Доверие вместо строгости
Победитель олимпиады учителей информатики Ксения КИРИЛЕНКО — о том, как поддержать в детях интерес к учёбе и соблюсти нужный баланс в пользовании гаджетами.
Ксения Кириленко — учитель информатики Лицея №22 «Надежда Сибири», стаж работы по специальности — 4 года
Осенью 2022 года в Новосибирской области министерство образования по поручению губернатора впервые провело областную предметную олимпиаду «Учитель — Профессионал» для учителей информатики/IТ-дисциплин. Её абсолютным победителем стала учитель информатики лицея №22 «Надежда Сибири» Ксения КИРИЛЕНКО.
— Когда вы впервые познакомились с компьютером?
— Было это в седьмом классе, когда мне исполнилось 14 лет. До этого родители ограничивали моё общение с гаджетами — у меня был простой кнопочный телефон, хотя и смартфонов тогда ещё не было столько, сколько сейчас. К окончанию школы я уже решила, что свяжу своё образование с информатикой. В Новосибирск я приехала из родной Бурятии в 2015 году и подала документы сразу в два университета — технический и педагогический. В итоге остановилась на НГПУ — его атмосфера понравилась мне больше. Уже на первом курсе познакомилась со своим супругом, и мы уже семь лет вместе. Работаем тоже вместе — он тоже учитель информатики в нашем лицее.
Кстати, хочу заметить, что и сейчас далеко не все дети, которые приходят на уроки информатики, умеют пользоваться компьютером. Даже пятиклассники говорят, что дома родители ограничивают их в пользовании гаджетами и поэтому им сложно печатать на клавиатуре — дома они её не видели. Поэтому с ними приходится заниматься дополнительно во внеурочное время.
— Есть много разных мнений по поводу того, как и до какого возраста ограничивать взаимодействие детей с гаджетами. А что по этому поводу думаете вы?
— Этот вопрос — палка о двух концах. Психологи говорят, что использование гаджетов и любой информации, которую ребёнок получает с их помощью из интернета, влияет на его психику отрицательно. Моему сыну год и девять месяцев, я даю ему смотреть мультфильмы только 30 минут и то не каждый день — только когда совсем нет возможности уделить ему внимание. А телефон ему даю только по прямому назначению — поговорить с бабушкой. Но в обучении информационным технологиям без компьютеров и интернета не обойтись. Конечно, занятия мы проводим в соответствии с СанПиНом: для младших классов работа с компьютером — 20 минут в день, для средних — час-полтора, для старших — максимум два часа.
— В каких классах вы преподаёте?
— Опыт есть во всех, а в текущем учебном году мои классы — с пятых по десятые.
— Помните свой самый первый урок?
— Это была педагогическая практика на третьем курсе, которую я проходила здесь же, в «Надежде Сибири». Первый урок, страшный и полезный одновременно, проходил у одиннадцатиклассников. Мне тогда показалось, что дети настроены по отношению ко мне несерьёзно: мол, раз я практикант, то никакой квалификации у меня нет. Приходилось как-то вовлекать их в работу, ставя перед ними разные задачи, а это очень сложно — вовлекать в работу тех, кто не видит в тебе авторитета. Сейчас с более младшими классами проще: они понимают, что если учитель что-то сказал, это надо сделать. Но тому, первому, классу я до сих пор благодарна: эти дети научили меня общаться со старшеклассниками, поддерживаем с ними контакты до сих пор.
— Помимо уроков, вы проводите дополнительные занятия?
— Я организовала VR-студию, где провожу с детьми занятия по виртуальной реальности. С помощью VR-очков мы побывали и в космосе, и на высоких горах — минус только в том, что по тому же СанПиНу находиться в этих очках детям можно не больше 20 минут, а урок длится 40 минут. Остальное время я рассказываю им про дополненную реальность. Пока мы только знакомимся с этими реальностями, но у нас в лицее в рамках Национальной технологической инициативы есть профиль «Разработка виртуальной реальности», дети с пятого класса вовлекаются в Национальную технологическую олимпиаду школьников, они работают с большими данными, виртуальной и дополненной реальностью, разрабатывают игры. В проекте участвуют около 150 наших школьников, они в основном работают самостоятельно, пользуясь специальной платформой. Но если просят о помощи — я им помогаю, хотя времени на это порой бывает мало. Помимо учительской работы, я ещё и заместитель заведующего кафедрой инженерного образования, эти обязанности тоже требуют времени, поэтому на дополнительные занятия с детьми остаётся не больше трёх часов.
— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный учитель информатики?
— На днях одна учительница мне задала такой вопрос: «Что помогает вам поддерживать живой интерес детей к учению? Когда им интересно, то и строгая дисциплина, наверное, не нужна, а у меня так не получается». Я думала об этом и решила, что главное, видимо, не в дисциплине. Многие учителя этим грешат, выдвигая детям много строгих требований. И я помню, как нам в школе нельзя было сказать учителю слова поперёк. Но в современных реалиях очень много актуальной информации дети получают помимо уроков, в том числе и в информатике. И это нормально, когда дети знают что-то такое, чего не знает учитель. Но если они чего-то и не знают, они должны смело обращаться за помощью к учителю. На моих уроках дети, конечно, на головах не стоят, но они не боятся поднять руку, высказать мнение, поправить меня — но при необходимости и спросить, например, где получить дополнительную информацию при подготовке к олимпиаде по искусственному интеллекту.
Урок всегда должен быть беседой и не превращаться в монолог на фоне показываемой презентации. И тогда детям будет интересно, они захотят готовиться к предмету так, чтобы блеснуть на уроке своими знаниями. Так формируется их активная позиция.
— Как вы узнали об учительской олимпиаде?
— Про олимпиады мы всегда узнаём от заведующей кафедрой и заместителя директора лицея по инновациям и развитию Татьяны Анатольевны Лобаревой. По сути, это проверка наших — учительских — знаний. Я прошла отборочный тур, вышла в региональный финал, где за два часа надо было решить задачи из четырёх модулей — нормативная правовая база, методика преподавания информатики, практическая и теоретическая информатика.
— Задания были сложными?
— Времени было мало. Признаю, что где-то я была невнимательной, где-то ответила не полностью. Так что на победу я точно не рассчитывала — свой результат каждый участник видел сразу, и я считала, что найдутся педагоги, которые выполнят больше заданий. Когда объявили итоги, я сначала не поверила: раньше побеждала в конкурсах, но там-то я была уверена в победе.
— Муж тоже участвовал в олимпиаде?
— Он планирует сделать это в следующем году. Вместе мы сейчас на олимпиаду не пошли, чтобы не давать дополнительных шансов на победу для одной семьи.
— Что планируете делать с премией?
— О расходах на педагогическое совершенствование мы не беспокоимся: прохождение всех курсов повышения квалификации нам обеспечивает лицей. А на премию — 115 тысяч рублей — я думаю обеспечить нашу семью новой зимней одеждой.