Про любовь и не только
![]() |
Елена и Валерий Веретенниковы с дочерьми Леной и Дашей. |
Про любовь и не только
Министерство социального развития Новосибирской области представило на Всероссийский конкурс дневников приёмных семей «Наши истории», объявленный благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко, несколько семей. С одной из участниц конкурса встретился наш корреспондент. В семье Веретенниковых один кровный и трое приёмных детей.
Мама, Елена Веретенникова, профессиональный психолог, сценарист фильмов-сказок и сказкотерапевт, отправила на конкурс рукопись своей книги «Как я снова стала мамой». Она рассказывает о первом годе жизни в их семье маленькой девочки Дарёнки. Книга эта актуальна не только для приёмных семей, но и для
кровных: в ней достаточно советов по осознанному родительству, сказок и притч на разные случаи жизни.
Клубок судеб
«Каждая строчка здесь прожита нашей семьёй и нам хочется поделиться этим опытом в надежде на то, что какая-то семья станет счастливее. Мамам и папам будет проще понять механизм адаптации ребёнка и семьи в целом на первом году их совместной жизни. Нет, нет. На грабли вы будете наступать и шишки набивать. Будете разочаровываться, плакать, переживать, иногда жалеть, что решились на такой шаг. Но вы будете также знать, что вы не одиноки. Что адаптация — процесс сложный, и с этим сталкиваются все приёмные родители и дети. И в конце концов “притирка”, как в сказке, закончится, и начнётся обычная семейная жизнь…»
— Лена, как вы в первый раз решились взять в свою семью ребёнка?
— Я работала тогда библиотекарем и, чтобы занять детей, организовала театральную студию. Ко мне на занятия ходила девочка Оля, ей тогда было лет 10. Ходила-ходила за мной по пятам, казалось, никому из родных до неё дела нет, а тут вдруг пропала. Я забеспокоилась, а потом оказалось, что у неё умерла мама, от алкоголизма. Вот мы и забрали Олю к себе, она даже в детском доме побывать не успела.
— Какие мотивы чаще всего движут приёмными родителями?
— Причины разные. Это и отсутствие кровных ребятишек, и желание сделать что-то полезное, осчастливить маленького человека. Или когда выросли кровные дети, а сил и любви ещё много, и хочется поделиться этой любовью. Возможно, в семье произошли трагические события. Это может быть потеря ребёнка или другого значимого и дорогого человека, тогда у родителей происходит переоценка ценностей... В нашей семье сошлись несколько жизненных линий и связались в один клубок. Мы жили вчетвером в нашей двухкомнатной квартире, потом сын Вячеслав вырос, создал свою семью, и мы забрали к себе мою бабушку, она у нас на руках умирала, ушла на 95-ом году жизни. Следом умер пёс, любимчик семьи. Мы с мужем тяжело переживали этот период. Вырастили двух замечательных детей, Оля в этом году получила диплом бухгалтера, у неё тоже уже самостоятельная жизнь, есть молодой человек. Так что мы и не задумывались о детях. Но встретив Дашу, я снова захотела стать мамой.
— Это та девочка, которая стала героиней дневника?
— Да, мы с нашим клубом сказочников «Баюшки» проводили фестиваль «Сибирские соболята», привезли группу ребят из Барышевского детского дома. Я увидела маленькую девочку, взяла её за руку и вдруг почувствовала, что это моя доченька, каждой клеточкой тела почувствовала. Так и ходили мы с ней рука в руке. Потом моя девочка участвовала в сказке, краснела и бледнела от смущения. После дети уехали в свой дом, а я затосковала. Через три дня подошла на цыпочках к мужу: давай, на выходных съездим в Барышево. Он спрашивает: «Зачем?» — «Просто проведаем одну девочку…»
— Муж солидарен с вами?
— Валера сам рос без родителей, его воспитали родственники, и до сих пор он очень благодарен Анне Яковлевне и Ивану Ивановичу, которые его вырастили. И меня по жизни очень поддерживает. После той первой поездки в Барышево сказал: мать, что хочешь делай, а девочка должна быть у нас. Проблема заключалась в том, что Даша была младшей в своей кровной многодетной семье, и нужно было забирать всех братьев и сестёр. К этому мы оказались не готовы ни психологически, ни материально. Да и в нашу крохотную квартирку такая орава не поместилась бы. Я стала собирать документы на опеку и обучаться в школе приёмных родителей. Время шло. Мы каждые выходные мотались в Барышево, оформили гостевой режим: как расстанемся, она там плачет, я — здесь. Так что ещё несколько месяцев прошло, прежде чем Дарёнка оказалась у нас.
Заново родить
«У нашей Даши не сложились пазлы. Ожидания от семейной жизни не оправдались. Ведь как Даша думала: жизнь дома — это сплошной праздник! Учиться не надо, домашними делами будут заниматься родители. А она будет играть, получать подарки и делать то, что захочет. А оказалось-то! Игрушки надо за собой прибирать, в школу ходить... Тут-то все прелести семейной жизни у нас и начались. Своеобразная проверка родителей на прочность. Помимо игры в “молчанку”, дочка занималась вредительством. Этакая мстительная кошечка. Маме нужную бумагу порвёт, кукле ногу оторвёт. Один раз на своей кровати написала фломастером такие слова, что здесь их и привести нельзя. Оттирала потом, конечно, и горько рыдала. А на улице из-за того, что ей не купили сладости или игрушку, могла пуститься наутёк, не глядя на машины и светофоры».
— Как проходил процесс адаптации ребёнка в семье?
— Писала для Даши коррекционные сказки про Вреднулю, Капризулю и Надувашку. А ещё она у нас рождалась заново, закутывалась в покрывала и просила: «Мама, помоги мне выбраться. Я должна появиться на свет, а без тебя не могу!» Я сначала потеряла дар речи, потом поняла, что она и в самом деле рождается. Ещё недели две играли в «малышку»: я качала восьмилетнюю девочку, убаюкивала, пела ей песенки, прижимая дочь к груди. При этом я сама испытывала удивительные, глубокие переживания, чувства радости и счастья. Регрессия, возврат в прошлое очень важен для этих детей, таким образом они заполняют пробелы в своём развитии, в своей душе.
— Вы пишите, что непослушание, протест, а то и откровенный бунт неизбежны?
— Наша Даша ставила опыты. Тоже своеобразный откат в прошлое. Стоило мне на десять минут отлучиться, как квартира превращалась в испытательный полигон. Дочь разводила в ванной краски, добавляла туда соль и муку, стиральный порошок. Ставила опыты со свечками, устраивала стирку животных и игрушек, заливала соседей, выливала суп на голову прохожим. Такая «весёлая» жизнь длилась у нас месяца четыре, если не больше. Как-то договорились, что Даша останется в продлёнке после уроков, а я её после работы заберу. «Ты не уйдёшь?» — спрашиваю. «Нет, честно-честно»… Сижу на работе, веду приём, звонок: «Мама, а ты где, я уже вышла и жду тебя на улице». Я всё бросила и побежала на трясущихся ногах. Приезжаю, стоит под дождём, почти у самой проезжей части, маленькая, несчастная… Она боялась, что мы её в школе оставим. Сейчас всё прекрасно, у нас замечательная любящая дочь, талантливый ребёнок, прекрасно рисует — в этом году её приняли сразу во второй класс художественной школы, сама пишет интересные сказки и стихи. Мой ребёнок! Летом я проводила занятия с подростками, она тоже сидела, я спросила, чему они научились за этот год, Дашутка тоже руку тянет: я научилась понимать людей… Два года прошло.
— Главное средство, как и с кровными детьми, — любовь?
— Это верно, но не только. Ребятишки из детских домов сильно отстают от своих домашних сверстников в эмоциональном плане. И, попав в семью, начинают «добирать», догонять. И тут важно не пустить всё на самотёк, нужны чётко установленные правила, во благо ребёнка, конечно. Так что, одной любви будет мало… Я ведь не рассказала ещё, что мы взяли Лену, сестру Даши, она уже совершеннолетняя была, хотя и училась в седьмом классе. Как они у нас начали расти, не поверите! На глазах расцветали. Лена нежная, тихая, глазища огромные, синие… А когда мы её только взяли, из дома выходить боялась, я брала за руку и водила везде, хотя ей уже было восемнадцать. И в детдоме, когда бывает, ей говорят: какая ты красивая стала, совсем девушка! С девочками вместе в Барышево ездим братьев навещать, а мы с мужем помогаем там как волонтёры.
![]() |
Рисунок Даши. |
Всё получится!
«Не лгите себе с самого начала, не убеждайте себя и окружающих: “Стерпится-слюбится”. Не стерпится, и тем более не слюбится. Ищите своего ребёнка. Прежде чем принять решение о приёмных детях, поработайте волонтёром в детских домах, в приютах. Помогите детям и разберитесь со своими желаниями. Ребёнок не игрушка, в шкаф не уберёшь и не передаришь, если стал не нужен. «Семь раз отмерь, а один отрежь», — гласит мудрая русская пословица. Лучше вовремя понять и остановиться, чем сделать несчастным маленького человека. Но, если вы чувствуете в своей душе силы и любовь, тогда вперёд. Всё у вас получится».
— Приёмных семей становится всё больше, но есть и возвраты детей, как думаете, почему?
— Сложно сказать, иногда, может быть, стоит отказаться, если по какой-то причине родители оказались не готовы. Лучше, конечно, если они это в школе приёмных родителей поймут, а не после того, как взяли ребёнка. Вроде бы, вот оно счастье, но жизнь в семье превращается в ад — может показаться в какой-то момент. Не стоит зацикливаться на своих проблемах, нужно общаться с другими приёмными семьями. Нас нередко собирает «Семейный совет», опека Октябрьского района приглашает. Они всегда помогут и советом, и делом. Ещё нужно иметь возможность отдохнуть, как мы с мужем: он меня на девичники отпускает хотя бы раз в месяц, я его — к друзьям по футболу. И продолжать работать, у меня с появлением «двойни» ещё больше творческих проектов появилось. Сейчас вот у нас в семье грядут большие перемены, хотим взять ещё одну девочку, обсуждаем этот вопрос.
— И что, уже присмотрели?
— Я всё время изучаю сайты. Понравится ребёнок — начинаю переживать: возьмут—не возьмут, продвигаю по приёмным сайтам, выставляю информацию в соцсетях. Недавно пристроила двух девочек из подшефного детдома своей знакомой Людмиле, которая живёт в Черепаново. Мы познакомились на почве творчества, она пишет стихи и сказки. Она опытный родитель: своих четверых вырастила и приёмных ребятишек немало. Не могу, говорит, без детей, привыкла к детскому шуму, я и предложила съездить в детский дом. Там девчушечка лет двенадцати, тонюсенькая, я сама на неё смотрела, но в это время у меня на руках были два «младенца» — Лена с Дашей. Людмила съездила и вернулась с двумя. А сейчас и нам можно, дочки сами просят.
Марина ШАБАНОВА
Фото из архива семьи ВЕРЕТЕННИКОВЫХ
По информации минсоцразвития НСО, в Новосибирской области установлено более 15 видов социальной поддержки многодетных приёмных семей, в том числе единовременные и ежемесячные пособия, вознаграждение приёмному родителю, компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, бесплатное обеспечение лекарствами детей в возрасте до 6 лет.