07.03.23

Нашли болевой порог

Новосибирский театр «Старый дом» показал на «Золотой маске» в Москве спектакль о домашнем насилии

Команда «Старого дома» вернулась из Москвы: новосибирский театр принял участие во внеконкурсной программе Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» — «Маска плюс». Спектакль «Наизнанку» сыграли при полном аншлаге на сцене Центра драматургии и режиссуры (ЦДР).

«Маска плюс» — это младшая дочка «Золотой маски», которая формирует свою афишу по принципу «лучшие российские спектакли, не вошедшие в основной конкурс». Её можно сравнить с точным хирургическим срезом, показывающим важные тенденции в художественном процессе «коллективного театра», — да, ещё не олимп, но до вершины осталось несколько метров. «Маска плюс» нынешнего конкурсного сезона — уже 15-я по счету, её собрали кураторы Александрина Шаклеева и Екатерина Рябова, объединив все восемь заявленных спектаклей общей темой «Ноев ковчег».

— В контрольных по математике в самом конце листа бывают специальные задания «со звёздочкой» — задачки для тех, кто может не только решить базовое уравнение, но и не разучился самостоятельно и парадоксально мыслить, — рассказывают кураторы. — Программа «Маска плюс» — это всегда спектакли «со звёздочкой», сноски на полях к основному конкурсу.

В своём манифесте кураторы заявили, что их главная задача — рассказать о молодых режиссёрах и драматургах, которые исследуют мир во всём его полифоническом звучании и ищут свою собственную точку опоры, чтобы выстроить систему координат человеческой жизни. Театр «Старый дом» привёз на московский показ спектакль «Наизнанку», который стал ярким сценическим результатом работы Фабрики нарративного театра «Дисциплина», где в 2020 году встретились молодой новосибирский режиссёр Джемма Аветисян и драматург из Владикавказа Карина Бесолти. «Наизнанку» — это остросоциальное высказывание на тему патриархальной практики бытового домашнего насилия «где-то на Северном Кавказе», которое, впрочем, не имеет конкретной геолокации.

Площадка Центра драматургии и режиссуры, на которой был показан спектакль в Москве, — пространство в стиле подземного бункера, где никогда нет связи, а хитросплетение ходов напоминает лабиринт. Поэтому технической группе «Старого дома» пришлось проявить смекалку и креатив, чтобы бережно перенести спектакль на новую сцену, полностью воссоздав «домашнюю» атмосферу. Особое волнение вызывала установка стеклянной колбы в зрительском фойе, где героиня Альбины Лозовой безмолвно встречает публику, создавая необходимое для спектакля настроение. Но все технические проблемы были виртуозно решены — зрители увидели спектакль в полном объёме.

Для подготовки спектакля в Москву приехала режиссёр Джемма Аветисян, которая провела с творческим коллективом полновесные репетиции. Билеты раскупили, в зале не было свободных мест, а зрителями спектакля «Старого дома» стали не только любители театра, но и профессиональное арт-сообщество — критики, журналисты, театроведы, культурные обозреватели и блогеры.

— Сегодня спектакль ощущается очень остро, — сказала после показа драматург Карина Бесолти. — Я не видела его год, но он по-прежнему живой и профессиональный. Я очень рада за коллектив, получилась трогательная работа. Спасибо театру — просто в сердце попали.

После окончания показа кураторы «Маски плюс» Александрина Шаклеева и Екатерина Рябова провели со зрителями обсуждение спектакля «Наизнанку», в котором приняла участие вся творческая группа спектакля. Равнодушных в зале не было — люди эмоционально делились своими впечатлениями и задавали вопросы, пытаясь нащупать коллективный болевой порог: почему мы про ЭТО знаем, но молчим и делаем вид, что за закрытыми дверями ничего не происходит?

— В одном из обсуждений был диалог про то, что вся эта история — не про Россию, —говорит режиссёр Джемма Аветисян. — Но мне кажется неважной эта географическая конкретика. Какая разница, где это происходит — на Северном Кавказе или в каком-то другом месте? Я этот спектакль называю антибиотиком. Да, это очень горькая таблетка, которую трудно проглотить, но при этом она оказывает огромное воздействие на весь организм. Потому что пьеса написана без подтекста — вся информация попадает в нас в своём первоначальном виде.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Дарьи НЕСТЕРОВСКОЙ
back
up