04.08.21

Когда зритель устал

Новосибирский драматический театр хочет стать элегантным и ироничным ответом «прогрессивному метамодернизму»

Сцена из спектакля или актёрская разминка?

В Доме актёра идут репетиции — труппа Новосибирского драматического театра приступила к сценическому разбору пьесы Александра Островского «Бешеные деньги». В кресле режиссёра-постановщика — худрук нового театра Анатолий Кубанов, известный в городе политик и депутат заксобрания.

Разговоры о создании в Новосибирске нового театра забурлили в театральном мире в конце прошлого года. В феврале 2021-го по распоряжению губернатора Андрея Травникова НДТ обрёл жизнь — об этом сообщила министр культуры Наталья Ярославцева, подчеркнув, что с руководителями театра Виктором Старковым и Анатолием Кубановым её связывают непростые отношения, поэтому никакого лоббирования, а лишь желание «расширить и сохранить классический репертуар». Сам Анатолий Кубанов ещё на организационном этапе говорил о том, что ему очень близка русская классика, и первое, что бы он поставил на подмостках нового театра в качестве худрука, — это «Бешеные деньги» Островского. Потому что в этой пьесе — вся соль современной жизни, когда под шуршанием купюр скрывается звенящая пустота.

Сергей Дроздов наблюдает за репетиционным процессом.

Областной минкульт надеется, что НДТ будет активно приглашать на практику студентов Новосибирского государственного театрального института, который планирует получить лицензии на обучение режиссёров музыкального театра и режиссёров театра кукол. По мнению министра, площадка НДТ станет местом открытия новых имён и развития новосибирской режиссёрской школы.

Актёры НДТ пробуют сцену «ногами» — проживают рисунок мизансцен, наделяют пространство театра «13 трамвай», где идут репетиции, новыми смыслами. Анатолий Кубанов заявляет свой театр как элегантный и ироничный ответ метамодернизму — по его мнению, зритель устал от прогрессивных концептуальных идей, за которыми прячется «голый король».

Особый момент проживания

«Театр всегда был концентратом жизни, куда стягивались все метафизические энергии, существующие в культурном пространстве, — сказал режиссёр „Бешеных денег“. — И нет ничего абсурднее, когда наши псевдоконцептуалисты вынуждают театр побираться на поле иммерсивности, заставляя зрителя идти в торговые центры, вокзалы и прочие места. Я считаю, что такой театр — это потеря актёрского профессионализма, уровень студенческих КВН-ов и школьных студий». По мнению Анатолия Кубанова, уникальность нового проекта заключается в том, что теперь в Доме актёра будут жить под одной крышей три театра — «13 трамвай», «Антреприза» и НДТ. И не просто в качестве соседей, а полноправными участниками единого творческого процесса.

Существует мнение, что новый театр поможет Новосибирскому отделению Союза театральных деятелей сделать в Доме актёра долгожданный ремонт.

Труппа НДТ, наверное, будет, самой компактной труппой в Новосибирске, — после кастинга 200 претендентов до творческих полётов были допущены лишь семь человек. И в этом тоже заключается особый смысл нового театра: зачем нужна огромная труппа, когда можно обойтись портативной? По мнению худрука, лучше дать актёру интенсивную творческую жизнь, чем оставить его прозябать на редких вторых ролях в большой труппе. Поэтому — пока семь, но может быть и двенадцать. В качестве ставящего режиссёра в НДТ приглашён экс-режиссёр театра «Понедельник выходной» Сергей Дроздов.

— Я считаю, что Сергей Дроздов один из лучших молодых режиссёров в России, — уверен худрук НДТ. — Думаю, не сегодня-завтра Сергей уехал бы в Москву или в Санкт-Петербург, если бы мы не позвали его к себе. У Сергея потрясающий эстетический вкус — в спектакле «Бешеные деньги» он будет расписывать светопартитуру. Первую пьесу ставлю я, а потом к процессу подключится Сергей. У нас до конца года огромные планы: выпустим ещё три взрослых спектакля и одну детскую сказку.

Сценическая пара Чебоксаровых — дочь и мать.

Заниматься театром Анатолий Кубанов хотел с молодости — в 27 лет он вёл переговоры с главным режиссёром «Старого дома» Семёном Верхградским о сотрудничестве. Но работа, служба, учёба. А шесть лет назад он принял решение — мечты должны осуществляться. И поступил в Новосибирский театральный институт на курс профессиональной переподготовки Сергея Афанасьева и Лаврентия Сорокина.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Александра ГРИБАКИНА

 

back
up