09.01.19

В главной роли — Снег

В Новосибирске подвели итоги 19-го фестиваля снежных скульптур, посвящённого Году театра. Увидеть скульптуры можно до 31 января

 

Фестиваль давно уже стал традиционным первым стрит-артовым событием года в Новосибирске: за четыре дня команды скульптуров, состоящие из двух-трёх человек, должны превратить трёхметровый куб спресованного снега в произведение искусства. Оперировать при этом можно только подручными средствами — скребками и лопатами, но не это самое сложное. Главные интрига и сюрприз каждого фестиваля даже не тема, которую выберут организаторы, часто она вполне очевидна, а то, как художники её для себя интерпретируют. Увы, поскольку рядом со скульптурами нет развёрнутых объяснений авторов, то до задумок нередко приходится «доходить» самим зрителям. Впрочем, если есть авангардный театр, то почему бы не быть и авангардным скульптурам.

«Только одна убедительная просьба — никаких изображений оперного театра, пожалуйста», — так обратились организаторы к 15 командам из регионов России и Кыргызстана, резко расширив таким образом полёт фантазии, и это в очередной раз себя оправдало. Многие подошли к конкурсу серьёзно, а вот одна из новосибирских команд не стала заморачиваться и решила, что если нельзя изваять главный символ Новосибирска, то его легко заменит главный символ года. Абсолютно не по теме, естественно мимо призов, но весёлая трёхметровая Хрюша очень нравится детям. Разве это плохо?

 

Новосибирские снежные скульпторы не так часто побеждали в нашем фестивале, а последние три года их не было даже в тройке призёров, поэтому «бронзу» за трагического «Арлекина» можно считать успехом, хотя, на мой субъективный взгляд, этой скульптуре можно было дать и второе место, но в таком сложном деле я бы вообще не стал обсуждать судейство.

 

Глядя на занявшую второе место скульптуру омичей «Мазай, или Потешный флот», сначала не понимаешь, причём здесь театр, но лежащий у подножья кусок снега с «рекламой» омского ТЮЗа, видимо, это объясняет — надо полагать, такой спектакль есть в репертуаре театра. В конце концов это и просто красивая работа!

 

Первое место взяла команда из Санкт-Петербурга и фигура «Превращение» с балериной из «Лебединого озера». Тут вообще нет вопросов — и тема чётко выдержана, и исполнение на высоте.

 

Впрочем, как мы уже говорили, не все задумки творцов применительно к теме фестиваля были понятны, хотя со своей главной задачей — радовать публику, особенно юную — справились.

 

Некоторые, правда, были и красиво выполнены, как «Стремление к жизни» команды из Сочи…

 

Скульптура «Трагикомедия» мастеров из Бийска, может быть, читалась не сразу, но, как и в ряде других работ, привязку к теме с блеском выполняли классические театральные маски. Маска есть, значит — про театр…

 

Гости из Кыргызстана, в прошлом году занявшие 2-е место, также решили не ударяться в дебри и сложности, а просто изобразили маски во всю трёхметровую величину снежной заготовки.

 

Особая номинация — специальный приз мэра Новосибирска, к выбору победителя в которой Анатолий Локоть, по его собственному признанию, подходит крайне субъективно. В этом году победителем стала красивая, но стилистически напоминающая винегрет работа под названием «Лунный зритель» сборной команды Москвы и Хабаровска. Год Дракона был в 2012 году, и единственным объяснением является, наверное, только высадка китайского зонда на обратной стороне Луны. Иначе к чему тут Луна, китайцы и тем более театр.

 

А вот кто совсем тематикой не ограничивался, а просто творил, так это детские команды, которые работали поблизости от основной площадки, с кубами снега в 1,5 метра. У многих в творчестве преобладал символ года…

 

Хотя и без стандартных театральных шаблонов, используемых взрослыми, детишки также не обошлись. Но, как говорится, лиха беда начало…

 

Полюбоваться на снежные скульптуры, среди которых действительно есть почти шедевры, можно в Первомайском сквере до 31 января. А если позволит погода, то и дольше.

 

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up