

В день презентации альбома в киноцентре «Победа» состоялось и первое представление новосибирской публике картины «Девушка с зеркальцем», которая вернулась в наш город этой весной через 40 лет.

Это портрет Тамары Мамаевой в молодости, когда она работала в иностранном отделе Центрального дома книги. Как большой любитель чтения и книжный график, Александр Шуриц был частым покупателем. «У него была своя семья, своя жизнь. Мы знали, что это художник, у него уже книжки выходили, 1979 год. И вот как-то он пригласил меня позировать для картины. Я смущалась, это было непривычно. Своей мастерской у Саши ещё не было, он её арендовал. Я приходила раза три позировать. Саша сделал этот портрет, я и не видела его», — рассказывает Тамара Дмитриевна.

Как описывает сам Александр Шуриц в автобиографической книге, в 1980-м он предложил картину на выставку, но выставком её не допустил: «Даже безобидный портрет блондинки “Девушка с зеркальцем”, которая впоследствии стала моей женой, не был пропущен через это сито…»

Вскоре картина уехала на Всесоюзную молодёжную выставку, проходившую в Ташкенте. Работы собирались в Москве и возвращались туда же. После выставки свою «Девушку с зеркальцем» Шуриц оставил на временное хранение у друга — писателя Виктора Пекелиса. И как-то всё не складывалось забрать, потом было неловко, после пришло известие, что Пекелиса не стало. И вот год назад, в декабре 2019-го, Тамара нашла вдову писателя, та ответила рукописным письмом: «Дорогая Тамара, я очень рада, что вы написали. Хочу вас обрадовать, ваш портрет висит на том же месте, куда его повесил Александр, и ждёт вас…» Так «Девушка с зеркальцем» вернулась в Новосибирск, для Тамары Дмитриевны это была «встреча с самой собой», с 27-летней, со всеми вытекающими эмоциональными  потрясениями. Широкая публика увидит портрет на одной из ближайших выставок Александра Шурица, когда отступит пандемия.

Насколько хорошо вы знаете работы Александра Шурица и других новосибирских художников, можно проверить пройдя наш новый тест

Марина  ШАБАНОВА / Фото Яны КОЛЕСИНСКОЙ

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика