Рекордная распродажа
Новосибирские аграрии реализуют излишки рекордного урожая зерна в истории области. Пока все факторы — спрос и цена — складываются благоприятно.
Машинист Дмитрий Пенов (на переднем плане) в этом сезоне загружен работой.
То, о чём несколько месяцев говорили аграрии, теперь подтвердилось официально: в Новосибирской области собран рекордный урожай зерновых культур после очистки и подработки (рефакции) — 3 миллиона 383 тысячи тонн. Как пояснил заместитель министра сельского хозяйства региона Виктор Апанасенко, в 2009 году сбор зерна в бункерном весе был больше, чем в 2021-м, но тогда процент рефакции был гораздо выше. В итоге «чистого» зерна в 2009 году получилось 3 миллиона 190 тысяч тонн, что значительно меньше, чем прошедшей осенью.
Рекорды — это всегда приятно, но у любой медали есть и обратная сторона. Столько зерна Новосибирской области просто не нужно: внутренняя потребность региона для заготовки семян, фуража для животноводства и производства хлебобулочных изделий составляет 1,8 миллиона тонн. Остальное (а это 1,5 миллиона тонн зерна и около 300 тысяч тонн масличных культур) необходимо реализовать, причём неважно куда — за границу или в пределах России. И тут не обойтись без важнейшего технологически-посреднического звена — зерновых элеваторов.
Современный экспресс-анализатор экономит более часа времени для определения свойств очередной партии зерна.
Материально-техническая база хранения зерна в Новосибирской области представлена 30 элеваторами и хлебоприёмными предприятиями, 21 из которых — линейные, то есть расположенные в непосредственной близости от железной дороги. Сами элеваторы коммерческой деятельности не ведут, являясь по факту техническими посредниками между хозяйствами, вырастившими и собравшими зерно, и крупными зернотрейдерами. Но именно без элеваторов вся эта система работать не будет: они способны принять, подработать, сохранить и отправить по железной дороге крупные партии зерна.
Каргатский элеватор — не самый крупный в области (всего около 45 тысяч тонн хранения), но один из старейших: первые напольные склады хранения тут были построены ещё в 1956 году, а рабочее здание с сушилкой и ёмкости для хранения зерна (силоса) появились здесь в середине 1960-х. Несколько лет назад на элеватор пришла новая команда управленцев, которая первым делом начала инвестировать в ремонт и развитие предприятия. Важнейшей задачей, по словам исполнительного директора АО «Каргатский элеватор» Владимира Полякова, был именно ремонт силосов. Эти огромные — до 30 метров высотой — бетонные цилиндры за десятилетия местами потрескались, и внутрь проникала влага. Что для хранения зерна категорически неприемлемо.
— Мы нанимали промышленных альпинистов, которые замазывали все трещины специальным составом, — говорит Владимир Поляков. — Была мысль ещё и покрасить силосы, по типу Новосибирского мелькомбината №1, но когда узнали, что это обойдётся в 5-6 миллионов рублей, то решили: пусть внешне это будет серый бетон, а мы вложим средства во что-то другое.
Исполнительный директор АО «Каргатский элеватор» Владимир Поляков.
Общие инвестиции новой команды за последние два-три года составили уже около 40 миллионов рублей. В частности, была газифицирована сушилка, что дало экономию по топливу около 50%. Восстановлены кровли и постелены новые полы в четырёх складах напольного хранения, в планах восстановление ещё двух напольных складов общей вместимостью 10 тысяч тонн. А одной из самых интересных инвестиций стало приобретение экспресс-анализатора цельного зерна производства Дании. Стоимость этой чудо-машинки размером чуть больше мультиварки целых 4 миллиона рублей, но она того стоит! Если раньше в лаборатории элеватора анализ вновь поступившей партии зерна занимал больше часа (норматив — 2 часа), то сейчас «Инфратек» спустя минуту даст всю важную для хлебопечения информацию: влажность, клейковина, содержание белка. Экономия времени огромная, что позволяет предприятию быстрее работать: загружать зерно в рабочее здание, подсушивать его, если необходимо, и загружать на хранение.
Погрузка зерна в железнодорожные вагоны.
С другой стороны от зоны приёма зерна расположен железнодорожный путь, по которому курсирует почти 40-летний тепловоз ТГМ-23. Управляет им машинист Дмитрий Пенов. Многие годы он работал машинистом грузовых составов на станции Барабинск, но, выйдя на пенсию, железную дорогу не оставил — уже почти четыре года трудится на Каргатском элеваторе. Подогнать вагоны под загрузку, отвезти на весовую, затем переместить на запасные пути станции, откуда уже зерно отправится покупателям либо по России, либо за границу. Для машиниста-профессионала работа несложная, но занятость высокая. По словам Дмитрия, в последние месяцы он работает практически каждый день, в среднем в месяц вывозит с элеватора до 200 вагонов. В масштабах региона эти цифры ещё глобальнее.
— Поставки зерна из региона идут очень активно, — говорит Виктор Апанасенко. — Так, в декабре 2021 года из области уходило до 90 вагонов зерна в день. За дни новогодних январских каникул отгружено 255 вагонов — поставки в выходные не прекращались. Всего же за сентябрь — декабрь 2021 года за пределы области вывезено железнодорожным транспортом 660 тысяч тонн зерновых и масличных культур нового урожая, что в 1,7 раза выше аналогичного периода прошлого года. На экспорт из этого объёма отправлено почти половина — 322 тысячи тонн.
Каргатский элеватор — узловой для хозяйств нескольких районов Новосибирской области.
Заместитель министра добавил, что благодаря действию постановления Правительства России №406 регионам оказывается государственная поддержка при перевозке зерна по железной дороге. За 2021 год по льготному тарифу из Новосибирской области было вывезено более 185 тысяч тонн зерна, сумма оказанной поддержки составила более 300 миллионов рублей. Направления нашего зернового экспорта в основном прежние: Китай, Монголия, Азербайджан, Казахстан. Литва, к примеру, активно покупает у нас горох. В этот сезон нашим аграриям дополнительно повезло: на фоне рекордного урожая в Сибири дефицит зерна ощущается в регионах Урала, Поволжья, Северо-Запада России. Так, очередная партия вагонов, которую загружали в Каргате, отправилась в Пермский край. Наши хозяйства активно пользуются сложившейся конъюнктурой, тем более что Каргатский элеватор очень удобно расположен в центре региона, — его услуги востребованы у сельхозпроизводителей пяти-шести близлежащих районов области. Да и цена на новый урожай до сих пор радует: средняя стоимость без НДС тонны продовольственной пшеницы 3-го класса составляет 14 тысяч рублей, 4-го класса — 13 700 рублей. Как говорится, в таких условиях не устроить рекордную распродажу зерна было бы преступлением.
Разгрузка очередной партии рекордного урожая-2021.
Элеваторы, в свою очередь, делают всё возможное, чтобы помогать в этом процессе. Данная отрасль, что удивительно, не относится ни к производству, ни к переработке, ни к пищевой промышленности, — это существенно ограничивает применение к таким предприятиям мер региональной господдержки промышленности. Однако в министерстве сельского хозяйства НСО отметили, что работа по включению элеваторов и ХПП в число получателей мер господдержки ведётся.
— Элеватор — одно из немногих наших предприятий, которое не только выжило и сохранилось, но и развивается, — говорит глава Каргатского района Валерий Флек. — Для нас он важен и в плане создания рабочих мест, и поступлений в бюджет. Поэтому я уверен, что меры поддержки на техническое перевооружение таких производств просто необходимы.
Виктор АПАНАСЕНКО, заместитель министра сельского хозяйства НСО:
— За сентябрь — декабрь 2021 года за пределы области вывезено железнодорожным транспортом 660 тысяч тонн зерновых и масличных культур нового урожая, что в 1,7 раза выше аналогичного периода прошлого года.