24.11.16

Хорошо забытое старое

Идеи нового министра образования и науки РФ Ольги Васильевой об изменениях в учебном процессе, иных подходах к воспитанию гражданственности у представителей юного поколения по-прежнему обсуждаются в профессиональных и общественных кругах.

Вступив в должность три месяца назад, глава Минобрнауки сразу обозначила тенденции, на которые будет ориентироваться её ведомство. Оно сделает упор на инженерное образование. Через два года школьное сочинение в выпускных классах станет иметь тот классический вид, какой оно имело в школе всегда. Все учебники для 1—11 классов будут проверены на научное содержание. К этой работе привлекут учёных Российской академии наук. Ни одна страна не имеет такого количества учебников: в федеральном перечне их 1 376.

Есть у министра образования и предложение патриотического характера: ввести для учащихся школ обязанность петь на ежедневных линейках Гимн России. Новые стандарты появятся в инклюзивном образовании: дети с некоторыми особенностями в развитии будут учиться не в специализированных школах-интернатах, а в обычных учебных заведениях. Пора, как считает руководитель образовательного ведомства, переходить на пятидневную учебную неделю, уроки в субботу, кроме старших классов, следует убрать. А один из двух уроков физкультуры заменить уроком танцев. Следует, по мнению Ольги Васильевой, упорядочить нагрузку педагогов. Учитель должен иметь лишь три документа: рабочую программу, классный журнал и дневники.

Ольга ВАСИЛЬЕВА:

— Школа должна таким образом строить учебный процесс, чтобы нагрузка детей не превышала регламентированных норм. Например, учебная нагрузка в 8-м классе — 33 часа при пятидневном обучении, на выполнение домашнего задания ребёнок не должен тратить более 2,5 часа.

 

 

ЕГЭ потеснят

Пора прекращать «натаскивание» школьников на сдачу ЕГЭ, заявила глава Минобрнауки. Правда, о полном его исчезновении речи не идёт, курс остаётся прежним. Один из аргументов в его пользу: успешно сдав ЕГЭ, ученики из дальних регионов имеют шанс на поступление в лучшие вузы страны. Система тестирования, уверяет Ольга Васильева, радикально не изменится. И всё же… Скорее всего, уже в конце учебного 2016/2017 года будут сняты тестовые задания с готовыми ответами по физике, химии и биологии. Есть и такое намерение: ввести устную часть в ЕГЭ по русскому языку и литературе. Делается это неспроста. Умение общаться с людьми, налаживать коммуникативные связи, чётко и понятно излагать свои мысли, да и чего греха таить, говорить грамотным русским языком присуще далеко не всем школьным и вузовским выпускникам.

— Идея о таком устном экзамене, может быть, неплоха, — рассуждает профессор кафедры современного русского языка и методики его преподавания Новосибирского государственного педагогического университета Ирина Зайдман. — Но, на мой взгляд, она не бесспорна. Если устная часть экзамена по русскому языку будет проводиться, например, по правилам лингвистики, то вряд ли эта теоретическая наука понадобится в дальнейшем тем, кто не планирует учиться на филолога. Сегодня, как мне известно, уже предложено 25 вариантов проведения такого экзамена. Какую модель примут руководством к действию, не ясно. Но любая потребует немалых затрат. Когда ввели устный экзамен по иностранному языку, пришлось задействовать много дополнительного дорогого оборудования и привлекать немалое число людей, которые его обслуживают, и тех, кто вполне объективно может оценить ответы школьников. Но иностранный-то сдают 5—10 % выпускников, а русский и литературу — все.

Ирина ЗАЙДМАН:

— Важно учитывать психологические моменты. Когда меняется форма экзаменов, особенно если это происходит незадолго до их проведения, волнение охватывает и школьников, и преподавателей, и родителей — все переживают стресс.

 

 

Астрономию вернут

Об этом сказано однозначно. В расписании старшеклассников такой предмет появится в новом учебном году. Учебники ещё не успели устареть. Не так и давно — лет 20—25 назад — эта наука была важным предметом в школьной программе, на неё отводилось 35 часов в году. Сейчас она размыта в разделе физики по пять уроков в течение школьного учебного процесса. Но где же взять на неё эти часы в и так насыщенной до предела школьной программе, задаются вопросом скептики. Можно частично пожертвовать временем, выделенным на изучение второго иностранного языка, аргументируют свою позицию те, кто поддерживает предложение министра. На этот курс отведено 250 часов в год, но полноценным владением дополнительного, второго, иностранного языка его всё равно не назовёшь, скорее, профанацией.

— Знание астрономии расширяет кругозор, даёт целостную картину окружающего мира, представление о Галактике и Вселенной, — убеждён депутат Законодательного собрания Новосибирской области, директор школы Евгений Гутов. — Я вёл этот предмет, когда в начале девяностых годов, после окончания педагогического вуза, работал в одной из школ города Барабинска преподавателем физики и астрономии, которая была тогда обязательным разделом учебной программы. Одиннадцатиклассникам очень нравилось ориентироваться на местности по звёздному небу, изучать особенности планет. Я рассказывал им о календаре Вселенной, возил на экскурсии в Новосибирский планетарий. Интерес у школьников к этой науке был очень велик. Думаю, что, если она вернётся в школу, обрадуются и нынешние ученики старших классов, и преподаватели-физики, которые сейчас ведут астрономию в «усечённом» формате.

Евгений ГУТОВ:

— Развитие космонавтики немыслимо без астрономии. Если наша страна и дальше намерена осваивать космическое пространство и держать лидерские позиции в этой сфере, изучать астрономию нужно со школьной скамьи.

 

 

 

Труд станет нормой

Субботники, уборка в школьных классах и коридорах, дежурство на вахте и в ученической столовой, работа на приусадебном участке — всё это практикуется и сейчас. Но только с согласия родителей. Уроки общественно полезного труда должны стать в школах обязательными, заявила глава Минобрнауки.

— Здесь и думать не о чем! — высказалась в поддержку идеи директор Новосибирского института мониторинга и развития образования Наталья Ярославцева. — Чтобы не порождать иждивенчество, уроки труда нашим детям необходимы. Каждая школа должна издать свои локальные правовые акты по этому поводу, прописав в них формулировку о том, что работа, предлагаемая ученикам, не может подвергать угрозе их жизнь и здоровье.

Не всем родителям удаётся, к сожалению, прививать своим детям трудовые навыки. Взрослым бывает проще сделать домашнюю работу самим, чем объяснять, что, к чему и почему следует вымыть, прибрать, приготовить. Приобщение к общественно полезной деятельности в команде сверстников компенсирует эти пробелы семейного воспитания.

Но некоторых родителей волнует, успеют ли дети после обязательных школьных субботников и дежурств попасть на добровольные дополнительные занятия в студии, секции, языковые школы?

— Нежелание заниматься физическим трудом у подростков превращается в настоящую проблему, — считает Евгений Гутов. — Иногда даже на просьбу вытереть школьную доску не каждый ученик откликнется. Однако есть и другие примеры. В районных центрах, сёлах отлично работают школьные полеводческие бригады. Находят ведь и время, и силы. А главное — имеют желание.

Наталья ЯРОСЛАВЦЕВА:

— Всё начинается со школы. В том числе и трудовое воспитание. Если ученик видит, что его труд приносит пользу, если родители знают, что он не представляет никакой угрозы, такая работа всем становится в радость.


 

 

Татьяна КИРШИНА
Фото Валерия ПАНОВА

back
up