26.03.19

Выбираем будущее

13.03.2019

ТОП-10 самых перспективных профессий Новосибирской области

«Выбираем будущее» — проект, посвящённый профессиям, которые можно получить в средних профессиональных образовательных учреждениях Новосибирской области — техникумах, колледжах, училищах. Среднее профессиональное образование становится престижным и популярным благодаря практическим навыкам и погружению в производственную среду. Кроме того, это самый короткий путь в профессию. Найти специальность по способностям и интересам, получать знания в современных лабораториях, иметь возможность работать на предприятиях и ещё до окончания учёбы знать, куда будешь трудоустроен, — это реально. Выбирайте будущее вместе с нами!

Часть 2. Специальность
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

 

 

Сегодня известная поговорка с полным правом может звучать по-другому: автомобиль — и роскошь, и средство передвижения. Четырёхколёсные друзья человека становятся всё более совершенными и надёжными, даже понемногу «учатся» возить своего пассажира сами, без помощи водителя. Но научить автомобиль ремонтировать самого себя пока ещё не попытался никто. Что ж, это означает только одно: человек, умеющий отыскивать в «захворавшем» авто неисправность и качественно её устранять, по-прежнему остаётся специалистом на вес золота и пополнять разного рода списки «10 профессий, которые скоро умрут» точно не станет.

Наверное, есть закономерность в том, что колледж, где в Новосибирске учат таких специалистов, находится в самом центре города — можно сказать, почти на перекрёстке всех дорог, рядом с речным вокзалом и коммунальным мостом. Здесь его и построили в 1952 году — тогда ещё индустриальный техникум с тремя небольшими корпусами. В то время он был очень далёк от нынешнего профиля — тут готовили специалистов по обработке металлов. Потом к учебному заведению присоединили лесотехнический техникум — к специальностям объединённого техникума добавились переработка древесины и ещё несколько сопутствующих.

 

 

Новая глава в истории индустриального техникума началась в 1961 году, когда здесь ввели специальности, быстро ставшие основными: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)». И уже в 1966 году техникум официально стал автотранспортным — таким и остаётся, только теперь он Новосибирский автотранспортный колледж (НАТК). А старое здание главного корпуса в 2018 году заметно преобразилось после капитального ремонта фасада, заиграв новой свежей расцветкой.

 

 

Основной контингент колледжа до сих пор составляют студенты тех самых двух базовых специальностей. Лишь в последние годы к ним добавились ещё две: «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики» (в 2017-м) и в 2018 году — «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», которые, впрочем, мало чем отличаются от базовой специальности и даются на той же самой технической базе, создававшейся в колледже десятилетиями.

 

 

Мы написали «создавалась десятилетиями», но сразу обратим внимание: это не означает, что она не развивается и не пополняется. И более того, в колледже сложилась очень интересная традиция, которая просто не позволяет его коллективу «почивать на лаврах».

 

— Вот уже пятнадцать-двадцать лет мы ежегодно проводим смотр всех кабинетов и лабораторий. Лаборатории и аудитории колледжа регулярно пополняются новыми средствами обучения и оборудованием, соответствующим веяниям времени, — рассказывает директор колледжа Александр Прокудин.

 

Только за последние пять лет колледж вложил 15 миллионов рублей в модернизацию учебно-лабораторной базы. За это время лаборатории пополнились самыми разными образцами новейшей технологической начинки автомобилей. Вчерашний школьник, который придёт сюда осваивать специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», совершенно точно не будет «плавать» в тонкостях устройства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, гибридных или электромобилей. Если, конечно, он действительно хочет стать настоящим автомобильным «врачом». Но вряд ли стоит сомневаться в искренности таких желаний, особенно зная статистику ежегодных наборов. На бюджетные места по «Техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта» конкурс составляет 5,26 человек на место! «Организация перевозок и управление на транспорте» ещё популярнее — 5,76 человек на место. На платные места (всего на очном отделении колледжа их 400 из общего числа в 1 000) спрос тоже значителен: техобслуживание — 1,96 абитуриентов на место, организация перевозок — 1,7. Если даже не сами ребята, то их родители точно понимают: золотые руки хорошего автомеханика обязательно прокормят семью, а его самого сделают уважаемым человеком!

 

Поступить на «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» можно и после 9-го класса, и после 11-го. Срок обучения на базе основного общего образования составляет 3 года 10 месяцев, на базе среднего общего образования — 2 года 10 месяцев. Выпускникам присваивается квалификация «техник». Но практически каждый четвёртый выпускник по этой специальности продолжает обучение в инженерном институте Новосибирского государственного аграрного университета, Новосибирском государственном университете путей сообщения.

 

Какими бы золотыми ни были руки, голова нуждается в знаниях. Мы уже упомянули, какие суммы колледж вкладывает в материально-техническое оснащение, — неудивительно поэтому, что ребята учатся на самых лучших технических образцах и компьютерных программах (без компьютера теперь и машину качественно не починить). Оснащению каждой лаборатории может позавидовать настоящая СТО.

В кабинете устройства автомобилей можно подержать в руках любую деталь (хоть российского, хоть иностранного производства), узнать устройство отдельных агрегатов по их трёхмерной модели, а кроме этого — на новейшем компьютерном симуляторе практически «разобрать» полностью и снова «собрать» машину целиком.

 

 

Любимая лаборатория директора — лаборатория ремонта автомобилей, и это закономерно: Александр Прокудин сам заведовал ею долгие годы. На новеньких станках ребята учатся выполнять расточку блоков и гильз цилиндров двигателей, делать балансировку валов. В колледже есть лаборатория по испытанию двигателей. Оборудование этой лаборатории, как с гордостью говорит директор, в Новосибирске можно встретить ещё только в двух университетах — аграрном и путей сообщения.

Постепенно от знакомства с отдельными деталями автомобилей и их работой студенты переходят уже к настоящим «целым» автомобилям, а не их компьютерным аналогам. В лаборатории технического обслуживания (студентами здесь выполняется до 30 лабораторных работ) их «дожидается» ГАЗель, на которой будущие автомеханики учатся проверять работу трансмиссии и светотехнического оборудования. В соседней лаборатории есть и «Лада-Гранта», которая тоже служит студентам «подопытным кроликом».

После таких лабораторий ребята уже не растеряются, попав на практику на настоящее производство, где машины — не «наглядные пособия» и чинить их надо на самом деле.

 

— У нас заключено более сотни договоров с дилерскими центрами, при каждом из которых, как правило, есть сервисные центры по обслуживанию автомобилей, и с отдельными СТО. На каждое СТО направляем по два-три наших студента, и они там не сидят просто так. Если руководство заинтересовано в их работе — приглашают тех же студентов на следующую практику. А в итоге значительная часть выпускников там и устраивается на работу, — рассказывает директор.

 

 

Выходя из колледжа, ребята и девушки (а такие здесь есть, и их немало!), получившие специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», могут работать по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей на предприятиях и станциях технического обслуживания и инструментального контроля, в ГИБДД, Российской транспортной инспекции в должности техника, механика или мастера. Добросовестно отучившийся выпускник умеет работать с нормативно-справочной документацией, способен применять при выполнении расчётно-графических задач компьютерную технику, хорошо знает устройство автомобилей и умеет ими управлять, имеет навыки проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей.

 

Конечно, главная гордость любого учебного заведения — те выпускники, которые через какое-то время вернулись туда в качестве преподавателей. Есть такие и в Новосибирском автотранспортном колледже. Один из них — Владимир Кохан, преподаватель правил и безопасности дорожного движения, Почётный работник профессионального образования Новосибирской области. Кроме преподавания, он более десяти лет руководит в колледже секцией автомобильного многоборья, а ребята, которые занимаются там, постоянно привозят «золотые» первые места с разнообразных соревнований, где меряются силами со сверстниками из других регионов.

А 3 апреля в колледже пройдёт традиционный День профориентации — и не исключено, что многие выпускники школ, которые сейчас, задумавшись над вопросом «куда пойти учиться», придут в трёхэтажное здание на углу улиц Якушева и Сакко и Ванцетти из любопытства, осенью вернутся сюда уже в качестве студентов.

 

 

На международной выставке «Учебная Сибирь-2019» НАТК был награждён малой золотой медалью и дипломом за проектную работу «Компетентностно-ориентированная модель дополнительного образования Новосибирского автотранспортного колледжа». Конкурс «Золотая медаль выставки «Учебная Сибирь-2019» был организован ООО «Сибирская Выставочная Компания» при поддержке министерства образования Новосибирской области. А собранный студентами колледжа под руководством преподавателя дисциплины «Автомобили» Александра Зайцева гоночный багги вызвал большой интерес у посетителей выставки. Сейчас в той же лаборатории будущие автомеханики начали работу над новым автомобилем — теперь это будет карт.

 

Над проектом работали
Виталий СОЛОВОВ (тексты) и Валерий ПАНОВ (фото).
Проект реализуется при поддержке министерства образования Новосибирской области.

Хотите такой же лонгрид?
Обращайтесь по телефону (383) 223-26-48
(Ольга Дробышева, отдел маркетинга)
или высылайте заявку в произвольной форме со своими контактами на почту:
rz_7@mail.ru

back
up