Гость номера
![]() |
Константин Терещенко, человек с двумя высшими образованиями, рьяно борется за возврат слову «колхозник» необидного значения. |
Он уже несколько раз в своей жизни начинал всё «с нуля» и добивался успеха, хорошо знаком с обратной стороной популярности у журналистов и искренне хочет сделать лучше не только свою жизнь, но и окружающих.
Колхоз – это по-новому
На форуме Интерра-2012 к проекту фермы 3.0 отнеслись прохладно, назвав собранный через интернет «колхоз» утопией, однако уже через два года за этот же самый проект — «Newkolhoz» — Константин Терещенко получил на Всероссийском форуме малого и среднего бизнеса медаль ВВЦ за создание «предприятия нового типа, уникального
для России».
Все мы – городские, но из разных деревень
— Константин Евгеньевич, о трёх годах вашей жизни после появления «Ньюколхоза» известно много — можно зайти на сайт проекта, почитать статьи о замечательном бизнесмене новой формации. А что было до этого — где учились, чем занимались, как дошли до жизни такой?
— В 1998 году я закончил школу в Барабинске и поступил в НИИЖТ. Нас было трое детей в семье, да и время, сами понимаете, какое, поэтому я сразу начал работать, переведясь на вечернее, а затем и на заочное отделение. Начинал грузчиком в одной крупной компании и за пять лет прошёл путь до руководителя филиала. 13 мая 2003 года — я хорошо запомнил этот день — мне не выплатили заработанные деньги, и тогда я принял решение заняться собственным делом.
Это было интересное время: вроде бы новая экономика развивается, но всё ещё живы бартерные схемы. Помню, у нас была схема из семи этапов обмена, в которой были задействованы электрический кабель, лампочки, шифер, зерно, мука… Хорошо хоть за муку хлебокомбинат нам заплатил «живые» деньги, и не пришлось самим продавать хлеб или булочки. Позднее я открыл в Барабинске крупный магазин строительных материалов, который для тех времён был довольно инновационным и необычным. Увы, в 2007 году я сильно заболел и был вынужден продать все имевшиеся активы. Два года спустя, когда здоровье позволило вернуться к делам, пришлось начинать с нуля.
— Ваша история о том, как родилась идея «Ньюколхоза», кажется слишком красивой, даже кинематографичной. Неужели всё появилось на ровном месте, совершенно без каких-то предпосылок?
— Датой рождения «Ньюколхоза» я считаю 27 марта 2012 года, когда мы большой компанией возвращались с соревнований по подлёдному лову. Когда мы увидели загон с гусями, я спросил у старшего сына Ильи, который просил собаку, не хотел бы он, чтобы отличаться ото всех, завести собственного гуся. Гусь рос бы в деревне, за ним можно было следить через веб-камеру. Посмеялись мы тогда, конечно, но идея в голове засела. Потом я провёл опрос на своей страничке в соцсети, и 70 % голосовавших поддержали идею дистанционного фермерства.
Самому мне решиться на это было не так сложно: работа в селе никогда не пугала — сколько в городе ни живи, а от корней никуда не деться. «Все мы городские, только из разных деревень» — выражение очень точное, но немногие готовы покинуть зону комфорта и попытаться что-то сделать на земле. Но я видел примеры своих друзей и знакомых, которые бросали уютную городскую жизнь и уезжали в село, стараясь организовать там что-то новое или изменить старое и надоевшее. И у меня были подобные мысли, но не хватало идеи, формы, в которой будет развиваться бизнес. Вот так и появился «Ньюколхоз»!
![]() |
Идею проекта «Newkolhoz» Константину подсказали... гуси. |
Между Новониколаевкой
и Новониколаевском
— Но любой проект, даже самый креативный и неожиданный, должен иметь экономическую основу, иначе всё быстро закончится, согласны?
— Я это прекрасно понимал с самого начала и, естественно, всё просчитывал. Тут нужно сказать «спасибо» журналистам: они хотели как можно ярче и красочнее описать наше хозяйство, благодаря чему появилось устойчивое сравнение «Ньюколхоза» с популярной онлайн-игрой «Весёлая ферма». А раз это игра, то, получается, всё как бы не всерьёз, просто забава чудаковатого горожанина, решившего, что он может стать фермером нового типа. На самом деле под проект была подведена серьёзная экономическая база, и мы решили две главные проблемы малого бизнеса — где взять деньги и как верно подсчитать, сколько производить продукции. Первая проблема решается предоплатой, которую каждый участник проекта вносит весной. 250 рублей — небольшие деньги, но этого достаточно на первое время. Также я знаю, что зимой, когда гусь вырастет, человек, его забронировавший, доплатит остальную сумму, которую мы уже оговорили. Всё чётко, продумано, никаких дефицитов, кризисов перепроизводства и посредников.
Затевая проект, я понимал, что одной птицефермой он не ограничится, и запланировал ещё несколько «точек роста» вокруг села Новониколаевка, где находится наш «Ньюколхоз»: приём молока, переработка рыбы, пчеловодство. Не всё пока удаётся, но ведь и проект у нас совсем молодой, и всё ещё растущий, развивающийся.
— Читал в интернете, что главной проблемой для вас стало отсутствие желания местных жителей работать?
— Скажу так: популярность не добавила мне друзей и знакомых. На первых порах желающих написать обо мне и моём проекте было много, эти тексты я не всегда успевал проверить. Понять журналистов я могу: нужны яркие образы, «герой», сражающийся против системы, но порой профессионалы пера перебирали с красочностью, рисуя из меня положительного персонажа, вокруг которого разруха, пьянство и прочие «прелести» российской деревни. Понятно, что какие-то моменты присутствуют, но не так выпукло и не в таких количествах.
Новониколаевка, которую можно назвать моим «родовым гнездом», типичная, в принципе, деревня: не умирающая, но и без особых перспектив. Самое страшное для меня, что выросло поколение, которое своих детей с пелёнок настраивает на один сценарий — закончить школу и свалить отсюда как можно дальше. Люди просто не ассоциируют себя с этой землёй, и даже создай здесь хоть сотни рабочих мест — это не поможет, пока не изменится психология. И когда я приезжаю сюда добровольно, стараюсь, чтобы мальчишки мои регулярно здесь находились, то на меня смотрят с подозрением. Многие в деревне не могут понять, как это нормальный человек стремится перебраться из города в деревню, наладить тут бизнес — значит, это всё не по-настоящему, какой-то тут подвох.
— И что им говорите?
— Говорю, что искренне хочу сделать жизнь вокруг немного лучше. Хочу, чтобы моя деревня жила и процветала очень долго, а не сгинула в одночасье. Просто хочу изменить ситуацию, которую все начали считать нормальной, хотя она таковой не является.
— Очевидно, что управлять «Ньюколхозом» в режиме онлайн — не вариант, ведь постоянно приходится быть рядом?
— Не постоянно: в Новосибирск выбираюсь регулярно — повидать семью и посетить какие-то выставки, мероприятия, где могу прорекламировать проект, найти новых участников. Но большую часть времени я действительно нахожусь либо в Барабинске — я ещё и депутат городского Совета, — либо в Новониколаевке. График изматывает, конечно, но сил пока хватает, желание продолжать есть.
Все в «Ньюколхоз»!
— А как уже действующие фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств отнеслись к вам?
— Сначала настороженно, потом — с возрастающим интересом. Принцип «Ньюколхоза» хорош тем, что его можно применять в любом месте, с любой живностью. Вот свинки, например… Я сейчас не могу с нуля этим заняться, но уже есть люди, у которых есть помещение, поголовье, опыт. С одним разговаривал фермером, идея ему понравилась. Давай, говорю, подключим тебя к проекту, поставим камеру в свинарнике, найдём клиентов. Отказался он в итоге: его мама сказала, что наличие камеры «сглазит» свинок, они плохо расти будут.
С агротуризмом тоже не всё просто. Я говорил местным, что осенью-зимой, когда нет отбоя от приезжих рыбаков, можно не только продукты свежие им продавать, но и пускать ночевать в гостевые домики за доступные деньги. Нет, говорят, не хотим, не принято. Предрассудков очень много, но я надеюсь, ситуация будет меняться. Есть устойчивая потребность людей в качественных, экологически чистых продуктах, и есть фермеры, их производящие. Миновав стадию перекупщиков и соединив две эти категории людей, мы можем перейти на совершенно новый этап развития сельхозпроизводства. В принципе, уже очевидно, что механизм работает, а тиражирование его в массы — вопрос желания. Лично я очень хочу, чтобы слову «колхозник» вернулось его первоначальное, уважительное значение. Не заслуживают люди, обеспечивающие продовольственную безопасность, того пренебрежения, которое сквозит сегодня у горожан. Буду стараться, чтобы «колхозник» звучало не только гордо, но и модно. И всех, кому интересно, приглашаю в наш Newkolhoz.ru.
Виталий ЗЛОДЕЕВ
Фото Валерия ПАНОВА и из личного архива Константина Терещенко
Ещё одна «точка роста», которой серьёзно занялся Константин Терещенко, — рыбоводство. Он взял в аренду на 10 лет и зарыбил промысловыми сортами пустое озеро недалеко от Новониколаевки. Он считает рыбоводство сложным и многогранным бизнесом.
А проведённый в этом году в Новосибирске «День пеляди» многим горожанам «открыл глаза» на эту вкуснейшую рыбу.
КСТАТИ
Хочу мяса!
Фермерские продукты набирают популярность среди горожан. Купить их можно, например, через интернет-магазины, но на полуторамиллионный Новосибирск их не так много, как может показаться. Вот некоторые из них.
«Дереда» — деревенская еда на дом — позиционирует себя как первый и самый крупный в Новосибирске сервис доставки настоящих деревенских продуктов напрямую от фермеров Новосибирской области. В интернет-магазине есть фотокаталог основных поставщиков, а также мотивированное объяснение, почему фермерская еда дороже промышленной. На «Дереде» можно купить мясо, молочные продукты, яйца, соления, грибы и ягоды.
«МясоМясо» — проект, объединяющий лучших поставщиков мясной продукции в Новосибирской области и Алтайском крае, ежедневно снабжающих магазин свежим, высококачественным мясом собственного производства. Свинина, говядина, баранина, птица и кролик попадают на стол клиентов магазина не позже, чем через сутки после забоя — охлаждёнными до оптимальной температуры, позволяющей наилучшим образом раскрыть первозданный вкус свежего мяса, не подвергавшегося заморозке. Как считают основатели магазина «МясоМясо», с их появлением проблема поиска свежего и качественного мяса в Новосибирске оказалась решена.
«500 натуральных продуктов» — самый свежий проект на рынке, который в середине октября 2015 года запустил новосибирский программист Евгений Пятковский. Как написал Евгений, презентуя интернет-магазин 500np.ru, «проект был создан в противодействие торговым сетям, которые накручивают огромные цены и, как жалуются фермеры, “обдирают их как липку”». Если сайт «раскрутится», оценивать качество того или иного продукта будут сами покупатели с помощью рейтингов.