21.11.18

Всё готово, шеф!

В Новосибирске проходит Торговый форум, на котором эксперты обсуждают перспективы отрасли, а кулинары из 11 регионов Сибири готовят шедевры высокой кухни в рамках отборочного этапа Всероссийского открытого кулинарного чемпионата «Chef a la Russe» 

Какая Сибирь без пельменей?

Это всё своё, родное

Новосибирский торговый форум, проводящийся по инициативе министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, своей основной задачей ставит привлечение внимания к развитию потребительского рынка региона. Хотя, казалось бы, куда уже больше внимания, это и так та отрасль, с которой каждый из нас контактирует практически каждый день. Но, как выясняется, внимания много не бывает, потому что и сам форум, и проводящаяся в его рамках уже в 27-й раз выставка продуктов питания и напитков «InterFood Siberia» постоянно открывают новые «имена» и бренды товаров, пока не очень знакомые широкому кругу потребителей. Тут и разнообразная молочная продукция, рыба, фермерские сыры. Всё заметнее становится и акцент на производство так называемых «домашних» консервантов — солёных грибов, варенья, овощных рагу... И, несмотря на то, что на выставку с каждым годом приезжает всё больше производителей из других регионов России, стран СНГ и дальнего зарубежья (10 компаний из Южной Кореи, например, в этом году «выступили» единой экспозицией), тяга к потреблению своих, родных продуктов определённо ощущается.

Один из многочисленных новых местных брендов — грибочки из Сузуна.

 

Здесь всё такое вкусное, что тележку нужно брать побольше.

Учимся торговать правильно

И. о. министра торговли, промышленности и развития предпринимательства Новосибирской области Николай Симонов ещё раз напомнил, что Новосибирск не просто торговый город — это место, где сосредоточены основные ресурсы крупнейшей отрасли региональной экономики. Торговля в разные годы формирует от 17 до 19% внутреннего регионального продукта, и это первое место — больше, чем у обрабатывающей промышленности и финансового сектора. Если практически во всех отраслях экономики сегодня наблюдается небольшой спад или стагнация, то торговля и общественное питание растут как по суммам оборота, так и по инвестициям.

 

При этом отрасль просто «обречена» на дальнейшее процветание, потому что внутри торгового сектора идёт постоянное внутреннее развитие: если ты не идёшь в ногу со временем и запросами своих потребителей, то очень скоро отстанешь раз и навсегда.

 

Так, в начале ноября этого года усилиями регионального минпромторга и Новосибирского отделения организации «Опора России» была открыта обучающая «Школа торговли», также функционирует «Школа гастрономического бизнеса». На сферу общественного питания и ресторанный бизнес в области вообще особые планы в свете намечающегося в Новосибирске молодёжного чемпионата мира по хоккею, куда приедут тысячи иностранных туристов и болельщиков из других городов. И если всем всё понравится, то есть неплохие шансы стать ещё и городом гастрономического туризма.

 

Если же экстраполировать эту тему на уровень ниже, то на первую половину 2019 года намечается долгожданный выход книги, в которой будут собраны аутентичные и позабытые рецепты уникальных блюд из районов области. Как рассказал председатель «Ассоциации рестораторов и отельеров Сибири» Владимир Бурковский, профессионалы подработают и осовременят эти блюда, так что получится не просто поваренная книга, а сборник настоящих кулинарных рецептов, которые должны ещё и поспособствовать раскрытию туристического потенциала региона. Одними достопримечательностями и природными красотами сыт не будешь, а какое-нибудь уникальное блюдо может стать настоящей фишкой любого района области. Главная задача торговли и сферы услуг — продавать, а через гастрономию можно неплохо «продавать» и область в целом.

 

На выставке широко было представлено и современное торговое оборудование.

Избавиться от снобизма

Огромным конкурентным преимуществом торговли является и её относительная молодость. Если, скажем, с распадом СССР, та же промышленность или сельское хозяйство развивались на крепкой базе и багаже прошлого, то торговую сферу «отстраивали», можно сказать, с чистого листа. Это до сих пор трендообразующая отрасль, здесь, что ни придумай, практически всё будет новое, свежее, оригинальное.

 

Торговля практически единственная полностью рыночная отрасль экономики, к тому же практически не берущая денег у государства. Однако, по мнению директора департамента внутренней торговли Минпромторга России Никиты Кузнецова, к отрасли почему-то до сих пор сохраняется слегка снобистское, снисходительное отношение: торгаши, мол, что с них возьмёшь. А ведь это не просто главная отрасль экономики страны, обеспечивающая ещё и огромную занятость населения, но и 70—80% всех предприятий малого бизнеса страны. И чем раньше к торговле и малому бизнесу начнут относиться серьёзно и с уважением, тем быстрее в России начнётся рост экономики.

 

— Пётр Столыпин когда-то сказал: «Если хочешь создать закон для всей страны, то нужно думать о народе как о сильном и трезвом, а не как о слабом и пьяном. У нас же нередко о торговле думают как о «слабой и пьяной», что категорически неправильно и бесперспективно, — убеждён Никита Кузнецов.

 

Согласен с коллегой и председатель ассоциации малоформатной торговли РФ Владлен Максимов, считающий, что многие чиновники до сих относятся к торговле, как к бизнесу второго сорта, который стараются «покошмарить» при любом удобном случае и часто не думая о последствиях. Что, кстати, подтвердилось в виде кампанейщины по борьбе с нестационарными торговыми объекта (НТО) — ларьками и павильонами.

 

— Когда общаешься с таким людьми из регионов, то логика обескураживает. Москва, мол, «поборола» ларьки, избавила от них город, давайте и мы тоже так сделаем. И я всегда таким людям говорю: у Москвы денег много, она может себе позволить подобные «капризы», а тебе кто бюджет пополнять будет? — недоумевает Владлен Максимов. — Не так много по стране регионов, где к торговле не просто хорошо относятся, но и гордятся её успехами, и Новосибирская область — одна их них. Хотя, я знаю, и у вас бывают отдельные нюансы, но в целом Новосибирская область — территория, где торговле хорошо и уютно.

Соусы от весёлых амигос пользовались большой популярностью.

 

Гости из Южной Кореи — постоянные участники новосибирского форума.

 

 

Не сетями едиными

Крупные сетевые торговые структуры прочно вошли в нашу жизнь: сейчас даже в отдалённом райцентре без труда обнаружишь один или несколько сетевых магазинов. Их количество и доля в общем сегменте постоянно растут. Но, по мнению представителя крупнейшей маркетинговой компании ACNielsen Дмитрия Шведов, говорить о том, что локальные продавцы обречены и их будущее незавидно, совершенно неправильно. Более того, в Новосибирской области федеральные ритейлеры встречают достойнейшую конкуренцию от местных представителей, что очень хорошо.

 

— Это жесточайший рынок по уровню конкуренции, но именно поэтому отрасль так развивается и уверенно двигается вперёд. Практически всё новое и интересное рождается именно в среде локального ритейла, к тому же у них очень правильное и понятное позиционирование, направленное на укрепление чувства местного патриотизма, — считает Шведов.

 

Так что будущее у торговли — светлое. На этом поле и дальше будут цвести все цветы, предоставляя нам, потребителям, богатейший выбор на любой вкус и кошелёк.

В рамках торгового форума прошёл отборочный этап Всероссийского открытого кулинарного чемпионата «Chef a la Russe», в котором участвовало десятки команд из 11 регионов Сибири.

 

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up