23.10.15

Наука – это так естественно

На занятии по электротехнике ученики специализированного инженерного класса
собирают электрическую цепь и снимают показания тока и напряжения.

 

Это учебное заведение — с первого года в областном проекте по созданию спецклассов для одарённых детей. Пять лет назад в лицее, возглавляла который Ирина Мануйлова, ныне депутат Госдумы, появились первые два естественно-научных специализированных класса. В них был акцент на изучении химии и сопутствующих предметов  — физики, биологии, математики. С тех пор школа — в проекте и не только расширила линейку классов естественно-научной направленности, но и с прошлого учебного года, выиграв конкурс, открыла инженерно-технологический спецкласс.

У этой школы есть своя специфика, которая отражена даже в названии — лицей-интернат. Построенная в 1961 году, до 2001 года школа обучала и воспитывала детей из трудных семей. В интернате жили и учились дети, оставшиеся без попечения родителей. В начале нулевых здесь произошла глобальная реконструкция, был проведён капитальный ремонт и началось постепенное переформатированние школы. Два последних года здесь нет детей, оставшихся без попечения родителей, но лицей оставляет приставку «интернат»: здесь живут старшеклассники из сельских районов Новосибирской области, чтобы проходить обучение в специализированных классах лицея.

— На каникулы они уезжают домой, а в учебное время проживают в интернате и учатся в лицее. Для них созданы «домашние» условия, — рассказывает Татьяна Смирнова, директор лицея-интерната № 7 города Бердска. — В специализированные классы они зачисляются на тех же условиях, что и наши дети, иногда даже идём на уступки. Ведь если у нас химия идёт с седьмого класса, и мы даём шанс детям попробовать себя в этом предмете, то в сельских школах этого нет. К слову, для таких детей мы реализуем проект каникулярной школы, когда в июне приглашаем к нам желающих, и они могут познакомиться с учителями, лицеем, учебными программами, условиями проживания в интернате и уже осознанно сделать свой выбор.

Сегодня в интернате проживают 12 ребят из Черепановского и Искитимского районов области. В камерном «общежитии» есть душевые, комната отдыха и даже небольшая кухонька, где можно не только разогреть ужин или вскипятить чай, но и отметить личный праздник. «Старожил» интерната, 16-летняя Арина Лихацкая из Черепановского района, которая третий год учится в бердском лицее, рассказывает:

— Я учусь в 10-м естественно-научном специализированном классе, и мне здесь очень нравится. В лицее-интернате учишься быть самостоятельным человеком, сам организовываешь свою жизнь, и все твои успехи зависят только от тебя. Условия проживания очень хорошие, у нас есть всё, что нужно для учёбы и досуга. Скучать не приходится.

Интернат учит детей из сельских районов области самостоятельности.
Здесь для них созданы «домашние» условия.
 

 

Учащиеся специализированных классов занимаются по индивидуальной программе: учебный план у всех одинаков, а внеурочная деятельность отличается. Эти 10 дополнительных часов школьник может заполнить тем, к чему у него лежит душа, например, микробиологией или неорганической химией.

— Для инженерной направленности введены такие спецкурсы, как черчение, ТРИЗ  — теория решения изобретательских задач, астрономия, решение олимпиадных задач по математике и физике. И раз в неделю этот класс выезжает в Новосибирский государственный педагогический университет, в лаборатории, где проходят занятия по робототехнике и физике. Они на практике изучают эти дисциплины, и по завершению курса выполняют проектную или исследовательскую работу, — комментирует Галина Евдокимова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель проекта «Специализированные классы» лицея-интерната № 7 города Бердска. — Спецкурсы естественно-научной направленности ведутся с привлечением городских специалистов. Мы сотрудничаем с Бердским политехническим колледжем, на их базе проходят занятия для детей, которые желают получить специальность лаборанта-микробиолога. Параллельно с учёбой в школе они проходят двухгодичное обучение в колледже: прослушивают теоретический курс и работают над той или иной проблемой в лабораториях — и выпускаются в жизнь уже с профессией.

— В рамках реализации проекта по созданию специализированных классов область выделает большие средства для привлечения специалистов вузов, аспирантов и студентов старших курсов. Мы выезжаем в лаборатории НГПУ, СУНЦ НГУ, НГМУ, — особо подчёркивает Татьяна Смирнова. — Лицеем закуплено высокоточное цифровое оборудование и по химии, и по биологии, и по физике, с которым дети с удовольствием работают. Существует мобильный класс для предметов естественно-научного цикла — набор ноутбуков, которые можно перемещать из кабинета в кабинет, куда дети могут подключать цифровое лабораторное оборудование и делать измерения с фиксацией в электронных журналах, рисованием диаграмм, моделированием.

У всей этой деятельности уже есть результат. Школьники из специализированных классов активно участвуют в научно-практических конференциях и олимпиадах. Среди них есть и 100-балльники, которых, кстати, взращивает Елена Родько, учитель химии, тьютор специализированного класса:

— Достижение любого результата — это титанический труд не только учителя, но и ученика. При этом в работе педагога обязательно должна быть эмоциональная компонента. Если я буду нагружать ребёнка техническими данными и специализированными терминами, без душевной самоотдачи, результата не будет, я не смогу установить с ребёнком контакт. Ребёнок должен видеть цель, которую он может достичь, причём эта цель не должна быть эфемерной. Он видит — выпускник такого же класса, обучаясь в таких же условиях, по такой же программе, после окончания школы уехал в Москву и поступил на бюджет. И понимает, что хочет так же. Но для этого нужно хорошо потрудиться. Всегда говорю своим ученикам: когда вы приходите в спортзал, вам ведь не дают разряд с порога? Случаются и удачи, и разочарования, бывают дни, когда хочется бросить секцию. Но чтобы чего-то добиться, надо пахать, пахать и пахать.

По результатам олимпиад часть учеников зачисляются в вуз без экзаменов. Но так ли однозначен выбор вуза для выпускника естественно-научного класса?

— В первое время мы столкнулись с непониманием скорее даже родителей, чем детей,  — вспоминает Татьяна Александровна.  — Они считали, что если ребёнок углублённо занимается химией, то ему одна дорога  — в медицинский университет. Мы переломили этот стереотип, показав спектр применения данного предмета. Химия необходима и в нефтегазовой промышленности, и в таможенном деле, и в технологии любого производства без исключения. Химия, биология, физика — те специальности, которые сейчас очень востребованы. И родители начинают это понимать. Много наших выпускников специализированных естественно-научных классов поступают не в медицинский университет, а в другие вузы, создавая нам определённый имидж. А мы проводим встречи наших учеников с выпускниками, на которых те рассказывают, куда они поступили. К слову, инженерные классы тоже можно отнести к естественно-научному направлению. Правда, они смещаются от химии к физике. Специализированные классы инженерной направленности создаются в связи с потребностью Новосибирской области в кадрах. Однако у многих детей об инженерной профессии однобокое представление. Им кажется, к примеру, что инженер — это тот, кто сидит и паяет платы. Областное правительство предложило хороший проект, чтобы расширить представление об инженерных специальностях — от инженеров-конструкторов до инженеров-строителей. И у наших ребят это представление уже поменялось.

Что такое инженер в понимании школьников, можно было узнать, пообщавшись с самими ребятами. После занятия по электротехнике они поделились своими представлениями о будущей профессии.

— Инженер — это человек, который что-то создаёт: полезные изобретения, механизмы, используя математические и физические знания, — рассуждает Родион Гурьянов, ученик 8«Б» класса. — Мне нравятся физика, математика. Со сферой я пока не определился, но в дальнейшем я хочу работать инженером.

— Мне кажется, что учиться в инженерном классе интереснее, чем изучать жизнь общества, — считает одноклассница Родиона Юлия Илющенко. — В этом классе я смогу получить больше знаний по сравнению со своими сверстниками. А в наше время знания очень много значат. Очень хотелось бы связать своё будущее с математикой как наукой.

Само занятие по электротехнике, на котором дети собирают электрическую цепь и снимают показания тока и напряжения, ведёт учитель физики Лариса Медведева:

— В специализированном инженерном классе больше часов физики по сравнению с другими классами и введён курс электротехники. В дальнейшем мы рассмотрим принципы работы различных бытовых электроприборов. Пройдя его, дети будут понимать, как устроен компьютер, телевизор, как правильно эксплуатировать водонагреватель или как починить утюг — и смогут сделать это со своими родителями.

Лицей-интернат № 7 города Бердска имеет удачное расположение: вокруг него много производств, где профессии можно в буквальном смысле потрогать руками. Но за этих ребят из специализированных классов уже соревнуются и предприятия, и вузы  — новосибирские и не только. Не первый год на базе лицея Сибирский федеральный университет (Красноярск) проводит фестиваль науки, где в яркой игровой форме показывает спектр специальностей естественно-научного профиля. Кстати, очередной такой фестиваль пройдёт здесь 4 декабря.

Ирина ТИМОФЕЕВА
Фото Валерия ПАНОВА

 

КОММЕНТАРИЙ

Татьяна СМИРНОВА,
директор лицея-интерната № 7:

«В первое время мы столкнулись с непониманием скорее даже родителей, чем детей. Они считали, что если ребёнок углублённо занимается химией, то ему одна дорога — в медицинский университет. Мы переломили этот стереотип, показав спектр применения данного предмета. Химия необходима
и в нефтегазовой промышленности, и в таможенном деле, и в технологии любого производства без исключения».

back
up