29.01.19

Дети из «Зазеркалья»

Сколько детских школ искусств сегодня в области и почему в изостудию при Художественном музее принимают детей без предварительного «профотбора»?

Максим Муковозчик трудится над своим рисунком не первый час.

Оберегая личность ребёнка 

Пудра мелков пастели, яркие баночки гуаши, скрюченные тюбики акрила и «масла». Краски везде — на лицах увлечённых учеников, на рабочей одежде преподавателей, на полках многочисленных шкафов, в готовых рисунках на стенах, в каплях на полу. Тридцать лет существует в Новосибирском государственном художественном музее детская художественная студия «Зазеркалье».

Открытие изостудии в 1988 году стало уникальным событием, похвастаться подобными детскими студиями могли лишь Москва и Санкт-Петербург. Юные художники получили возможность стать постоянными посетителями классического музея, рассматривать картины великих русских мастеров: Дмитрия Левицкого и Карла Брюллова, Ивана Айвазовского и Ивана Шишкина, Виктора Васнецова и Василия Сурикова — и создавать свои неповторимые шедевры.

Виктория Мордвинцева: «Сейчас мы рисуем птиц. Детям очень нравится эта тема».

— У нас была потрясающая заведующая детским отделом Ирина Геннадьевна Кузнецова, сейчас она переехала в Санкт-Петербург. Это её идея организовать здесь студию. И мы первыми в России начали работать с четырёхлетними детьми, — рассказывает Виктория Мордвинцева, педагог студии «Зазеркалье». — Меня пригласила Ирина Геннадьевна, я тогда только закончила Новосибирское художественное училище: думала, поработаю немного здесь, а потом буду художником, мы же в юности все мним себя великими. Но когда посмотрела детские работы, поняла, что просто не умею рисовать.

Пять-шесть лет — самый творческий возраст. Дети ничего не боятся, они свободны и честны в своём творчестве. Как только ребёнок идёт в школу, где его учат определённым канонам, появляются комплексы. Педагоги «Зазеркалья» идут от личности ребёнка, оберегают его индивидуальность.

 

— Мы стараемся заинтересовать, даём темы, вообще художник не должен работать без темы. Абстракции, беспредметное искусство для ребёнка непонятны. Сейчас, к примеру, рисуем птиц — дятлов, туканов. Некоторые дети приходят со своими темами, — продолжает Виктория Анатольевна. — Когда даёшь им краски, большую кисть и непременно большой формат бумаги, они раскрываются. Маленькие дети — монументалисты, им нужно пространство, чтобы развернуться. Поэтому когда в детском саду им дают маленький лист и тут же за них что-то начинают рисовать, они не понимают, что там можно изобразить.

Первоклассница Лиза Седых пришла в студию осенью прошлого года, к теме о профессиях она готовит рисунок, где доктор утешает пригорюнившуюся лисичку.

 

Девятилетний Максим Муковозчик старательно водит по листу мелком масляной пастели — лицо и руки в цветной пудре. Его рисунок с новогодними ёлками висел на выставке «Зима в “Зазеркалье”» в фойе Художественного музея среди работ других ребят. Отчётная выставка объединила всех — и 3-летнего Данила Казаковцева, чьи «Снегири» пузатыми шариками зависли на ветке, и 16-тилетнего Данила Прибытникова, с его оскалившимся лисом над маленькой избушкой. Были здесь и иллюстрации к «Алисе в стране чудес», и картинки к любимой сказке студийцев «Дедморозовка» Андрея Усачёва — её запись дети чаще всего просят включить во время занятий: аудиокниги педагоги дают им слушать, «чтобы не болтали, когда работают…».

Отчётная выставка «Зима в “Зазеркалье”».

 

Ещё несколько лет назад студия могла принять не больше семидесяти детей: одна группа у Виктории Мордвинцевой и одна — у Марии Кувшиновой. После ухода Марии Яковлевны на пенсию, пришли два молодых педагога — Анна Сураева и Виталия Ямная. Директор музея Сергей Дубровин выделил «Зазеркалью» ещё одну комнату, и вот уже четвёртый год в этом крыле НГХМ «жильцов» почти вдвое больше прежнего — 135 детей. «Зазеркалье» сегодня — большая творческая семья, объединяющая разные поколения. Родители многих детей сами когда-то делали здесь свои первые шаги в мир творчества.

Инструмент познания

Большая кисть, гуашевые краски (и даже масляные, детям они особенно нравятся) — и можно создавать свой мир, нарушая привычные границы. Иные состоявшиеся художники приходят поучиться свободе, с которой юные относятся к пространству. Среди них, к примеру, известный новосибирский художник Владимир Фатеев, чьи наивные картины так по-детски открыты и одновременно библейски глубоки.

Детские работы выставляются в фойе первого этажа Художественного музея. 

Самая сложная для детей техника — акварель, тут нужно быть профессионалом, владеть определёнными навыками, не всякий художник справится. При этом на уроках ИЗО в общеобразовательных школах и в школах искусств детям часто дают именно акварель, и, если ничего не получается раз-два-три, ребёнок бросает рисовать. На самом деле способных, по-настоящему талантливых детей много. В «Зазеркалье» нет отбора, принимают всех.

— Они приходят сюда отдыхать, часть детей не мечтает стать художниками, у них другие планы. Мы водим их на выставки, знакомим с творчеством разных художников, но такой предмет, как «История искусств», не считаем нужным преподавать: зачем в таком возрасте стараться запомнить годы жизни известных мастеров, — замечает Виктория Мордвинцева. — С другой стороны, у нас есть темы «Художники о художниках», когда мы делаем вариации по картинам известных художников. Дети создают свои работы, глядя на картины Ван Гога и Сислея, Моне или Сезанна, Врубеля и даже Матисса. Мы пробуем разные техники. Виталия Борисовна Ямная, один из наших педагогов, окончила Новосибирский университет архитектуры и дизайна (НГУАДИ), училась монументальной живописи у Михаила Сергеевича Омбыш-Кузнецова, знает мозаику, витраж — и мы с детьми начали заниматься этими техниками, им очень нравится. И материалов сейчас разных много, рисуй не хочу, не то что было 30 лет назад.

Эти мозаичные ёлки — тоже работа воспитанников «Зазеркалья».

 

В «Зазеркалье» не учат академическому рисунку, здесь главное — открыть в ребёнке его творческую натуру. К 14 годам, если есть желание, подростку помогут выбрать школу для дальнейшего образования. Часть студийцев уходят в художественную школу известного новосибирского художника Константина Скотникова, проходят подготовку к поступлению в художественные, архитектурные и дизайнерские учебные заведения.

 

«Рисование — инструмент, чтобы лучше понять этот мир. Поэтому неудивительно, что, начав свой творческий путь у нас в студии, дети постепенно всё больше и больше находят себя и в других видах творчества: музыке, танце, поэзии. Многие наши выпускники стали профессиональными художниками, архитекторами, дизайнерами, модельерами; работают не только в России, но и за рубежом», — пишет в аннотации к выставке «Зима в “Зазеркалье”» Наталья Дюндик, руководитель отдела информации и развития НГХМ.

Среди тех, кто после «Зазеркалья» выбрал творческий путь, Аня Василёнок — девушка закончила дизайн-школу в Париже и сейчас у неё своя фирма по дизайну текстильных и вязаных изделий. Надежда Тычкова сначала училась в Университете дизайна и технологий в Москве, потом уехала в Париж и поступила в знаменитую школу ЭСМОД, и сейчас работает на такие известные фирмы, как Kenzo, Chloe. Элина Мориц, закончив МГУ, учится на модельера в Италии. Сергей Сергеев — дизайнер интерьеров и автор многих проектов в Новосибирске и Москве. Аня Горбач, ещё студентка НГУАДИ, стала автором проекта «Красная линия» — туристического маршрута по достопримечательностям Новосибирска.

За 30 лет изостудией «Зазеркалье» организовано более четырёхсот выставок учащихся.

В больших калейдоскопах, подаренных «Зазеркалью» художником Михаилом Казаковцевым, из множества цветных стеклышек рождаются всё новые и новые картинки, так каждый из этих «музейных детей» вносит свои цвета и стили, преображая наш мир, делая его ярче и добрее.

Передать в минкульт

Изостудия «Зазеркалье», как и сам Художественный музей, является подведомственным учреждением министерства культуры Новосибирской области. Как сегодня живут детские школы искусств (ДШИ) в области? По данным минкульта НСО, всего в нашем регионе 90 ДШИ, среди них — 63 детские школы искусств, 7 художественных и 19 музыкальных школ. Несмотря на оптимизацию, которая коснулась этих школ, в том числе по части финансирования, количество учащихся увеличилось за два года почти на тысячу детей и составляет сегодня 32 992. На самом деле, это не так много — 8,6 % всего детского населения в возрасте от 5 до 18 лет. Хотя ещё два года назад этот показатель был 13 %, мы просто не успеваем за приростом детского населения. Самый большой охват детей ДШИ в наукограде Кольцово (23,72 %), Северном районе (15,48 %) и Маслянинском (14,46 %) районах. Город Новосибирск же не дотягивает и до среднего по региону — 7,73 %, а в некоторых из муниципальных районов и того меньше: Болотнинский (4,1 %), Мошковский (4,5 %).

В изостудии «Зазеркалье».

На финансирование системы ДШИ в области в 2017 году было направлено 1 341 млн рублей бюджетного финансирования. Свыше 75 % этой суммы составляют расходы на заработную плату сотрудников ДШИ, средняя зарплата педагогов (за январь — март 2018 года) — 32 385 рублей. В большинстве школ нет средств на приобретение музыкальных инструментов, проведение мероприятий и поездки детей на творческие состязания, повышение квалификации работников. У муниципалитетов нет финансовых возможностей поддержать своих подопечных.

С этого года муниципальные детские школы искусств (ДШИ) должны быть переданы в ведение министерства культуры Новосибирской области, этого требует ст. 8 федерального закона об образовании. В 2019 году под крыло ведомства перейдут пять учреждений — Детская школа искусств и Детская художественная школа Куйбышевского района, Маслянинская ДШИ, школа «Радуга» Татарского района и Бердская музыкальная школа им. Свиридова. Затем ежегодно 9-10 учреждений пройдут этот путь, так до конца 2022 года статус государственных должны получить 33 ныне муниципальные ДШИ. Это потребует увеличения затрат из областного бюджета на финансирование по основной деятельности, а также на строительство и ремонт зданий. Сегодня ДШИ в Новосибирской области работают на пределе возможностей. Необходимы новые помещения, требуется строительство как минимум 10-12 детских школ, 34 здания нуждаются в капремонте. Только в этом случае регион сможет выполнить поручения президента по поддержке талантливой молодёжи в сфере культуры и искусства, а также условия «дорожной карты» Минкультуры России по перспективному развитию детских школ искусств на 2018—2022 годы.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика