16.10.15

Школам поставят оценки

ЕГЭ-2015 в Новосибирской области прошёл максимально прозрачно. 

 

Качество –
в систему

Две важные для современной школы темы  — стратегию развития системы оценки качества образования, а также проведение ЕГЭ и итоговой аттестации девятиклассников в 2015—2016 учебном году — обсудили в Новосибирске.

Всероссийское совещание прошло с участием руководства и специалистов Рособрнадзора, министров образования субъектов Федерации, руководителей органов образования, педагогов. В работе совещания принял участие губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий.

Изучением процессов, происходящих в сфере образования, Россия занимается давно. Более 25 лет страна участвует в международных исследованиях и занимает лидирующие места по начальной школе, естественно-научному направлению. Определённый опыт накоплен и в регионах. Но каждая из микросистем жила своей жизнью: международные исследования сами по себе, школьное образование со своими проблемами и болевыми точками — сами по себе.

Как отметил на совещании руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, пришла пора объединить все имеющиеся элементы. Вся необходимая база для развития системы оценки качества образования сегодня имеется. Через оценочные процедуры будет выполняться основная задача — формирование единого образовательного пространства.

Что же будет представлять собой система оценочных процедур? Её элементами станут итоговые аттестации, промежуточное оценивание, исследование компетенции учителей. Одно из центральных мест займут Национальные исследования качества образования  — новшество этого года. Они, по словам главы надзорного ведомства, должны дополнять уже сложившуюся практику в регионах, использовать их опыт.

— Важно не только видеть картину в целом, но и знать, каким является качество по тому или иному предмету в том или ином регионе, — пояснил он. — Это позволит определить точки роста, а также выявить проблемы. Результаты нужны для того, чтобы оценить качество учебно-методического обеспечения, работу институтов повышения квалификации — они работают по решению очередных задач, а нужна система программы подготовки кадров педагогических вузов, которые зачастую оторваны от практики. Национальные исследования — своеобразная обратная связь между регионами и федеральным уровнем.

Ду ю спик инглиш?

В рамках поставленной задачи в российских школах уже прошли исследования по математике, информатике, в начальной школе.

И если проверки начальной школы, по словам Сергея Кравцова, не вызвали вопросов, то в изучении математики выявилась такая тенденция: качество знаний учеников по этому предмету от пятого к седьмому классу понижается. В дальнейшем это отражается на результатах итоговых аттестаций. Вывод специалистов: необходимо сделать акцент на образовании в основной школе.

Национальные исследования по основному образованию планируется проводить два раза в год. Будущей весной проверки пройдут по истории и обществознанию, а осенью 2016 года — по иностранным языкам. Начальная школа будет проверяться с частотой один раз в четыре года. Не останется в стороне от оценочных процедур и дошкольное образование. Ориентировочно они пройдут в 2017 году.

Совсем новая практика — Всероссийские проверочные работы. «Текущее оценивание в школах зачастую проходит не объективно. Учитель знания ученика оценивает высоко, а на экзаменах тот показывает слабые результаты», — назвал глава Рособрнадзора мотивацию введения этой оценочной процедуры.

Апробация федеральных контрольных (они разработаны по всем предметам и для всех классов) состоится уже в этом учебном году в четвёртых классах. Работы не будут проверяться на федеральном уровне, это сделают сами учителя, однако результаты контрольных необходимо будет внести в федеральную систему. Как подчёркивают в  Рособрнадзоре, Всероссийские проверочные работы должны стать инструментом самодиагностики качества образования в регионах. Они предназначены для того, чтобы учителя оценили уровень знаний ребёнка и при необходимости скорректировали процесс обучения.

Как заявил Сергей Кравцов, для объединения разноуровневых систем оценки качества: международных, национальных, региональных, школьных. На базе Института методического центра анализа Рособрнадзор планирует создать федеральный институт оценки качества образования: «Попытаемся создать некоего единого интегратора, который бы только этой задачей и занимался».

— Качество образования будет подниматься, так как будет известна реальная ситуация. Процедуры объективности необходимо развивать и в основной, и в начальной школе, — отметил руководитель ведомства.

Кстати, в перспективе оценочные процедуры коснутся также системы среднего профессионального образования, результатов олимпиад.

Новосибирская область является одним из лидеров в России по развитию системы образования. Такую оценку региону дал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Важность оценки качества полученного образования подчеркнул в своём выступлении губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий. Рассказывая экспертам об опыте региона по совершенствованию системы образования, он отметил, что в сфере образования, традиционно играющей в нашем регионе ключевую роль, внедряются передовые методики и практики обучения. Связано это, в том числе, с разработкой программы реиндустриализации экономики области, предусматривающей не только техническую модернизацию существующих предприятий, создание инновационных производств, но и подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям и стандартам.

— Необходимо понимать, кто будет реализовывать эту программу. Без высококвалифицированных специалистов, ориентированных на новые технологии, мы вперёд не продвинемся. Именно поэтому в программе реиндустриализации мы подразумеваем раздел, посвящённый новым кадрам.

Губернатор также сообщил, что в Новосибирской области действует система инженерных и специализированных классов, а также региональный ресурсный центр «Детский технопарк».

В «золотой дюжине»

Министр образования, науки и инновационной политики НСО Сергей Нелюбов, касаясь темы развития региональной системы образования, рассказал коллегам о создании регионального банка измерительных материалов для проведения оценки качества образования.

Это позволило запустить электронный сервис «Родительское оценивание», который даёт возможность родителям учащихся самостоятельно проверить уровень предметной подготовки своих детей. Ежегодно проводится оценка эффективности муниципальных систем общего образования. С 2011 года в регионе реализуется проект «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области», ставший победителем Всероссийского конкурса в области оценки и управления качеством образования. Системный подход даёт хорошие результаты. В течение десяти лет НСО входит в «Золотую дюжину» лучших регионов по результатам участия во Всероссийской олимпиаде школьников. Новосибирские школьники занимают призовые места на международных и всероссийских конкурсах, конференциях, олимпиадах. Мы входим в число лучших инновационных регионов России.

— Оценка качества образования для меня широкое понятие, — говорит директор бердского лицея № 6, депутат Законодательного собрания Новосибирской области Зоя Родина. — Это не только мониторинг качества обученности школьников, не только результаты ЕГЭ, но и оснащённость материально-технической базы, открытость образовательного учреждения, удовлетворённость всех участников образовательного процесса, профессиональный уровень педагогов, аттестация, повышение квалификации, как на практике применяются полученные знания. Думаю, есть смысл обсудить на уровне региона создание муниципальных систем оценки качества образования.

«Угадаек»
больше не будет

Исследования качества образования, которые будут проходить в течение всего года, несомненно, сместят психологическую нагрузку
с государственной итоговой аттестации — ЕГЭ.

Но это, видимо, случится в будущем, пока же ЕГЭ остаётся главным событием для выпускников и абитуриентов.

По оценке депутата Госдумы, заместителя председателя комитета по образованию Ирины Мануйловой, единый государственный экзамен в Новосибирской области в 2015 году проходил максимально объективно. Принципиальных изменений в ЕГЭ-2016 не будет, за исключением отказа от тестовой части — так называемой «угадайки» ещё по четырём предметам. Теперь в этом списке русский язык, литература, математика, география, история, обществознание и информатика.

Депутат также подчеркнула, что получит закрепление применения новых технологий на ЕГЭ, опробованных в 2015 году. Речь идёт о печати экзаменационных материалов прямо в аудитории в начале проведения экзамена, а также обработки экзаменационных материалов — они будут сканироваться и в электронном виде передаваться в федеральную информационную систему — это полностью исключает доступ к работам посторонних лиц.

Любовь ЩЕРБАНЕНКО
Фото Валерия ПАНОВА

700 млн рублей

из бюджета Новосибирской области будет направлено на материально-техническое обеспечение школ в 2015 году.

 

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Владимир ГОРОДЕЦКИЙ:

«Без высококвалифицированных специалистов, ориентированных на новые технологии, мы вперёд
не продвинемся. Именно поэтому в программе реиндустриализации мы подразумеваем раздел, посвящённый новым кадрам».

back
up