Виноваты все. Кто ответит?
Очередная проверка областной Контрольно-счётной палаты выявила проблемы в использовании средств на строительство, реконструкцию и ремонт дорог.
Депутат Валерий Ильенко и председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Майис Мамедов.
Сеть дорог Новосибирской области — федеральных, региональных, межмуниципальных и местных — составляет около 27,5 тысячи километров, из которых 59% не отвечают нормативным требованиям. Только за 2020 год дорог местного значения, не соответствующих нормативам, стало больше на 1 200 километров. Около 12 миллиардов рублей были выделены в 2020-м из дорожного фонда НСО на строительство, реконструкцию и ремонт автодорог — не бог весть какие деньги в масштабах всей области, но ситуация должна улучшаться, а не наоборот. Однако отчёт аудитора Контрольно-счётной палаты (КСП) Новосибирской области Валерия Алёхина, который он представил на заседании комитета заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике, показал, что в плане законности (в меньшей степени) и эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на объекты дорожной инфраструктуры, ситуация пока далека от идеала. И превышение сроков работ, установленных контрактами, — это меньшее из зол.
Более существенными, по словам аудитора, являются нарушения законодательства в сфере закупок, завышение начальной максимальной цены контрактов, ненадлежащее качество проектно-сметной документации, а также факты приёмки заведомо некачественных объектов. В 42% случаев проверки показали, что либо асфальтобетон недостаточной плотности, либо толщина слоёв дорожной одежды меньше заявленной. По последнему пункту логичный вопрос задала заместитель председателя комитета Елена Тырина: «Почему и КСП, и другие проверки находят нарушения качества дорожных работ, а строительный контроль сразу после сдачи объекта — нет? Есть ли у нас в области хоть какой-то контроль за контролёрами?»
Начальник Территориального управления автодорог (ТУАД) Новосибирской области Владимир Воспанчук ответил, что недобросовестные организации дорожно-строительного контроля, как и строительные, безусловно, берутся на заметку, вносятся в чёрные списки, но с 2021 года появилось новшество в федеральном законодательстве, согласно которому нельзя вносить в реестры недобросовестных подрядчиков физических лиц — учредителей этих структур. И это помогает им уходить от реальной ответственности.
Депутат Александр Барсуков добавил, что один из «корней зла» по-прежнему кроется в ФЗ-44 о государственных закупках: выигрывает на аукционе тот, кто даёт меньшую цену, при этом ни опыт работы предприятий, ни их огрехи на предыдущих объектах в расчёт не берутся.
Председатель транспортного комитета Майис Мамедов отметил, что недостатки существуют на каждом этапе дорожных работ. Тот же проектировщик, по словам Мамедова, может логично ответить, что он получил такое техническое задание, которое изначально было неправильным. Одним словом, понемногу виноваты все, но, к сожалению, пока мало кто отвечает.
— До конца января совместно с министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, мэрией, ТУАДом мы должны выработать предложения по исправлению систематических замечаний, некий алгоритм действий, который отправим губернатору, — сказал Майис Мамедов.