30.09.19

Белый. Триумф

Лучшие мюзиклы и композиторы России приехали в Новосибирск на фестиваль «Золотая маска», проводимый совместно с фестивалем «Другие берега»

 

Мистерию «Белый. Петербург» открывает сцена «Кровавого воскресенья» — 9 января 1905 года.

 

Свои якоря у наших берегов бросили театры, чьи постановки отмечены «Золотой Маской».

 

В первый же день фестиваля «Другие берега» новосибирский зритель был «сражён» шедевром Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии — мистерией «Белый. Петербург». Мюзикл по роману Андрея Белого, известного своим символизмом, несёт столько смыслов, что в один вечер их трудно оценить, отзвуки его будут и дальше накатывать волной новых откровений. Творчески переосмыслив сюжет, режиссёр Геннадий Тростянецкий, автор либретто Константин Рубинский и композитор Георгий Фиртич дали немало поводов для размышлений на тему: что есть XX век и на какой террор способен часовой механизм в сердце каждого из нас. В спектакле масса ассоциаций и экскурсов в историю и литературу, чего стоит только появление Гоголя в «птице-тройке», отбирающего последнюю шинельку у Аблеухова, окончательно превратив сенатора в Акакия Акакиевича. Для самой питерской музкомедии этот спектакль, по словам Юрия Шварцкопфа, гендиректора, заслуженного деятеля искусств РФ, знаковая постановка, которая «наверняка войдёт в историю театра».

Одна из 12 «Золотых Масок» Новосибирского музыкального театра. Эту награду театр получил в 2019 году за спектакль «Римские каникулы» в номинации «Лучший спектакль в жанре мюзикла». 

 

Народный артист России Виктор Кривонос, получивший за роль Аблеухова-старшего «Золотую Маску», в свои семьдесят три демонстрирует такой уровень драматической игры и силу голоса, что каждая сцена с ним действительно могла бы стать хрестоматийной. Под стать мастеру и вся команда артистов, занятых в спектакле. Хотя адаптировать «Белого» к нашей сцене оказалось непросто: вместо семи колонн, превращающих сцену то в народную площадь, то во дворец сенатора, то в задворки окраин, где скрывается террорист Дудкин (Игорь Шумаев), вошли только шесть. Отдельного слова заслуживает музыка Георгия Фиртича, хотя работу над спектаклем начинали несколько композиторов.

 

— Мы думали, может быть, такой мэтр, как Сергей Михайлович Слонимский, под своим крылом организует могучую кучку студентов, но этого не получилось. И как раз по рекомендации Слонимского был приглашён Георгий Иванович Фиртич, — рассказал Андрей Алексеев, главный дирижёр театра, заслуженный артист РФ, лауреат «Золотой Маски». — Это оказалась последняя работа композитора, он уже сильно болел. Георгий Иванович написал не только музыку, но и оркестровку, таких композиторов в театральном мире остаётся мало. Музыка его очень содержательна. Она раскрывает Петербург с разных сторон: и имперский город, и Петербург рабочих окраин. Финал спектакля невероятно человечен, потому что Георгий Иванович был прекрасным песенником, у него есть отличный вокальный цикл на стихи Серебряного века, и несколько романсов на стихи Блока вошли в спектакль. Его музыка стучит в наши сердца, поэтому многие уходят со спектакля со слезами на глазах...

 

«Белый. Петербург», «Эвита», «Винил», «Шербурские зонтики» — участниками III Театрального фестиваля музыкальных проектов «Другие берега» стали лауреаты и номинанты «Золотой Маски». Фестиваль Новосибирского музыкального театра (НМТ) в этот раз выходит под одной афишей с национальным фестивалем-премией — в фойе театра зрители фотографировались у стойки с настоящей «Золотой Маской». По словам директора и худрука Новосибирского музыкального театра Леонида Кипниса, благодаря партнёрству с фестивалем «Золотая Маска» III фестиваль «Другие берега» стал более масштабным и продолжительным. Поддержали фестиваль Союз театральных деятелей России, Министерство культуры РФ и правительство Новосибирской области. У «Других берегов» нет постоянной хронологии: стартовал фестиваль в 2004 году и стал первым за многие годы форумом в стране, собравшим спектакли лёгкого жанра.

Фрагмент спектакля «Белый. Петербург» Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии.  

 

— Второй фестиваль мы проводили шесть лет назад. И вот в этом году организовать фестиваль нам позволили три таких важных совпадения: Год театра в России, начало национального проекта «Культура» и юбилей нашего Новосибирского музыкального театра, — говорит замминистра культуры Новосибирской области Евгений Сазонов. — К юбилею театра был подготовлен губернаторский сертификат на сумму в 14 миллионов рублей, который пошёл на подготовку «Других берегов». И надо сказать, что театр провёл огромную работу, чтобы познакомить новосибирцев с лучшими образцами музыкального театрального искусства.

 

Благодаря фестивалю Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии приехал в наш город впервые, и уже есть предварительная договорённость об обменных гастролях между нашими театрами в 2021 году. Впервые в фестивале «Другие берега» принимают участие также Санкт-Петербургский музыкальный театр «Карамболь» (чей мюзикл «Шербурские зонтики» покажут на сцене «Глобуса» 1 и 2 октября) и Свердловский театр музыкальной комедии (их единственная в России постановка «Эвиты» Э. Л. Уэберра будет показана в НМТ 6 октября). 4 и 5 октября московский Театр мюзикла представит «Всё о Золушке» на музыку Раймонда Паулса. Билеты ещё есть в продаже. На второй день фестиваля состоялся по-настоящему уникальный концерт — творческий вечер композиторов России. Новосибирский музтеатр собрал на одной сцене шесть знаковых имён отечественного музыкального театра — это Максим Дунаевский, Александр Журбин, Владимир Баскин, Александр Пантыкин, Ким Брейтбург и Евгений Загот.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
 

back

Новости  [Архив новостей]

up