Доверяй, но проверяй
Какие из 2 528 выявленных нарушений «самые популярные» и за что придётся вернуть бюджетные субсидии? Председатель Контрольно-счётной палаты НСО Елена Гончарова выступила с отчётом о работе КСП за 2020 год на сессии заксобрания.
Председатель КСП НСО Елена Гончарова.
В 2020 году деятельность КСП НСО, как и всегда, осуществлялась в соответствии с планом работы, составленном с учётом поручений Законодательного собрания области. Было проведено 9 проверок, 10 аналитических мероприятий, 8 экспертиз проектов госпрограмм и бюджетов. Особенностью, как и во многих сферах экономики и жизни, стал фактор коронавируса: из-за ограничений большинство проверок проводилось удалённо, или, как говорят в КСП, камерально, — без выезда на объекты контроля. Впрочем, по словам Елены Гончаровой, на качество и результаты работы это практически не повлияло: каждый бюджетный рубль отражён в документах, и от зоркого глаза аудиторов ни одно нарушение не ускользнёт.
Объектами контрольных и экспертно-аналитических мероприятий стали 93 организации, в том числе 35 областных государственных органов, 40 муниципальных органов, 12 областных и 2 муниципальных учреждения, 3 иные организации, территориальный ФОМС. Объекты контроля располагались на территории 4 городских округов и 11 муниципальных районов области.
В результате в 87 организациях было установлено 2 528 нарушений федеральных, областных и муниципальных правовых актов и соглашений (договоров), а также недостатки в деятельности. Суммарная оценка выявленных нарушений и недостатков составила почти 3 миллиарда рублей.
Так как КСП проверяет исключительно использование бюджетных средств, то ничего странного, что 68,6% из выявленных нарушений и недостатков были допущены при использовании средств областного бюджета и областного имущества, 28,9% — средств местных бюджетов и муниципального имущества.
В своей работе КСП использует классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного контроля (аудита), и анализ показывает, что нарушения случаются практически повсеместно. Количественно лидируют нарушения и недостатки, совершённые при ведении бухгалтерского учёта (665 случаев), исполнении бюджетов (617) и использовании имущества (561). А вот в денежном выражении в «фаворитах» нарушения при формировании бюджетов (1,25 млрд руб.) и при осуществлении закупок (810 млн руб.).
Стоит понимать, что нарушения — это не преступления, не хищение средств, а зачастую довольно легко устранимые технические моменты.
По итогам проверок палаты в 2020 году уже устранено 1 251 нарушение на сумму 915,4 млн руб. (с учётом нарушений прошлых лет). Но почти на 1,5 миллиарда рублей нарушения (либо предпосылки для их возникновения) до сих пор не устранены.
В частности, немало нарушений выявлено при проверке строительства ЛДС в Новосибирске и прилегающей инфраструктуры: не вовлечены в производство работ оборудование и материалы, не скорректирована стоимость работ по контрактам. Кстати, проверку расходования средств на строительство ЛДС и сопутствующей инфраструктуры КСП продолжит и в 2021 году.
Для выработки совместных решений по реализации предложений палаты областными исполнительными органами власти в течение всего прошлого года были созданы рабочие группы по основным проблемам, отражённым в отчётах и заключениях аудиторов. Протоколы заседаний рабочих групп, а их было более 25, согласуются с представителями палаты и направляются губернатору области или его заместителям, курирующим соответствующие направления деятельности.
По итогам проверок в 2020 году КСП было сделано 103 предложения по совершенствованию законодательства и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
С учётом выводов и предложений палаты уже принято 198 правовых актов, в том числе 3 закона области, 36 постановлений губернатора и правительства НСО, 20 приказов областных органов исполнительной власти, 139 муниципальных правовых актов.
По официальным запросам и в соответствии с законодательством в органы прокуратуры, Следственного комитета, внутренних дел и Федеральной службы безопасности направлено 23 материала. По установленным в 2019 году нарушениям при строительстве газопровода в Северотатарском сельсовете возбуждено уголовное дело в отношении подрядчика (в отношении главы поселения вынесен приговор). По нарушениям при осуществлении закупок для нужд Управления мировых судей НСО также вынесены два приговора в отношении должностных лиц заказчика и поставщика.
Кроме того, прокуроры вынесли 113 представлений с требованиями об устранении нарушений законодательства, пять предостережений о недопустимости нарушения закона, возбуждено девять дел об административных правонарушениях.
Треть целевых показателей госпрограммы развития автодорог региона не достигнуты.
В сфере транспорта и дорожного хозяйства было проведено 2 контрольных и 4 экспертно-аналитических мероприятия. Основными объектами проверок КСП стали минтранс НСО, департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска, МУП Новосибирска «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений», несколько государственных и муниципальных учреждений.
В результате проверок, в частности, было установлено, что при выполнении областной госпрограммы развития автомобильных дорог не было достигнуто 10 из 30 целевых индикаторов. Не были соблюдены сроки выполнения ряда работ в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (просрочка составила 15–17 дней). По-прежнему не завершены работы по строительству путепровода через железную дорогу в Коченёвском районе, при этом рабочей комиссией (без заключения Госстройнадзора) объект признан готовым для открытия рабочего движения.
Также проверками были выявлены существенные расхождения между отчётными данными о доле и протяжённости автомобильных дорог, приведённых в нормативное состояние, и реальным положением дел.
С учётом выводов и предложений КСП НСО, сделанных по результатам контроля, запланировано проведение инструментальной диагностики щебёночных дорог, которые были отнесены к дорогам с твёрдым покрытием. Утверждён план организации проверки исполнения подрядчиками гарантийных обязательств на дорогах областного значения. В дальнейшем КСП НСО планирует продолжить осуществление контроля над использованием средств областного бюджета, направленных на объекты дорожной инфраструктуры, в том числе на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, строительство 4-го моста через р. Обь, дорожно-транспортной инфраструктуры строящейся ледовой арены.
КСП вернула в бюджет десятки миллионов рублей неправомерно выданных грантов на развитие фермерства.
Основными объектами проверок в сфере сельского хозяйства и использования природных ресурсов стали министерство сельского хозяйства НСО и министерство природных ресурсов и экологии НСО. Приоритетными были вопросы использования средств областного бюджета, направленных на поддержку малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, развитие сельской кооперации, а также реализация национального проекта «Экология».
КСП НСО отметила, что в этих направлениях в 2020 году произошло немало позитивных изменений: введены новые направления областной государственной поддержки сельского хозяйства, в рамках госпрограммы комплексного развития сельских территорий привлечены средства федерального бюджета на строительство жилья, объектов социальной сферы и грантовую поддержку местных инициатив. Продолжалось развитие информатизации в сельском хозяйстве: по итогам 2020 года 85,6% субсидий выдано по заявкам, поданным в ГИС «Господдержка АПК НСО». Правительством области был принят порядок осуществления контроля над целевым использованием древесины, заготавливаемой гражданами для собственных нужд. Усилен контроль и в сфере природных ресурсов и охраны окружающей среды: доходы бюджетов разных уровней от штрафов за нарушения природоохранного законодательства увеличились на 64%.
Впрочем, и без ложек дёгтя в отраслях, где задействованы существенные бюджетные средства, обойтись не могло. Проверки КСП показали, что областные нормативные правовые акты, регулирующие господдержку малых форм хозяйствования (фермеров и личных подсобных хозяйств), содержат противоречия и не в полной мере соответствуют федеральному законодательству. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на результативность грантовой поддержки и искажает достоверность предоставляемой отчётности.
Выяснилось, что почти 70% получателей грантов для развития малых форм хозяйствования не предоставили необходимый для этого пакет документов. В итоге 32,5 миллиона рублей, неправомерно полученных или использованных грантов, уже возвращены в областной бюджет, ещё примерно такую же сумму фермеры должны вернуть по представлениям прокуратуры.
В 2021 году в бюджете планируется предусмотреть средства на снос расселённых аварийных домов.
Положение дел в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства рассматривалось КСП НСО в ходе 7 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, основными объектами которых стали министерство строительства НСО, министерство ЖКХ и энергетики НСО, Фонд модернизации и развития ЖКХ муниципальных образований НСО, а также органы, учреждения и предприятия 11 муниципальных образований. Приоритетами проверок были вопросы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, строительство объектов водоснабжения и водоотведения, а также многофункциональной ледовой арены в Новосибирске.
КСП НСО отмечает, что в 2019 году из аварийного жилищного были переселены 956 человек, снесено 20 аварийных жилых домов, при этом порядком предоставления и использования субсидий на переселение граждан из аварийного фонда не предусмотрены обязательства местных администраций по сносу расселённых аварийных домов и возможность использования для сноса средств субсидии. В связи с чем снос расселённых домов длительное время не производится.
Было построено или реконструировано 6 объектов питьевого водоснабжения, 11 водонапорных скважин, 67,5 км водопроводных сетей, установлено 14 станций водоподготовки. Доля населения Новосибирской области, обеспеченного чистой питьевой водой, увеличилась с 82,0% до 86,7%. Однако серьёзной проблемой остаётся высокий уровень износа сетей и сооружений водоснабжения (70–90%), наличие бесхозных объектов и сетей, перераспределение полномочий между поселениями и районами, что в целом тормозит нормальную реализацию программы «Чистая вода».
Область недостаточно обеспечена объектами подготовки чистой воды и очистными сооружениями.
Значительные объёмы бюджетных средств, вместо использования по прямому назначению, направляются на возмещение текущих производственных затрат организаций (погашение задолженности перед поставщиками топлива, электроэнергии, налоговыми органами).
С учётом выводов и предложений КСП НСО при предоставлении субсидий на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2021 году планируется предусмотреть средства на снос расселённых аварийных домов. Сформирован адресный перечень бесхозяйных объектов водоснабжения и водоотведения на территории области (422 объекта), который направлен органам местного самоуправления с целью оформления в муниципальную собственность.
Недофинансирование высокотехнологичной медицинской помощи составило более 50% от утверждённых ассигнований.
Особый подтекст имели в 2020 году проверки в сфере здравоохранения, социальной поддержки, образования, культуры и спорта. Из-за вспышки коронавирусной инфекции и последовавших мер финансовой поддержки медиков, боровшихся с болезнью, было важно узнать, как использовались эти бюджетные средства. Выяснилось, что здесь не обошлось без проблем: при осуществлении выплат работникам не была обеспечена своевременность финансирования расходов, учреждения здравоохранения осуществляли выплаты за счёт собственных источников — с надеждой, что средства будут компенсированы впоследствии из федерального бюджета. Министерством здравоохранения НСО не был утверждён порядок и условия осуществления выплат работникам казённых учреждений: выплаты осуществлялись за счёт средств областного бюджета, в результате чего возможность возмещения 1,1 миллиона рублей за счёт средств федерального бюджета сегодня отсутствует. По сути, сделали доброе дело и выполнили поручение президента РФ, но по факту — это нарушение закона. С учётом выводов и предложений КСП НСО минздравом НСО были определены правила доведения бюджетных средств до казённых учреждений для осуществления выплат работникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам с новой коронавирусной инфекцией.
Но были, конечно же, в этой сфере и позитивные моменты, в том числе и по результатам проверок КСП. В 2020 году был введён в эксплуатацию областной перинатальный центр, строительство которого велось с 2013 года. Принят областной закон, устанавливающий правовые основания для оказания дополнительных мер социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны, ветеранам войны и труда и членам их семей. Министерством образования НСО были внесены изменения в порядки предоставления межбюджетных трансфертов на модернизацию технологий обучения, строительство (реконструкцию) и ремонт зданий образовательных организаций.
По результатам контрольной и экспертно-аналитической деятельности в 2020 году КСП НСО выработала ряд рекомендаций по дальнейшему совершенствованию законодательства, деятельности государственных и муниципальных органов власти.
В частности, рекомендовано:
- принять дополнительные меры для приведения автомобильных дорог и сооружений в нормативное состояние;
- повысить обоснованность и эффективность использования бюджетных средств, ежегодно выделяемых коммунальным организациям;
- повысить результативность господдержки предпринимательства и инвестиций;
- продолжить работу по совершенствованию порядка оказания социальных услуг и социальной поддержки различным категориям граждан;
- принять меры для завершения перераспределения полномочий и имущества между муниципальными районами и сельскими поселениями;
- продолжить работу по совершенствованию системы бюджетного выравнивания и межбюджетных отношений.
С полным текстом отчёта можно ознакомиться на официальном сайте КСП НСО