Не впускай зверя в дверь
В театре «Глобус» поставили антифашистский манифест в стилистике «чёрного фильма»
Одной из самых ожидаемых театральных событий весны-2021 стала премьера в «Глобусе» мюзикла Cabaret в постановке режиссёра Алексея Франдетти — легендарная бродвейская версия в авторском исполнении. Теперь новосибирскую публику злачно и цинично развлекает немецкое кабаре Kit-Kat club, на сцене в ритме отвязного бурлеска звенит знаменитое «Money, money», а из-за спин осторожных обывателей выглядывает национал-социалистическая морда фашизма. Литературной основой Cabaret стали «Берлинские истории» Кристофера Ишервуда о быте Веймарской республики и пьеса Джона Ван Друтена «Я — камера» о похождениях американского писателя и певицы кабаре.
Закат Веймарской республики — это «сумерки богов», экзистенциальное ожидание вселенской катастрофы, когда человечество «пьёт на посошок» перед прыжком в пропасть. «Берлин превратился в Вавилон, — пишет о немецких кабаре предфашистской Германии Стефан Цвейг. — Немцы ударились в извращения со всей своей страстью и любовью к системе». Мы все помним манифест фильма Боба Фосса «Кабаре» — святых нет, «да, я готов на подлости» и плюнь в меня, если ты не совершал ошибок. Но режиссёр Алексей Франдетти и сценограф Анастасия Пугашкина идут своей дорогой: их герои живут в чёрно-белом мире киношного нуара, где царит вечная ночь, люди напоминают тусклые тени, а из многочисленных дверей-выгородок хлещет ветер зловещих перемен.
Кстати, двери — это главный сценический элемент спектакля, гостеприимный вход в «кроличью нору», где можно спрятаться, упасть на дно колодца и забыться счастливым пьяным сном. А утром продрать глаза, увидеть марширующую толпу со свастикой на рукаве и понять, что твоё малодушие впустило Зверя. Удивительным образом на спектакль ложится песня новосибирской группы Fort Royal «Не впускай зверя в дверь». Помните, как в припеве: « Не впускай зверя в дверь /Он опасен, поверь / Он несёт злой покой / Он играет с тобой». В общем, в своём творческом послании Алексей Франдетти шлёт предупреждение всем нам: зло часто прячется под безобидными масками — ещё вчера милые мальчуганы пели трогательным хором песню «Завтра принадлежит нам», а сегодня она превращается в фашистский гимн. И да, детский хор вокальной студии «Глобуса» был убедителен до мурашек.
Kit-Kat club — это не только про упадок и гендерную изменчивость, которая мастерски была обыграна в сценических костюмах артистов кабаре из серии «я могу быть того пола, какого вы пожелаете, мадам». Это ещё и горькая издёвка про всю «эту жизнь», когда на смену здравому смыслу приходит тупоголовая пропаганда, а маленькие человеки стремятся уйти от «проклятых вопросов», потому что своя рубашка ближе к телу. В случае немецкой фройляйн Шнайдер (Светлана Галкина) «рубашкой» становится доходный дом, ради которого она отвергает любовь герра Шульца (Алексей Архипов), потому что он еврей. Логика фройляйн Шнайдер безыскусна и, наверное, даже простодушна: от нас ничего не зависит, мы выживаем при любом строе, лучше отсидеться. Но мы уже с вами знаем, что отсидеться никому не удалось.
Нерв спектакля жгучим узлом завязан на конферансье Эмси в ярком исполнении Алексея Корнева. Экстатичный клоун, кабаретист-философ, язвительный пророк в своём прокуренном отечестве — он идёт по лезвию бритвы, понимая, что конец неизбежен. Зло смеётся в лицо зрителю, танцуя в обнимку с Гориллой в провокационном номере: «если бы вы посмотрели на неё моими глазами, то она не выглядела бы как еврейка». Заходится в эмоциональной падучей в номере «Money, money» — гротескно, страшно, красиво. Убито плетётся в Kit-Kat club, понимая, что солнце Веймарской республики окончательно зашло под грохот нацистских сапог. Образ Эмси вполне может быть оммажем памяти знаменитого кабаретиста Фрица Грюнбаума по прозвищу «конферансье-философ», закончившего жизнь в концлагере Дахау. В финале спектакля Эмси меняет свой фрак на полосатую робу и уходит на страшную Голгофу человеческой памяти.
Сюжетная линия певички Салли Боулс (Екатерина Аникина) и писателя Клиффорда Брэдшоу (Владислав Огнев) стала ровным стежком, который сшил в единое полотно исторические и эмоциональные куски спектакля. Любовь, дружба, ребёнок — всё ложится на жертвенник кабаре, ибо трудно идти против исторического ветра и своей малодушной человеческой природы, которой проще упасть на дно, чем подняться. Или наоборот — только сильные духом могут сознательно достичь дна? Очевидно одно: писатель сбегает в ужасе из Берлина, понимая, что закат цивилизации уже настал. Смалодушничал или спас свою жизнь?
Cabaret — это ещё и чёткие лини хореографа-постановщика Светланы Хоружиной, пластические подсказки, усиливающие общее впечатление. Чувство вкуса и стиля не дают танцу на грани фола скатиться в откровенное непотребство — акценты держат равновесие. На глазах зрителя разнузданный хоровод страстей человеческих превращается в холодную геометрию свастики — и это завораживает. «Если твой вечер опять одинок, праздник найди скорей!» — отчаянно призывает со сцены Салли Боулс, а мы, в свою очередь, призываем посмотреть Cabaret, потому что это очень мощное высказывание.
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Юрия БОГОМАЗА