20.08.15

Нет такого термина – ПТУ

На днях подведены первые итоги приёма абитуриентов в колледжи и лицеи. Поток желающих учиться в системе среднего профессионального образования всё время растёт. По сравнению с 2014-м в этом году он увеличился на 15 %. Об этом и многом другом рассказал нашему корреспонденту заместитель министра труда, занятости и трудовых ресурсов — начальник управления развития трудовых ресурсов и профессионального образования Андрей Головнин.

— Андрей Николаевич, как вы оцениваете результаты приёмной кампании?

— В целом она проходила активно. В ряде подведомственных минтруду образовательных учреждений был конкурс аттестатов по два-три человека на место, а по отдельным специальностям и выше. Но набор абитуриентов ещё продолжается. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 36 от 2014 года предполагает, что приёмная кампания продлевается до 1 октября в учреждениях, где ещё есть в наличии свободные бюджетные места. В большинстве колледжей и лицеев приёмная кампания завершилась 15 августа. Сейчас происходит зачисление студентов, прошедших соответствующий отбор. А ребята, не прошедшие конкурс по выбранным им профессиям, теперь имеют возможность подать документы в те учреждения, где есть свободные места. В сентябре мы ожидаем девятиклассников, которые после второй попытки сдачи ГИА пожелают продолжить обучение в наших учреждениях. Но в основном лицеи и колледжи приняли на обучение необходимое им число студентов.

— Сколько профессий и специальностей предлагают ваши учебные заведения? В этом году появились новые направления?

— В 2015 году мы осуществили набор по 128 профессиям и специальностям. Меняется время, производственные технологии, и наша система оперативно реагирует на изменившиеся реалии. Сейчас растёт интерес к профессиям, связанным с информатикой. Значительно увеличился спрос на получение специальностей технической направленности. Самые востребованные из них — организация перевозок и управление на транспорте, его обслуживание и ремонт, технология машиностроения, операционная деятельность в логистике, производство летательных аппаратов, компьютерные системы и комплексы и другие. Мы ежегодно изучаем потребности работодателей области. Исходя из их заказа, формируем контрольные цифры приёма на определённые специальности.

Хочу сказать, что вся наша система за последние четыре года значительно преобразилась и переформатировалась. Из нашей терминологии исчезли такие понятия, как ПТУ, техникум, их теперь нет, ушли мы от этого «образа». И уровень обучения в колледжах и лицеях стал теперь совсем другим. Бессмысленно сейчас обучать студентов на токарном, к примеру, станке старого образца. Его классический вариант остался на производстве в единичных количествах, поэтому и у нас в мастерских стоят станки с числовым программным управлением.

И среда обитания, атмосфера в наших учебных заведениях изменились до неузнаваемости. Знаю, о чём говорю: в своё время я закончил ПТУ, работал в этой системе преподавателем.

Сейчас к нам порой поступают и школьные медалисты. А в некоторых колледжах и лицеях средний балл аттестата абитуриентов при зачислении составляет «четыре» и выше.

— Насколько отвечает современным требованиям учебно-производственная база нынешних лицеев и колледжей. Про станки с ЧПУ вы уже сказали. Что ещё изменилось?

— Всё наше оборудование соответствует федеральным государственным образовательным стандартам. В последние годы прошла мощная модернизация материально-технической базы. Новый современный облик приобрели учебные корпуса и общежития, производственные мастерские. Мы имеем сегодня новейший фонд учебной и методической литературы.

Сегодня в регионе реализуется государственная программа Новосибирской области по развитию среднего профессионального образования. Согласно ей, в этом году нам выделили из областного бюджета 100 миллионов рублей на реконструкцию и модернизацию.

Не было бы той материально-технической базы, о которой говорю, разве привозили бы наши студенты престижные награды с российских и мировых конкурсов профессионального мастерства?!

— Дав хорошее образование, вы отслеживаете затем путь своих выпускников, их трудоустройство?

— Это — одна из основных наших задач. Мы не просто трудоустраиваем своих ребят, делаем всё возможное, чтобы они пришли на предприятия нашей области, и желательно — на те, где проходили производственную практику. Именно там гораздо быстрее происходит их адаптация и к условиям трудовой деятельности, и к коллективу.

Из выпускников 2015 года 80 процентов начали работать по той специальности, которой у нас обучались. 40 процентов из них пришли туда, где практиковались. Хорошие, на мой взгляд, цифры. Как показывает практика авиационного завода имени Чкалова, адаптация на производстве у выпускников нашей системы, прошедших на этом предприятии практику, занимает в три раза меньше времени, чем у тех, кто пришёл на завод впервые.

— А куда уходят остальные, из тех 20 процентов, кто не приступил к работе по специальности? Что-то знаете о них?

— Есть такие ребята, кто продолжил обучение в университетах. Есть и простые житейские ситуации — девушки посвящают время воспитанию детей. Многие парни — из тех как раз 20 процентов — после учёбы ушли на службу в армию. Система профтехобразования всегда поставляла в её ряды большое количество призывников.

Вы, наверное, знаете о предложении нашего губернатора Владимира Филипповича Городецкого, высказанного им на встрече с президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным. Глава области говорил о том, чтобы выпускникам профессиональных учебных заведений хотя бы на полгода сместить сроки армейского призыва. Надо, чтобы, получив специальность, ребята имели возможность привыкнуть к ней, поработать на производстве.

— Вы согласны с таким предложением?

— Мало того, что согласен, считаю, что проблема действительно давно назрела. Предложил вариант её решения министр нашего ведомства Игорь Викторович Шмидт. Обсуждение высказанной идеи пока продолжается. В первую очередь, в Министерстве обороны. У него ведь существуют мобилизационные планы, такое обстоятельство следует, конечно, учитывать. Поскольку тема была затронута на столь высоком уровне, думаю, появится и мудрое решение.

— С дипломом о среднем профессиональном образовании ребята имеют какие-то преференции при поступлении в вузы?

— Если полученная специальность соответствует профилю выбранного вуза, то это учитывается при зачислении в него. Порой наши выпускники снова возвращаются к нам на учёбу. Закончит, например, девушка колледж по профессии «парикмахер», потом захочет повысить квалификацию, чтобы получить специальность «парикмахерское искусство». Для нас-то главное, чтобы оставались и девушки, и парни в своей профессии и совершенствовали своё мастерство.

Татьяна КИРШИНА

Фото Валерия ПАНОВА

back
up