24.01.23

Особая школа

21 января легендарной физико-математической школе Новосибирска исполнилось 60 лет: вспоминают её выпускники.

21 января СУНЦ НГУ отметил особую дату — 60-летие первой лекции в Физико-математической школе, тогда ещё даже официально не открывшейся. Лекцию для 119 будущих «фымышат» читал математик, член-корреспондент АН СССР Алексей Ляпунов. С тех пор более четырёх тысяч выпускников ФМШ стали кандидатами, а более 500 — докторами наук, пятеро избраны действительными членами и семеро — членами-корреспондентами РАН. И сейчас в развитии Академгородка, как отмечает министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев, «главная ставка делается на выпускников новосибирских вузов, среди которых всегда были и остаются лучшими наши “фымышата”, выпускники Специализированного учебно-научного центра НГУ».

Воспоминаниями об учёбе в ФМШ с «Ведомостями» поделились выпускники разных лет.

Василий ПАРХОМЧУК, академик РАН, главный научный сотрудник Института ядерной физики имени Г. И. Будкера СО РАН, учился в ФМШ в 1963–1964 годах:

— Рос я в маленьком посёлке Мирный Родинского района Алтайского края, планировал, как отец, быть шофёром в совхозе. Но в 1962 году в «Правде» напечатали задачи Всесибирской олимпиады по физике, и я, что было для меня удивительно, решил их правильно. Меня пригласили сначала в Барнаул, а потом в летнюю школу в Академгородке. Здесь я впервые увидел настоящих учёных, а после написания проверочных заданий получил первый приз по физике, подписанный основателями школы — математиком Алексеем Андреевичем Ляпуновым и физиком Андреем Михайловичем Будкером. Потом нам сообщили, что мы поступаем в новую физматшколу и пригласили на первую лекцию в Академгородок, которая состоялась 21 января 1963 года. Из моей школы, кстати, учиться приехали двое — со мной был Володя Балакин, который стал членом-корреспондентом Академии наук.

Первые уроки в ФМШ проходили нетрадиционно — ни учителя, ни ученики не знали, как надо преподавать физику для будущих учёных. Помню, на уроки приходил физик Владимир Евгеньевич Захаров, будущий академик, и с нами разбирал решение физических задач — в чём-то путался сам, мы помогали ему.

Председатель Сибирского отделения АН Михаил Алексеевич Лаврентьев хотел, чтобы ФМШ чем-то напоминала дореволюционные гимназии, и поэтому выделил из средств СО деньги на костюмы для учеников. Многие из нас приехали из деревень, одетыми кто во что — в сапогах, вельветовых штанах, а тут пришлось пойти в ателье, и старенький мастер, который обмерял нас и шил нам костюмы, произвёл неизгладимое впечатление. В школе не хватало оборудования, и Лаврентьев просил институты отдать не очень нужные приборы. Так появилась большая комната с приборами, где меня больше всего удивлял рентгеновский трансформатор. Он давал напряжение в 100 киловольт, и с его помощью мы научились делать метровые молнии, которые летали по всей комнате. Когда Михаил Алексеевич узнал о наших опытах, то долго ругался, а потом попросил показать ему, что у нас получается. Он понимал: чтобы вырастить учёного, ему надо дать возможность ощущать всё своими руками. С тех пор я и занимаюсь запуском электронных пучков для охлаждения ионов. 

Борис ВАЙНЕР, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории физических основ интегральной микроэлектроники Института физики полупроводников имени А. В. Ржанова СО РАН, учился в ФМШ в 1969–1970 годах:

— Я поступил в ФМШ сразу с тремя одноклассниками из Хабаровска. И хотя там мы учились в физико-математическом классе, здесь сразу заметили, что образование в Новосибирске и глубже, и шире, и интереснее. Это касалось не только физики, но и математики, и биологии. На тот момент школе было всего шесть лет, но она уже казалась нам настоящим университетом.

Общение между учениками было самое простое. Помню, как однажды родственники с юга передали мне посылкой ящик с фруктами, которые в Новосибирске мало кто видел. Оставил его в комнате, а когда вернулся с уроков — посылка была почти пустой. Если прислали одному, значит, прислали всем — это было нормой. Не всегда наше поведение было примерным, однажды нарушили режим так, что оказались на волосок от исключения — спасибо воспитателю, которая, узнав об этом, не прогнала нас, поскольку понимала, что нам надо закончить школу. И такими были все люди, которые работали в ФМШ, — подходящими к делу не формально, принимающими смелые решения.

Из учителей больше всего запомнился биолог Григорий Моисеевич Дымшиц, сейчас он доктор наук и продолжает преподавать в СУНЦ НГУ. В обычной школе у меня была склонность к медико-биологическому направлению, я даже хотел стать хирургом, «переквалифицировался» уже в ФМШ. Григорий Моисеевич завораживал своими уроками — в Хабаровске, например, многие школьники тогда даже не слышали о генетике, а здесь нам о ней рассказывали — подробно и увлекательно.

Теперь я сам преподаю в ФМШ — уже 33 года. Вижу, что современные дети не такие, как мы, — они не боятся ничего, в том числе многим, к сожалению, не страшно не поступить в ведущие университеты. Но это сейчас общая беда образования, не только физматшколы.

Сергей НЕТЁСОВ, заведующий лабораторией бионанотехнологии, микробиологии и вирусологии факультета естественных наук НГУ, доктор биологических наук, профессор, академик РАН, учился в ФМШ в 1968–1970 годах:

— Приехав в Академгородок из Новокузнецка, я попал в другой мир — настолько здесь всё выглядело ультрасовременно для 1968 года. Начались занятия в летней школе, мы устроились в общежитие, и я оказался в одной комнате с людьми, с которыми дружим до сих пор. Кстати, наш поток был первым, который поселился в только что построенном общежитии на улице Ляпунова.

Все мы прибыли из глубинки, и нам сразу стало намного интереснее учиться здесь, поскольку в ФМШ всё было иначе. Задачи, которые нам задавали, были намного сложнее школьных, для них требовались нетривиальные решения. Наши знания и здоровая соревновательная обстановка позволяли нам эти решения находить. Все из нашей комнаты успешно сдали экзамены и поступили в ФМШ, попав в один класс — 9-5. Своего учебного корпуса у ФМШ не было, мы занимались в аудиториях НГУ. Отношения между школьниками складывались совсем не так, как в наших прежних школах. У нас в Новокузнецке считалось, что главный — не умный, а сильный. Здесь же были люди даже более спортивные, чем в моей прежней школе, но своими достижениями они не кичились, мы если и соревновались, то мирно, главным для нас был обмен знаниями.

Наши учителя были намного моложе обычных школьных. Математику у нас вёл Михаил Валентинович Фокин, тогда — аспирант, а в будущем — доктор наук и декан мехмата НГУ. Он популярно объяснял нам интегральное и дифференциальное исчисление, так что нам стало казаться, что математика — это наука, разобраться в которой очень легко. Незаурядный учитель биологии, который преподаёт в ФМШ до сих пор, в то время аспирант Григорий Моисеевич Дымшиц объяснял генетику в общем и законы Менделя в частности, проводя с нами эксперименты на мухах-дрозофилах — мы наглядно видели, как у мух меняется фенотип и распределяются признаки у потомства. После этого мы начали искать популярные книги по молекулярной биологии, и главной такой книгой для меня стала «Двойная спираль» нобелевского лауреата Джеймса Уотсона — об открытии структуры ДНК.

Не всё в учёбе давалось гладко, но в итоге все мы закончили ФМШ и поступили в НГУ, причём вступительные экзамены показались нам довольно лёгкими. Наш класс разлетелся по всему свету, мои одноклассники живут в США, Бразилии, Европе, но наше братство остаётся, и мы продолжаем поддерживать отношения. Учёба в ФМШ стала очень важной для определения моего жизненного пути: я понял, что многие вещи намного проще, чем кажутся, что упорный труд во многом определяет успех, продуктивность и развитие научных разработок, как важна мужская бескорыстная творческая дружба.

Евгения БЕЛАЯ, предприниматель, училась в ФМШ в 2007–2008 годах:

— Про существование ФМШ я не знала, пока не переехала в Кемеровскую область. Поступала в ФМШ заочно, но когда приехала сюда, поняла, что качество моих знаний — недостаточное для учёбы в столь серьёзном месте. Было тяжело, но всё-таки я была не одна. В нашем классе училось примерно 25 человек — в основном из Сибири и с Дальнего Востока. Командир нашего класса был родом с Камчатки и часто привозил нам икру — и по ночам мы делали «домашку», уплетая икру с хлебом из столовой. Наши ребята все были дружные, сплочённые и интересные, четверо из них после школы пошли в КомсОтряд выпускников ФМШ. Помогали друг другу и с «домашками», и с подготовкой к коллоквиумам, и со всем остальным, играли в КВН. Со многими дружим и теперь, 15 лет спустя, с кем-то потом делали совместные проекты. Друзья — это то, за что я очень благодарна ФМШ, благодаря им я продолжаю развиваться как специалист и как предприниматель.

Запомнились наши праздники — день рождения класса, посвящение в «фымышата». Летняя школа нам понравилась настолько, что потом мы сами хотели там работать. И я три года действительно провела там как воспитатель, а ещё год — как куратор КомсОтряда.

Нашим воспитателем была Алла Михайловна Быковских — она же в одной группе преподавала математику. Она запомнилась нам как очень тонкий психолог. В 16 лет остаться в общежитии в другом городе одним без родителей очень непросто, а именно это с нами произошло. И она умела находить общий язык с каждым ребёнком. Запомнились также Елена Николаевна Брыкова, которая много сделала, чтобы мы успешно сдали ЕГЭ по русскому языку и литературе, Нина Александровна Чащина (теперь Попова).

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА
back
up