09.10.15

Электронная демократия

На экране можно отследить более 10 000 единиц транспорта, зарегистрированных в системе «Пирамида». 

 

Родное ПО

В прошлом номере «Ведомости» рассказали о том, что граждане нашего региона первыми в стране смогут взаимодействовать с властью через Интернет.

Мы решили вспомнить, какие сервисы, разработанные и внедрённые новосибирскими компаниями по заказу регионального департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий, стали «первыми ласточками».

О важности поддержки отечественных разработчиков программного обеспечения в области знают уже давно — как минимум пять лет ведётся работа по переводу региональных информационных систем на свободное программное обеспечение с открытым кодом. Этот шаг помогает не только сэкономить значительные средства на покупке лицензий западного ПО — а одна лицензия стоит от десятков тысяч долларов, — но и позаботиться о безопасности государственных информационных систем.

— Исключительные права на программное обеспечение, которое мы используем, должны быть отечественными и принадлежать государственным структурам или российскому бизнесу, — уверен Анатолий Дюбанов, глава регионального департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области. — А сама технологическая безопасность должна быть обеспечена открытым кодом программного обеспечения, то есть давать возможность использовать его бесплатно и без ограничений. Вторая составляющая безопасности — это обучение собственных специалистов, а третья — наличие средств разработки и инструментария, который позволяет делать конечный продукт. Когда эти требования будут закреплены законодательно, страна перейдёт к режиму преференций в сфере телекоммуникаций.

Особую остроту ситуация приобрела на фоне западных санкций, считает Анатолий Дюбанов, и для программного обеспечения, и для оборудования. Поэтому теперь в техническом задании на разработку или поставку программного обеспечения прописывается приоритет отечественного ПО с открытым кодом — везде, где его возможно использовать.

Уже в прошлом году почти все из 100 основных информационных систем Новосибирской области были переведены на отечественные платформы и ПО с открытым кодом. Порядка 70 % отечественных разработок — от резидентов Академпарка.

Также Новосибирская область  — лидер в стране по импортозамещению в сфере телекоммуникаций, напоминает Дюбанов: «Нас регулярно приглашают в Минкомсвязь и на заседания профильного комитета Совета Федерации, где мы рассказываем о новосибирском опыте».

Информация
и экономия

Информационная система Smart-Center действует в МФЦ Новосибирской области.

По заказу регионального департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий «AT Consulting Восток», новосибирская компания-резидент Академпарка, разработала и внедрила автоматическую систему, благодаря которой жители города и области «не вставая с дивана» могут узнавать о готовности своих документов, оформляемых в МФЦ, с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг.

— Теперь информация о поданных заявлениях и их рассмотрении автоматически передаётся через систему межведомственного электронного взаимодействия в личные кабинеты новосибирцев на Едином портале госуслуг. Это значит, что госуслуги стали ещё прозрачнее, а время, необходимое для их получения, сократилось. Ведь именно через многофункциональные центры сегодня проходит основной поток обращений граждан за государственными услугами, — объясняет Анатолий Дюбанов.

Интеграция позволит сократить затраты МФЦ на информирование заявителей о результатах их обращений — вместо операторов колл-центра оповещать граждан о готовности документов будут автоматически.

Информационная система Smart-Center, внедрённая в МФЦ Новосибирской области, сегодня — единственное решение такого рода. «На очереди — другие регионы: Алтайский край, Республика Алтай, Иркутская и Кемеровская области, Забайкальский край и Республика Бурятия», — обещает Дмитрий Гоков, генеральный директор «AT Consulting Восток».

Это не единственный проект, внедрённый этим разработчиком для регионального департамента информатизации. В прошлом году компания запустила портал «Электронная демократия Новосибирской области». Разработка позволяет жителям области влиять на региональное и муниципальное управление, а органам власти — оперативно получать обратную связь от населения. Портал уникален по своим возможностям. «Решение объединяет в рамках одной площадки обширный функционал, охватывающий все уровни государственного и муниципального управления. В первую очередь это система обсуждения и инициирования законопроектов. Пользователи портала могут в диалоге с властью обсуждать разрабатываемые нормативно-правовые акты и выдвигать собственные инициативы», — объясняет Дмитрий Гоков.

Во-вторых, портал даёт возможность направлять электронные обращения в различные ведомства по широкому спектру тем: ЖКХ, транспорт и дороги, медицина, сфера услуг, правопорядок, выборы, противодействие коррупции. Направив обращение, граждане смогут контролировать оперативность реагирования на него чиновников, а также публично оценивать эффективность принятых мер.

— Развитие портала «Электронная демократия» — важный шаг для нас. Он обеспечивает участие граждан в управлении государством посредством ИТ-технологий, — подчёркивает Анатолий Дюбанов.

Им видно всё

Ещё один новосибирский проект на основе ГЛОНАСС — это единая информационная система контроля транспорта в регионе.

Она отображает в реальном времени движение всех транспортных средств на территории области и позволяет транспортникам получать разрешительные документы от надзорных органов через эту сеть. «В этом году мы отработали межрегиональное взаимодействие — теперь система отображает ещё и движение транзитного транспорта по территории региона. Это повышает безопасность на дороге — ведь теперь не нужно ждать, когда в случае аварийной ситуации навигационный сигнал дойдёт до «родного» региона, а затем оттуда свяжутся с нами. Мы видим ситуацию в реальном времени», — рассказал Максим Тюрюшкин, директор компании-разработчика Optiplat, также резидента Академпарка. Системой заинтересовались и в других регионах — более или менее похожие, но менее масштабные аналоги есть лишь в Москве.

До 2012 года системы мониторинга транспорта интересовали в основном коммерческие структуры: «Мы занимаемся системой управления транспортом с 2005 года. Разработки позволяли простроить маршрут так, что появление машины в каждой узловой точке маршрута планировалось в интервале нескольких часов. То есть, например, если раньше человек, заказав доставку купленной мебели из магазина, должен был ждать в течение всего рабочего дня, то благодаря нашей разработке интервал ожидания сократился до нескольких часов», — объясняет Тюрюшкин.

Также, кроме планирования движения транспорта, решалась и ещё одна задача — контроль за тем, где он находится. В 2012 году законодательство обязало установить навигационные системы на базе ГЛОНАСС на пассажирском и муниципальном транспорте. Встала задача собрать всю информацию в единую базу данных. Новосибирские разработчики приняли участие в конкурсе и получили этот заказ.

— Мы решили задачу, как собрать данные с разных навигационных систем в одном месте за несколько месяцев. Это был первый контракт. Затем было несколько контрактов на усовершенствование и автоматизацию процессов — например, возможность подачи и контроля заявок об установке навигационных систем, автоматизация проверки и согласования этого оборудования, — вспоминает руководитель компании-разработчика.

Система «Пирамида» удобна и контролирующим органам, и владельцам транспортных средств, которые обязаны в неё входить, — максимальная автоматизация позволяет не бегать с бумажками, а работать через Интернет. Система интегрирована и со службой 112 — если на транспортном средстве срабатывает тревожная кнопка, то данные в режиме реального времени доступны не только оператору «Пирамиды», но и службе экстренного реагирования.

На экране монитора можно отследить более 10 000 единиц транспорта, зарегистрированных в системе. Кому принадлежат, где в данный момент находятся, в пределах какой скорости движутся, нарушали ли скоростной режим…

Здесь — весь пассажирский транспорт области, школьные автобусы, транспорт, перевозящий опасные грузы, машины скорой помощи (на экране они помечаются красными крестиками), транспорт муниципального жилищно-коммунального хозяйства.

— Обсуждался вопрос, что на период дорожных работ по госконтракту подрядчики вводят в систему свою технику — это даёт возможность заказчику контролировать ход работ, — рассказывает Максим Тюрюшкин.

Перспективы развития «Пирамиды» обсуждают и исходя из планов Минкомсвязи РФ создать федеральную систему контроля пассажирского транспорта, объединив региональные.

— Это хорошо с точки зрения удобства пользователя: возможность простроить маршрут для пассажира сразу через несколько регионов. Особенно если объединить систему с сервисом онлайн покупки билетов, — считает разработчик региональной «Пирамиды».

Ещё одна перспектива — это профилактика безопасности движения. «Система даёт возможность сформировать отчёты о скоростном режиме транспорта за разные периоды времени. Также мы можем собирать и данные о состоянии здоровья водителей онлайн — междугородний пассажирский транспорт должен быть оборудован тахографами», — говорит Тюрюшкин.

Сейчас «Пирамидой» пользуются в Омской области, тестируют её Кемеровская, Томская и Алтайская области.

Лена ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото Татьяны КРАВЧЕНКО

 

На портале «Электронная демократия» www.dem.nso.ru
можно оставить сообщение на тему:

некачественная работа и неисполнение обязанностей в сфере ЖКХ управляющими компаниями и администрациями муниципальных образований Новосибирской области;

невозможность записаться или вовремя попасть по записи на приём в медицинское учреждение;

 ненадлежащее состояние дорог в регионе;

нарушение правил перевозок пассажиров и графика движения общественного транспорта;

некачественное или несвоевременное оказание услуг многофункциональными центрами (МФЦ) Новосибирской области и другие.

 

back
up