Когда зритель устал
Новосибирский драматический театр хочет стать элегантным и ироничным ответом «прогрессивному метамодернизму»
Сцена из спектакля или актёрская разминка?
В Доме актёра идут репетиции — труппа Новосибирского драматического театра приступила к сценическому разбору пьесы Александра Островского «Бешеные деньги». В кресле режиссёра-постановщика — худрук нового театра Анатолий Кубанов, известный в городе политик и депутат заксобрания.
Разговоры о создании в Новосибирске нового театра забурлили в театральном мире в конце прошлого года. В феврале 2021-го по распоряжению губернатора Андрея Травникова НДТ обрёл жизнь — об этом сообщила министр культуры Наталья Ярославцева, подчеркнув, что с руководителями театра Виктором Старковым и Анатолием Кубановым её связывают непростые отношения, поэтому никакого лоббирования, а лишь желание «расширить и сохранить классический репертуар». Сам Анатолий Кубанов ещё на организационном этапе говорил о том, что ему очень близка русская классика, и первое, что бы он поставил на подмостках нового театра в качестве худрука, — это «Бешеные деньги» Островского. Потому что в этой пьесе — вся соль современной жизни, когда под шуршанием купюр скрывается звенящая пустота.
Сергей Дроздов наблюдает за репетиционным процессом.
Актёры НДТ пробуют сцену «ногами» — проживают рисунок мизансцен, наделяют пространство театра «13 трамвай», где идут репетиции, новыми смыслами. Анатолий Кубанов заявляет свой театр как элегантный и ироничный ответ метамодернизму — по его мнению, зритель устал от прогрессивных концептуальных идей, за которыми прячется «голый король».
Особый момент проживания
«Театр всегда был концентратом жизни, куда стягивались все метафизические энергии, существующие в культурном пространстве, — сказал режиссёр „Бешеных денег“. — И нет ничего абсурднее, когда наши псевдоконцептуалисты вынуждают театр побираться на поле иммерсивности, заставляя зрителя идти в торговые центры, вокзалы и прочие места. Я считаю, что такой театр — это потеря актёрского профессионализма, уровень студенческих КВН-ов и школьных студий». По мнению Анатолия Кубанова, уникальность нового проекта заключается в том, что теперь в Доме актёра будут жить под одной крышей три театра — «13 трамвай», «Антреприза» и НДТ. И не просто в качестве соседей, а полноправными участниками единого творческого процесса.
Труппа НДТ, наверное, будет, самой компактной труппой в Новосибирске, — после кастинга 200 претендентов до творческих полётов были допущены лишь семь человек. И в этом тоже заключается особый смысл нового театра: зачем нужна огромная труппа, когда можно обойтись портативной? По мнению худрука, лучше дать актёру интенсивную творческую жизнь, чем оставить его прозябать на редких вторых ролях в большой труппе. Поэтому — пока семь, но может быть и двенадцать. В качестве ставящего режиссёра в НДТ приглашён экс-режиссёр театра «Понедельник выходной» Сергей Дроздов.
— Я считаю, что Сергей Дроздов один из лучших молодых режиссёров в России, — уверен худрук НДТ. — Думаю, не сегодня-завтра Сергей уехал бы в Москву или в Санкт-Петербург, если бы мы не позвали его к себе. У Сергея потрясающий эстетический вкус — в спектакле «Бешеные деньги» он будет расписывать светопартитуру. Первую пьесу ставлю я, а потом к процессу подключится Сергей. У нас до конца года огромные планы: выпустим ещё три взрослых спектакля и одну детскую сказку.
Сценическая пара Чебоксаровых — дочь и мать.
Заниматься театром Анатолий Кубанов хотел с молодости — в 27 лет он вёл переговоры с главным режиссёром «Старого дома» Семёном Верхградским о сотрудничестве. Но работа, служба, учёба. А шесть лет назад он принял решение — мечты должны осуществляться. И поступил в Новосибирский театральный институт на курс профессиональной переподготовки Сергея Афанасьева и Лаврентия Сорокина.