Люди огня
Можно ли запаковать счастье в банку и как агитирует фарфор? В художественном музее открылась большая выставка фестиваля керамики
Шутка художника-керамиста — это ирония, воплощённая в глине и прошедшая обжиг. Подобно творцу, он создаёт не портреты и пейзажи, а сосуды, плоскости и объёмы, где отражается жизнь — лица, вкусы, характеры, предпочтения, природа, технологии — и, кажется, мелькает сама эпоха. В Новосибирском государственном художественном музее (НГХМ) работает большая выставка 18-го Международного Сибирского фестиваля керамики. Сами художники прозвали его «фестивалем счастья».
По традиции в декабре в Новосибирск на фестиваль керамики съехались художники со всей России, а также ближнего и дальнего зарубежья. На несколько дней заснеженный город был согрет «Рождественской сказкой» (главная тема фестиваля) и огнём обжига, без которого глина не станет керамикой. А ещё радостью встреч, дружеским общением художников-керамистов и целой чередой событий фестиваля: профессиональными конкурсами, битвой гончаров и самим вернисажем.
Лёгкость бытия передать в керамике не так просто, но эта работа пермских художников покорила всех — и специалистов, и художников, и зрителей. И это Гран-при 18-го Международного Сибирского фестиваля керамики! Марина Еркович — керамист, скульптор, художник, реставратор, культрегер. «Ледовые, снежные, песчаные скульптуры Марины поражали зрителей многочисленных городов России, Болгарии, Латвии и Америки», — сообщает Центральный выставочный зал Перми.
В столицу Сибири художники едут за общением и возможностью показать свои работы. Сибирский фестиваль керамики проводится при поддержке министерства культуры Новосибирской области и является совместным проектом художественного музея и некоммерческого фонда «Центр народной ремесленной культуры». О том, как проходят фестивальные дни, рассказывает фотопроект Андрея Баулина «Мои герои — керамисты», где за работой запечатлены и юные керамисты, и признанные мэтры, и профессора из жюри.
Сербская художница Катица Лишка привезла на фестиваль украшения из керамики. На открытии состоялось дефиле, увидеть работы можно на манекенах в главном зале фестиваля-выставки. «Когда я в прошлом году впервые приехала на ваш фестиваль, поняла, что больше он без меня существовать не будет, — смеётся Катица Лишка. — Я дружу с новосибирскими керамистами, и вместе мы на днях побывали на симпозиуме в Хакасии». Родилась Лишка в Белграде, по профессии архитектор, больше 35 лет проработала в строительстве, участвовала в возведении московского «Экспоцентра».
«Просто бусы на нитке немножко уже надоели, но если вы добавите керамики, они заиграют по-новому, — говорит Катица Лишка. — Мне нравится пробовать, делать не так, как принято. Например, я смешиваю низкотемпературную и высокотемпературную глину, и когда проходит обжиг, получается очень интересно. Керамика выглядит как металл. Самое удивительное происходит, когда открывается печь для обжига. Никогда не знаешь, что и как получится. Керамика сегодня очень хорошо развивается. И керамисты двигаются вперёд, и люди покупают керамику ручной работы, понимая, что это изыск. В Сербии, например, принято готовить и печь хлеб в керамических формах, и есть село, которое специализируется на их изготовлении».
Композиция Ивана Кротова, профессора кафедры художественной керамики СГИИ имени Д. Хворостовского (Красноярск), восхищает своей смысловой глубиной. Чёрные и белые шары разного размерами в буквальной и иносказательной форме передают смысл высказывания «Не мечите бисер перед свиньями», известного по Евангелию от Матфея. Каким зримым и крупным может быть жемчуг откровения, если невежество приобретает угрожающие размеры. За эту работу Иван Кротов удостоен второго места в профессиональном конкурсе — номинация «Маэстро».
Консервированным счастьем заинтересовался и. о. министра культуры Новосибирской области Юрий Зимняков. Питерский проект «Заготовки на светлый день» — ещё одно открытие выставки. Эта коллективная инсталляция петербургских художников — послание самим себе из того, что они успели сохранить на время прихода «белых ночей». Дома, чудесные существа и прочие нужные вещи запечатаны в стеклянных банках с песком. Проект новосибирцам представила его куратор и один из авторов — Анастасия Чарина, член Союза художников Санкт-Петербурга, член жюри фестиваля.
Темой нынешнего фестиваля стали сосуды в самом широком смысле этого слова — от классических крынок, таких, как работы Ольги Сайрановой из гончарной мастерской «Живая глина» города Уфы (на фото), до оригинальных ёмкостей, когда форма становится выражением мысли. Так, проект «20 ваз из Москвы» представляет вазу как сосуд, первооснову керамики и вместилище пустоты, воспоминаний и грёз на примере работ молодых столичных художников. Свои керамические изделия на конкурс прислали и ребята из «Сириуса» (Сочи), где есть своя образцовая керамическая студия, — их сосуды выполнены в форме животных.
Вертеп работы новосибирской художницы-керамиста Елены Чехович — сказочная красивая история. Нынешний фестиваль проходит под знаком «Рождественской сказки» и посвящён Новосибирску — новогодней столице России. Учитель ИЗО в гимназии «Горностай», Елена Чехович занимается глиной давно, выделяя на творчество один день в неделю. Как и многие керамисты, ездит по фестивалям и этим летом на «Глиняном сказе» в Томске в команде с гончаром Алёной Романцовой стала победителем конкурса «Сумасшедшая глина»: нужно было изготовить работу из 18 кг глины за 30 минут, лидера определили зрители.
Анна Львова (Новосибирск), декоративное панно «Вестники богов», шамот, глина. Древняя космогония вдохновляет художников-керамистов своими образами, где человек словно птица может путешествовать между мирами. Выпускница НГПУ, керамист, художник, преподаватель Анна Львова отмечает, что основная тема её творчества — это и история народов Севера, и глубинное изучение Руси. Кафедра декоративно-прикладного искусства в Институте искусств НГПУ немало внимания уделяет керамике. А увлечение этнографией идёт от мастеров-преподавателей, студенты и выпускники доцента кафедры Виктора Шмакова участвуют в фестивалях и выставках и нередко возвращаются с дипломами победителей.
Работы новосибирского художника Валерия Кузнецова, члена Союза художников России, заслуженного деятеля культуры и искусства Новосибирской области. Композиции «Сёстры» и «Музы» — тоже сосуды, полые внутри, они представляют собой незабываемый художественный образ в характерной авторской манере художника. «Каждый из керамистов выбирает своё направление: кто-то остаётся в шамоте, кто-то уходит в фарфор, используя подглазурную или надглазурную роспись, кто-то экспериментирует с цветами и формами. И это многообразие рождает уникальные произведения», — рассказывает Надежда Мельникова, член жюри фестиваля, куратор выставки, старший научный сотрудник выставочного отдела НГХМ.
Тамара Титова (Красноярск), декоративная композиция «Майна! Вира!», фарфор, подглазурная и надглазурная роспись. Чайные чашки, блюдца и чайники в авангардном стиле на тему строительных кранов напоминают об эпохе строительства социализма. Один из постоянных проектов Сибирского фестиваля конкурс «Агит-НОВО» посвящён уникальному явлению в керамике. «Агитационный фарфор появился в 1930-е годы, когда на Императорском фарфоровом заводе обнаружились запасы “белья” — белого фарфора, и его стали расписывать в пролетарском духе. Среди участников были Малевич, Кандинский. И на нашем фестивале всегда есть экспонаты, правда, сегодня лозунги другие, как на декоративных тарелочках Елены Красновой: “Начни день с улыбки”», — говорит Надежда Мельникова.
Ёлочные игрушки Ирины Колягиной и сувениры Елены Красновой можно назвать декоративной малой скульптурой, где форма стилизована, а роспись реалистична, считает Надежда Мельникова. На выставке представлено несколько работ преподавателя и её учеников. Елена Краснова — профессор кафедры художественной керамики Сибирского государственного института искусств имени Д. Хворостовского, член Союза художников России (Красноярск).
«Сегодня в Новосибирске работает много творческих студий, появились классы в художественных школах и школах искусств, создаются различные студии керамики — как для детей, так и для взрослых. Я считаю, что это влияние нашего фестиваля и движения, с ним связанного. Фестиваль начинался на площадке ДК имени Октябрьской революции как ярмарочная история, а сейчас это большая выставка в Новосибирском художественном музее — самая большая выставка за Уралом», — говорит Юрий Неупокоев, исполнительный директор Международного Сибирского фестиваля керамики.
Оказавшись на выставке, стоит спуститься в цокольный этаж, где развернулась большая детская выставка художественной керамики — здесь вам не раз придётся улыбнуться, искренне и легко, как в детстве.
Материалы по теме:
В Новосибирск на традиционный фестиваль керамики приехали художники со всей России, а также ближнего и дальнего зарубежья