02.03.17

Город, которого пока нет

Какие проекты, призванные изменить отдельные уголки Новосибирска, вызвали наибольший резонанс в начале 2017 года?

Сейчас улицу Ленина трудно представить без автомобилей.

В ожидании большого хоккея
Февраль в Новосибирске начался с важной новости со знаком «плюс». Губернатор Владимир Городецкий, мэр Анатолий Локоть и председатель совета директоров ООО «Парк Чемпионов» Дмитрий Шатохин подписали меморандум о взаимодействии по строительству в Новосибирске ледовой арены на более чем 10 тысяч мест. Строительство такого объекта не просто подтвердит возможность проведения в Новосибирске молодёжного мирового первенства по хоккею (а город претендует на это в 2023 году), но и полностью преобразит левый берег Оби в районе метромоста: вслед за спортивным комплексом тут должны появиться благоустроенная набережная, парковая зона, жилой микрорайон и станция метро «Спортивная».


Однако далеко не все объекты, которые строятся или только планируются к строительству в Новосибирске, можно назвать столь же долгожданными, как ледовый дворец. Впрочем, в большинстве случаев их появления нам уже не избежать.


Новая «визитка» Богдашки
До сих пор не улеглись горячие споры вокруг будущего улицы Богдана Хмельницкого. Проблему не решило даже придание части любимой новосибирцами «Богдашки» статуса достопримечательного места — поскольку в него не вошёл как раз тот участок, на котором находились снесённые в ноябре клуб «Отдых» и Дом спорта и из-за планов застройки которого разгорелся сыр-бор.


На прошлой неделе архитектурно-градостроительный совет рассмотрел новый проект застройки многострадального участка. Пять жилых домов высотой 11—20 этажей (изначально предполагалось 16—25), новый двухэтажный «Дом спорта», подземная автостоянка, надземная парковка и пешеходная зона — всё это застройщик, компания «СД Альфа Капитал», обещает построить за три года. Однако никакого заключения по поводу проекта принято не было. Между тем вопросы у общественников остались, и касаются они даже не архитектурных достоинств или недостатков предлагаемой застройки, а проблем с транспортом и инфраструктурой, которые она неминуемо создаст.


— Задавали вопросы, прежде всего мэрии, про обеспечение детскими дошкольными и учебными учреждениями — про то, что плановая наполняемость местных школ 3 857 учащихся, а реально учится 4 677 человек, многие во вторую смену, про дефицит мест в детских садах в 850 человек. Отвечали, что «приняты планы, работа ведётся, мы построим, мы сделаем». Только на один вопрос так и не удалось выдавить ответа: когда?! — отмечает общественник Александр Лунин.
Сразу после праздников на территории будущей застройки принялись рубить десятилетиями растущие там ели и сосны. «В мэрии подтверждают наличие у застройщика разрешения на вырубку деревьев и говорят, что взамен, на компенсационные средства, которые застройщик выплатит за уничтожение этих деревьев в бюджет, в Калининском районе будет высажено 100 берёз», — сообщает депутат Совета депутатов города Новосибирска Дмитрий Прибаловец.


Кафе-туалет или туалет-кафе?
Среди других неоднозначных строек Новосибирска можно назвать начавшееся недавно строительство у Нарымского сквера. Здесь должно появиться одноэтажное детское кафе с общественным туалетом. Застройщик — компания «Елена-Лидер» планирует закончить строительство в третьем квартале 2017 года.

Так сейчас выгладит место у Нарымского сквера, где строится кафе. Или туалет?


К участку площадью 630 квадратных метров, который уже несколько десятилетий был обнесён глухим забором и зарастал бурьяном, давно проявлял интерес соседний ТРК «Скоморохи», директор которого Ирина Пронина по совместительству возглавляет и «Елену-Лидер». С 2012 года участок находится в аренде у «Скоморохов», к территории сквера он не относится. Два года назад Ирина Пронина выходила с проектом строительства на этом месте трёхэтажного здания с детским кафе и общественным туалетом, который планировалось передать на баланс мэрии. Сейчас в паспорте объекта сказано, что здание будет одноэтажным, при этом в нём предусмотрены два уровня: вверху кафе, внизу — туалет. Как это будет выглядеть на практике, пока сказать сложно. Насколько подобное заведение будет популярным — тоже.


— Спору нет, общественный туалет в таком месте, как Нарымский сквер, нужен, — считает архитектор Игорь Поповский. — Понятно и стремление мэрии сэкономить: обеспечить инфраструктуру за счёт проекта муниципально-частного партнёрства. Земля под стройкой находится в зоне условно-разрешённого использования, значит, туалет здесь строить можно, а вот если к нему добавляется кафе, то этот вопрос перед выдачей разрешения должен выноситься на публичные слушания.


Поедим и поплаваем
Детское кафе, совмещённое с общественным туалетом, судя по всему, станет не единственным экзотическим заведением общепита. В январе в интернете появилась информация о планируемом строительстве плавучего кафе на Оби по соседству с плавучим фонтаном. Сообщила об этом в соцсетях начальник департамента культуры мэрии Новосибирска Анна Терешкова: «Рядом с плавучим фонтаном, оказывается, должно появиться кафе на понтоне. При этом совершенно непонятно, какой у него будет дизайн. Туалетов там не будет, то есть все отходы будут сбрасываться в реку. И это происходит в год, объявленный президентом Годом экологии. Если так пойдёт дальше, то всю реку, учитывая копеечную стоимость аренды водных участков, можно будет заставить ларьками и устроить плавучую барахолку».


Как оказалось, договор на аренду крохотного участка акватории инициатор строительства кафе заключил с областным департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды (именно этот орган выдаёт разрешения на использования водных ресурсов на всей территории области, не исключая Новосибирск) ещё в конце 2013 года. Стоимость арендной платы — 127 рублей в год.
По мнению Игоря Поповского, строительство плавучего кафе на этом месте вполне оправданно: именно здесь раньше была Октябрьская пристань для речных трамваев, на которой было и кафе. От посетителей отбоя не было — сказывалась близость к метро и остановкам наземного транспорта.


— Хорошо было бы, если владелец участка сначала предоставил свой проект комиссии по общественному пространству и принял замечания, если такие возникнут, — считает Игорь Поповский. — Что касается юридической стороны, то дебаркадеры, на которых устанавливается кафе, должны проходить речной регистр и соответствовать всем требованиям, предъявляемым к речным судам. В том числе и санитарным.


Ходить нельзя ездить
Проекты изменения городского пространства, планируемые в Новосибирске, не всегда связаны только со строительством. Разговоры о возможности превратить часть улицы Ленина в некий «новосибирский Арбат», сделав её пешеходной, ведутся несколько лет, но в начале этого года они перешли в новую плоскость. В конце января мэр города Анатолий Локоть предложил сделать на улице Ленина пешеходный участок и проработать этот вопрос в соответствующих структурных подразделениях. Правда, из-за сильной загруженности транспортом центра Новосибирска полностью освобождать будущий «Арбат» от машин никто не будет: отдавать его во владение пешеходам планируется только летом в выходные дни.


Какой конкретно участок улицы Ленина будет пешеходным, предложили решить самим новосибирцам, запустив опрос на сайте мэрии. За три недели в опросе приняли участие более 2 700 человек. Только каждый пятый не поддержал идею появления в Новосибирске пешеходной улицы. «Положительно» и «скорее положительно» оценили вариант создания пешеходной зоны на одной из улиц почти 85 % проголосовавших. Видеть в этом качестве именно улицу Ленина захотели около 70 %. 36 % участников опроса решили, что если и создавать пешеходную зону на улице Ленина, то она должна быть ограничена площадью Ленина и проспектом Димитрова.
По мнению представителей движения «Искалеченный Новосибирск», появление на улице Ленина пешеходной зоны влечёт как минимум десять плюсов, среди которых — связь в единое целое трёх театров, кинотеатра, музея и парка, повышение стоимости жилья на ней, появление особого социального и экономического пространства, удобного для людей.


— Пока на Ленина не хватает благоустройства для того, чтобы делать её пешеходной, — считает Игорь Поповский. — Чтобы люди шли туда, надо расписывать по сценарию каждый день из тех, когда на улице не будет машин. Пешеходные улицы — это своеобразные городские «гостиные», куда жители обычно приводят своих приезжих гостей, а такой формат требует мощных и грамотных решений со стороны власти и бизнеса, воплощать которые нужно поэтапно.
Однако остаётся открытым вопрос о том, как быть с движением по пересекающим улицу Ленина улицам Советской, Урицкого и Революции, которые худо-бедно, но разгружают Красный проспект. Автолюбители вряд ли откажутся от поездок по этим дорогам даже в «пешие» дни. А до укоренения западного тренда на отказ от поездок на автомобилях в центр города ещё очень далеко…

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up