17.10.19

Люди театра

18.10.2019

Живые истории о тех, кто скромно служит искусству

Акт пятый.
Начальник машинно-декорационного цеха Андрей Носенко

Как выставят спектакль монтировщики, так он и поплывёт в этот вечер. Недаром механика сцены носит морские названия. Главный боцман «Красного факела» — начальник машинно-декорационного цеха Андрей Носенко. О профессиональных способностях этого человека ходят легенды. Он и сам собирает истории — устроил в своём кабинете настоящий музей.

 

Каково это — собирать и разбирать спектакли, двигать «одежду» сцены и чинить разбитые артистами двери? В штате театра «Красный факел» Андрей Носенко трудится 35 лет и большую часть этого времени возглавляет машинно-декорационный цех. Он сидит в кресле Сальери, верит, что под его окнами во дворе театра был расстрелян барон Унгерн, а в своей квартире продолжает собирать печатные книги.

 

Машинно-декорационный цех — монтировщики, или «монтира», — рабочая сила, без которой ни один спектакль в «Красном факеле» не состоится. Это единственный цех театра, где не заняты женщины, исключительно мужской коллектив. Сборка декораций — работа нелёгкая. Кабинет, где обитают монтировщики, отличается своей брутальностью. Впрочем, творчеством отмечены и эти стены. Иметь дело с миром иллюзий, работать со странными, порой труднообъяснимыми предметами, таскать-толкать тяжести, задерживаться допоздна, уходить позже всех и довольствоваться средней «тридцаткой» — могут только преданные театру люди.

 

 

— Я пришёл работать в театр в 16 лет, в 1976 году, это был «Старый дом». В то время таких малолетних на работу не брали. Поэтому работали мы бригадами по вечерам: монтировали, ставили, собирали спектакль и получали за это, скажем, три рубля, — рассказывает Андрей Носенко. — И вот так до армии я прошёлся по всем театрам в городе. «Глобус», оперный, «Красный факел», театр музкомедии. Всего за свою биографию поработал в девяти театрах.

 

 

Страсть к сцене открылась в детстве. В классе четвёртом Андрею купили домашний кукольный театр — перчаточные куклы. Стоил набор по тем временам немало — 25 рублей. Пришлось учиться на все пятёрки, чтобы получить желаемое. Сам писал пьесы, рисовал декорации, ставил спектакли и сам же в них играл. Смотреть эти спектакли приходил весь двор. Так со временем оформилась мечта — стать театральным художником.

— Пришёл в «Красный факел», думал: немного поработаю и буду поступать во ЛГИТМиК или ещё куда. Театр наш уже в то время был брендом, выделялся из всех. Но через 20 дней меня поставили начальником мебельного цеха, через год перевели в машинисты, а ещё через год стал начальником машинного цеха. И вот уже 30 с лишним лет я выбраться отсюда не могу. За это время директор сменился всего раз: пришёл я при Галине Григорьевне Булгаковой — бывший комсомольский работник, очень порядочный человек, — и вот уже двадцать лет театром руководит Александр Прокопьевич Кулябин. А другого начальства я много перевидал — заведующих постановочной частью, замдиректоров поменялся не один десяток.

back
up