Класс одарённых
Наш первый визит — в лицей № 22 «Надежда Сибири», где естественнонаучные (или медицинские) классы появились ещё задолго до проекта регионального правительства, а затем отлично вписались в эту концепцию.
![]() |
Более 400 учащихся лицея № 22 закончили специализированные медицинские классы. Ключевые слова: образование, специализированные классы в Новосибирской области. |
Какие спецклассы на самом деле были первыми медицинскими в Новосибирской области?
К слову, название «специализированные классы» было принято, чтобы чётко отделить их от классов профильного и углублённого изучения предметов. Спецклассы не предполагали узкую специализацию по предмету, они давали широкие возможности для самоопределения.
Классы, в которых был установлен повышенный норматив финансирования, стали открываться в новосибирских школах по итогам конкурса. В первые два года из областного бюджета на каждый спецкласс выделялось по 1 миллиону рублей на приобретение учебного и лабораторного оборудования. Организация образовательного процесса строилась по опыту Специализированного учебно-научного центра НГУ, в котором есть своя система подготовки одарённых детей. Поэтому руководителями по предметным областям — физика, химия, биология, математика — стали преподаватели СУНЦ.
Стоит отметить, что за пять лет реализации проект показал высокие результаты. Средний балл учащихся специализированных классов по всем предметам превышает средние показатели по Новосибирской области: математика — 68,6 (вместо 39,6), химия 71,7 (вместо 55,7), физика 81,7 (вместо 45,8). Благодаря спецклассам увеличилось количество 100-балльников по физике и математике и появились первые 100-балльники по химии. Возросло количество участников, победителей и призёров олимпиад, соревнований, конкурсов, турниров, научно-практических конференций разного уровня, в том числе и не по профильным предметам. А число победителей Всероссийской олимпиады школьников от Новосибирской области взметнулось — с 26 % до 70 %.
Недавно в новосибирских СМИ была широко растиражирована новость о том, что в регионе в этом учебном году был создан «первый медицинский класс». Многочисленные выпускники лицея № 22 и его специализированных медицинских классов, которые существуют без малого 25 лет, очень эмоционально отреагировали на это «откровение».
— В 1991 году к нам обратился ректор медицинского института, профессор Усов с предложением организовать классы, которые давали бы более глубокую подготовку, — вводит в курс дела Елена Зарецкая, заслуженный учитель РФ, учитель химии высшей квалификационной категории, тьютор естественнонаучных классов лицея. — Ребятам, которые поступали в институт после общеобразовательной подготовки, было сложно, часть не выдерживала такого напора знаний и под этим прессингом вынуждена была уходить. Была задача — создать классы, которые бы целенаправленно готовили к поступлению в мединститут. Такие классы открылись в трёх школах, в том числе и нашей. Первый выпуск был в 1993 году. У нас свыше 400 выпускников, более 300 из них прошли через мединститут. Многие из них имеют научные степени, есть и профессора.
В 2010 году в регионе по инициативе Виктора Толоконского, который в то время был губернатором Новосибирской области (кстати, его сын тоже заканчивал специализированный класс в 22-м лицее), был запущен проект по созданию специализированных классов для одарённых детей. И наработки лицея, которые раньше осуществлялись на голом энтузиазме, стали иметь финансовое подкрепление.
— Обучение ребёнка в специализированном классе обходится государству в три раза дороже, финансирование напрямую поступает в школу, — комментирует Елена Климовна. — За счёт этого мы можем предоставить ребятам большое количество дополнительных образовательных услуг. С ними работают кандидаты наук и профессора, они пишут научные работы и с ними выступают на самом разном уровне, вплоть до всемирных конкурсов. В позапрошлом и прошлом годах наши химики представляли Россию на всемирном конкурсе в США. У этих ребят есть свои публикации, свидетельства об изобретениях. Большая часть наших выпускников планирует стать врачами. Часть поступает в НГУ на «чистую» химию и биологию. Немногие впоследствии получают высшее образование в Москве и Санкт-Петербурге. Некоторые уезжают учиться за границу. Но мы их ориентируем на то, что они должны оттуда вернуться и двигать российскую науку.
Благодаря региональному проекту в лицее появились два класса химии, и такой лаборатории не найти в других школах. Если в обычном классе один урок химии в неделю, то у учеников спецкласса — все восемь. Биологии — пять часов вместо одного. Помимо этого, министерством образования финансируется дополнительно десять часов спецкурсов по выбору. Таким образом, у ребят есть возможность заниматься исследовательской деятельностью и ходить на спецкурсы, которые ведут преподаватели вузов. В лицее активно используется компьютерное оборудование: уроки записываются и в виде файлов попадают к школьникам, чтобы можно было уяснить сложный для себя материал, который не поддался с первой попытки, а по вечерам учитель из дома ведёт интерактивные консультации для своих учеников.
— Параллельно ученики медкласса являются студентами медицинского колледжа: туда желающие стать врачами зачисляются в начале 10-го класса. В течение года в качестве будущих медсестёр и медбратьев они занимаются уходом за больными на базе 2-й больницы скорой помощи. Летом между 10-м и 11-м классами — месяц клинической практики. В 11-м классе эти занятия заканчиваются, и ребята получают удостоверения, которые позволяют им работать в качестве младшего медицинского персонала, — отмечает Елена Зарецкая.
Специализированный класс постоянно выезжает на разовые занятия в медицинские учреждения Новосибирска. В этом списке и психиатрическая больница на Владимировской, и местный филиал Микрохирургии глаза им. С. Н. Фёдорова, и НИИТО, и Городской центр крови, и другие клинические базы города, которые позволяют увидеть различные профессиональные разветвления медицины. Таким образом, отправляясь в медуниверситет, выпускники лицея понимают, что их интересует больше и кем они хотят быть.
Но, чтобы окунуться во всё это, претендентам на место в спецклассе нужно пройти конкурсный отбор. Его объявляют на сайте лицея. Школьники присылают анкеты со всего города, приходят заявки и из других городов, есть случаи, когда семьи переезжают в Новосибирск, чтобы ребёнок учился в медицинском классе. Традиционно насчитывается около 60—70 заявок. Среди кандидатов проходит тестирование, по итогам которого отбираются 35—40 человек, их приглашают на недельную Летнюю школу после девятого класса. В итоге класс формируется из 25 человек. Несмотря на многоступенчатый отбор, в спецклассах есть отчисления. Ребята, которые не справляются со сложной программой, переходят на общеобразовательный уровень. Однако стоит отметить, что здесь разрешены многократные исправления оценок. Первый раз не получилось? Учи, пока не выучишь, и пересдавай ещё! Каждый имеет право довести свои знания до нужного уровня.
— В специализированном естественнонаучном классе меня привлекает высокий уровень подачи знаний. Химия здесь очень сильная. Выпускники специализированных классов лицея № 22 говорят, что химию в институте им не приходится учить, достаточно тех знаний, которые дала им школа, — высказывается Иван Шатров, ученик 11 «Б», который считается специализированным естественнонаучным. — Почему именно этот класс? Моя сестра училась в меде, и я вместе с ней изучал её учебники и энциклопедии. Она показывала мне видео с операциями. Тогда я, как и сестра, хотел быть стоматологом, но сейчас больше склоняюсь к кардиохирургии, хочу работать в институте Мешалкина. Главное — желание стать врачом никуда не исчезло. Мне кажется, все остальные профессии скучны и однообразны. Помогать людям, лечить болезни — это очень интересно.
— В моей семье все архитекторы и строители, медиков нет. Родители хотели, чтобы я продолжала династию. Но я заинтересовалась медициной и решила поступить в медицинский класс, — рассказывает одиннадцатиклассница Дарья Молодина. — Этот класс даёт возможность писать научные работы. В частности, моя работа касается предрасположенности к заболеванию раком молочной железы. С ней я участвовала в конкурсах и летом бесплатно, по гранту, поехала в США, где училась при Пенсильванском университете.
— Раньше я хотела стать экономистом. Но, когда у меня начались уроки химии в восьмом классе, загорелась поступлением в медицинский вуз, — вступает в разговор ещё одна ученица спецкласса Алина Перевалова. — Я поступила в медицинский класс, пройдя большой конкурсный отбор — три человека на место. Нисколько не жалею, что учусь здесь. Помимо того, что мы усиленно занимаемся предметами, у нас большая теоретическая база, мы ездим в различные поликлиники, стационары и научно-исследовательские институты Новосибирска. На мир медицины мы можем посмотреть изнутри уже в школе.
— Только попробовав профессию на собственном опыте, выпускник может понять, насколько осознанно он делает свой выбор, — уверена Татьяна Кудари, заместитель директора лицея № 22 «Надежда Сибири» по научно-методической работе. — Школьники могут не только в рамках экскурсий посещать лечебные учреждения, но и осуществлять работу медсестёр и медбратьев. Это позволяет им почувствовать себя в профессии эмоционально. Ребята преображаются. Если они побывали раза два-три в госпитале ветеранов войны, то у них совсем другие глаза, совсем другое отношение к профессии. Такой опыт даёт им понимание, а смогут ли они выдержать это. Спецкласс ведёт работу с одарёнными детьми в рамках научно-исследовательских лабораторий. Наши дети три года подряд в рамках сборной команды России выезжают на международные научно-практические конференции, в том числе и в США. Мы прекрасно понимаем, какой должен быть продукт исследовательской деятельности, чтобы его могли отобрать на всемирный уровень. А те, кто собираются в вуз, не имеют с этим проблем. Наши дети поступают в вузы не по принципу «куда я попаду со своими баллами», а «куда я хочу». Так они могут реализовать ту цель, которую перед собой поставили.
Ирина ТИМОФЕЕВА
Фото Татьяны КРАВЧЕНКО
КОММЕНТАРИЙ
Елена ЗАРЕЦКАЯ:
« Параллельно ученики медкласса являются студентами медицинского колледжа: туда желающие стать врачами зачисляются в начале
10-го класса. В течение года в качестве будущих медсестёр и медбратьев они занимаются уходом за больными на базе 2-й больницы скорой помощи».
В школах Новосибирской области в 2015/2016 учебном году работают 228 специализированных классов:
инженерно-технологические — 61
биотехнологические — 2
агротехнические — 4
инженерно-исследовательские — 2
IT — 4
естественнонаучные — 75
математические — 80