08.10.15

Рабочий — это класс!

«А сейчас мы будем учиться устанавливать мансардные окна».

По результатам мониторинга, проведённого в прошлом году на 9 000 предприятий Новосибирской области, в ближайшие пять лет региону потребуются около 90 тысяч специалистов, 80% из которых — рабочие высокого класса. Масштабные преобразования, произошедшие в последние несколько лет в региональной системе среднего профессионально-технического образования, позволяют с уверенностью говорить, что эта задача будет выполнена.

Рождённая эволюцией

В середине 20-х годов XX века молодое советское государство закономерно пришло к тому, что после революции и войн необходимо развиваться, прежде всего — в промышленном плане. Начинает разрабатываться план первых пятилеток, каждая из которых призвана решать вполне конкретную задачу: превратить страну из аграрно-индустриальной, с уклоном в сельское хозяйство, в индустриальную, развить новые отрасли промышленности и возвести мощные индустриальные центры. 3-я пятилетка уже замахивалась на глобальные задачи: именно тогда был впервые выдвинут политический лозунг «догнать и перегнать» развитые капиталистические страны по уровню производства на душу населения. Это правильно — ставить максимальные задачи, но практика показала, что даже догонять очень сложно без качественного человеческого ресурса. Ни один завод, ни одна технология не способны функционировать без подготовленных, квалифицированных исполнителей. Количественно, а главное  — качественно повысить уровень рабочего класса страны и была призвана система профессионально-технического образования, созданная в начале октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР. Были определены три типа училищ, созданных в кратчайшие сроки: ремесленные, железнодорожные и школы фабрично-заводского обучения. Приём в них проводился путём призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи. Начавшаяся Великая Отечественная война серьёзно подкорректировала планы, но система, тем не менее, работала и развивалась, что принесло свой эффект уже в послевоенные годы восстановления народного хозяйства и последующего развития экономики.

В ресурсных центрах студенты работают на самом современном оборудовании.

 

В отсутствии
большой цели

Оттепель 50-х годов прошлого века принесла много положительных изменений в жизнь страны, но профтехобразование, впрочем, как со временем и вся страна, начало погружаться в застой. Система функционировала, в избытке готовила рабочие кадры, но глобально руководство уже не понимало, как именно должна развиваться экономика. В условиях мобилизации всё чётко и ясно, а спокойствие зачастую порождает апатию и нежелание прогрессировать. Начались реформы ради реформ, система управления трудовыми резервами становилась всё более сложной и запутанной, чётких планов развития не существовало. Приоритетом являлось не развитие системы подготовки кадров для экономики в целом, а лишь для отдельных отраслей, определявших научно-технический прогресс.

Отсутствие большой и понятной цели снижало как качество подготовки, так и престиж рабочих профессий. Хорошо обученный рабочий без проблем мог трудоустроиться в любом месте страны, но в целом систему профтехобразования стали воспринимать как место для неумных и неталантливых, хотя на самом деле это было не так. Сказывались и диспропорции в распределении учебных заведений по регионам страны, что создавало локальный кадровый голод. Словом, в определённый период система профтехобразования оказалась не то что бы в тупике, но топталась на месте. А 90-е годы, когда было принято не производить, а продавать, по умолчанию только усугубили ситуацию. Необходима была новая цель, новый экономический вызов.

Повторение пройденного

Истории свойственно повторяться, и неудивительно, что уже в XXI веке мы столкнулись с тем же, что и 70 лет назад: нужно двигаться вперёд, а кадров для этого не хватает. Коренной перелом и обновление всей системы профтехобразования можно прекрасно проиллюстрировать на примере Новосибирской области. Престиж рабочих профессий, о котором много говорили, поднять довольно просто — достойной работой с высокой зарплатой. Но такие ставки берут только профессионалов, которых не нужно переучивать, способных сразу приносить пользу работодателю.

В 2011 году региональным правительством была принята целевая региональная программа развития профессионального образования, признанная в своё время лучшей в России, которая в этом году была продлена до 2020 года. В реализации основных мероприятий программы одним из ключевых моментов стало создание в Новосибирской области отраслевых ресурсных центров, «заточенных» на подготовку квалифицированных кадров для конкретных предприятий. Они, кстати, больше всех заинтересованы в развитии системы профобразования, в чём мы лично убедились, посетив один из 20 ресурсных центров, действующих сегодня в нашем регионе.

На базе Новосибирского строительно-монтажного колледжа создан ресурсный центр в сфере строительных технологий и малоэтажного строительства (тренд последнего времени). В оснащении материально-технической базы вкладываются как потенциальные работодатели из строительной отрасли, так и компании-производители оборудования и материалов, в результате чего студенты имеют возможность, не выходя из стен колледжа, учиться работать с самым новым и современным существующим в отрасли.

— Учебный процесс стал не сложнее, а интереснее, — говорит директор колледжа Людмила Холина. — Знания, полученные в учебных классах, можно сразу закрепить на практике. В принципе, строители были востребованы всегда, но сегодня нужны определённые люди — подготовленные, владеющие, помимо основной, ещё несколькими специальностями. Ребята в рамках учебного стандарта бесплатно получают одну-две профессии на выбор, а всего в нашем международном многофункциональном центре прикладных квалификаций (ММЦПК) можно овладеть 45 профессиями.

По словам Людмилы Анатольевны, современные работодатели заинтересованы в высококвалифицированных кадрах и готовы вкладывать в них деньги не только на стадии обучения, но и во время дальнейшей деятельности. Сегодня рабочий — это выгодная долгосрочная инвестиция, и очень многие в нашем регионе стали это понимать. Как нельзя кстати «подоспела» и большая задача  — реиндустриализация экономики Новосибирской области, программа которой находится на завершающей стадии разработки. Недавно губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий отметил, что с совершенствованием системы профобразования меняется и отношение к ней. Сегодня, по словам губернатора, восприятие уже другое: чёткая мотивация у учащихся и более уважительное отношение к рабочим профессиям вообще. Что подтверждается хотя бы на примере строительно-монтажного колледжа: средний конкурс в этом году составлял 4,2 человека на место, а среди абитуриентов была даже одна золотая медалистка.

Кстати, в нашей области регулярно проводится специальный мониторинг предприятий промышленности, направленный на выявление кадрового запроса в ближайшей перспективе. Анализ прошлого года подтверждают приоритетную значимость подготовки рабочих кадров. По оценкам экспертов, в 2015—2020 годах областной экономике потребуется около 90 тысяч специалистов, 80 %  из которых — представители рабочих профессий высокого класса. Среди самых востребованных колледжей региона по итогам конкурсов этого года — автотранспортный, строительно-монтажный, автосервиса и дорожного хозяйства, авиационный технический, промышленно-энергетический, торгово-экономический и другие. А значит, у регионального профтеха большие перспективы и чёткое понимание задачи.

Виталий ЗЛОДЕЕВ
Фото Валерия ПАНОВА

7 350 студентов

обучаются сегодня
в учреждениях среднего профессионального образования за счёт средств областного бюджета.

 

Подготовка студентов ведётся

по 51 рабочей профессии

и 78 специальностям.

 

 


Игорь ШМИДТ, министр труда, занятости
и трудовых ресурсов Новосибирской области:

— 75 лет назад была учреждена государственная система профессионального образования. За прошедшие годы подготовлены сотни тысяч квалифицированных специалистов и рабочих. Они внесли огромный вклад в Великую Победу над фашизмом, восстанавливали разрушенную экономику страны, возводили жилые дома, выращивали хлеб и производили продукты питания, обустраивали быт людей и делали их жизнь комфортной.

Среди наших выпускников — профессионалы высочайшего уровня, знаменитые люди, известные специалисты и руководители, а также люди дела, про которых говорят «мастер — золотые руки». Заслуги многих наших выпускников отмечены государственными наградами и почётными званиями. Наша особая гордость — это ветераны! Именно они являются создателями и хранителями лучших традиций профтеха и носителями памяти о выдающихся людях.

Сегодня система профобразования — это увлечённые, неравнодушные и целеустремлённые педагоги, мастера производственного обучения, руководители и работники! Благодаря их высокому профессионализму ежегодно тысячи молодых рабочих и специалистов пополняют коллективы предприятий и организаций нашей области. Молодёжь уже осознанно выбирает среднее профессиональное образование, гарантирующее высокий уровень компетенций. Нынешним студентам предстоит участвовать в формировании новейших технологических укладов, трудиться в эпоху реиндустриализации экономики.

Уважаемые ветераны и работники системы среднего профессионального образования Новосибирской области! Студенты и выпускники! Дорогие друзья! Поздравляю вас с юбилеем и желаю бодрости духа, оптимизма, реализации всех ваших планов и сохранения жизненной силы, которая сейчас необходима всем нам.

back
up