Первый раз в первый класс
Все первоклассники Новосибирска учатся только в первую смену. |
Как отмечает главный педиатр Новосибирской области Татьяна Анохина, готовность ребёнка к школе — понятие комплексное. Это и физическое развитие, и психологическая подготовка, и в целом состояние здоровья.
Желательно чтобы все дети перед школой, и в особенности первоклассники, прошли комплексную медицинскую комиссию, говорит врач. Она предполагает осмотр узкими специалистами, в числе которых детский эндокринолог и детский уролог. Общее заключение выдаёт участковый педиатр. Особое внимание следует уделить физическому состоянию дошкольников с хроническими заболеваниями. А если, как считают родители, их будущий первоклассник здоров, комплексное обследование ребёнка это хорошая возможность в этом убедиться.
Первые дни учёбы для первоклассника это стресс — ему надо привыкать к новому образу жизни, режиму и т.д. В этих условиях могут снижаться защитные свойства организма. По аналогии с приходом в детский сад ребёнок может чаще болеть, особенно если это отмечалось и ранее, в дошкольном возрасте.
— Если ребёнок более четырёх раз болел острым респираторным заболеванием, стоит подумать над укреплением иммунитета, — советует Татьяна Анохина. — И начать этим заниматься следует, конечно же, не накануне учебного года, а лучше с началом лета, когда больше возможности для проведения закаливающих процедур. В качестве профилактики чаще употреблять продукты, богатые витамином С, можно пить и сам витамин, известный в народе как аскорбинка.
В осенний период, когда в детских коллективах начинается «чихание», можно уже прибегнуть и к противовирусным препаратам группы интерферонов или растительного происхождения, что предпочтительнее. Способностью повышать иммунитет, по словам специалиста, обладают такие растения, как эхинацея, женьшень, элеутерококк, которые широко представлены в виде таблеток, капель, мазей. Принимать препараты необходимо курсами, 2—3 недели. И не забывать о вакцинации против гриппа.
— Несмотря на указание на грипп, такая вакцинация даёт иммунитет против всех вирусных респираторных заболеваний, — подчёркивает главный педиатр области, добавляя, что лучше, если она была проведена весной (после пика заболеваемости ОРЗ) — к осени уже нарабатывается иммунитет. Но если такая процедура не была сделана, можно и сейчас наверстать упущенное.
Один из способов максимального облегчения периода адаптации для первоклассника — постепенное привыкание к режиму. Как отметила Татьяна Анохина, все первоклассники в Новосибирской области учатся только в первую смену. А это значит, что дошколятам, которые, к примеру, не посещали детский сад и привыкли спать до 10—11 часов, надо будет серьёзно перестраиваться.
— Не должно быть так, чтобы будить первоклассника в семь утра родители начали только 1 сентября, это может стать очень большим стрессом и даже душевной травмой для ребёнка, — предупреждает врач. — К новому режиму будущего школьника надо приучать минимум за две недели до события постепенно сдвигая время.
Коль меняется время утреннего пробуждения, вечером ребёнок тоже должен раньше ложиться спать. Рекомендации специалистов — в 9 часов вечера. А спать первоклассники должны 9—10 часов. Если ребёнок привык спать днём, надо продумать режим таким образом, чтобы высвободить ему время на дневной сон, скажем, после окончания занятий в школе.
Родителям также следует продумать режим питания первоклассника. Обязателен полноценный горячий завтрак — не просто бутерброд с чаем, это поможет ребёнку не нажить с раннего возраста гастрит. Да и на показатели веса это влияет. Если ребёнок утром голодный уходит в школу, а по возвращении наедается сразу за завтрак и обед, лишнего веса не избежать.
Как говорят специалисты, первоклассник должен кушать как минимум 4 раза в день. Идеальный вариант, когда помимо традиционных завтрака, обеда и ужина для ребёнка организуют ещё два лёгких полдника — фруктовый либо молочный.
Теперь о физических нагрузках.
— Лично я не сторонник того, чтобы сильно нагружать детей, и в первую очередь первоклассников, — говорит главный педиатр НСО, — но если для родителей дополнительные занятия их ребёнка желательны, лучше бы они были связаны с физической нагрузкой.
— Не отдавайте детей в несколько школ односторонней направленности, я имею в виду дополнительное образование, — добавляет, обращаясь к родителям, руководитель детского ортопедического центра АНО «Клиника травматологии, ортопедии и нейрохирургии НИИТО» Татьяна Садовая.
Первокласснику, конечно, необходима физическая выносливость, поэтому специалисты настаивают: ребёнок должен каждый день делать гимнастику. Совсем не обязательно выполнять упражнения рано утром, вставая в 6:30 или 7 часов утра. Эту процедуру можно перенести на предобеденное время или в промежутки между приготовлением уроков. Среди обязательных рекомендаций также максимальное движение для ребёнка в свободное время и вечерние прогулки.
О физической активности первоклассников должны также позаботиться педагоги — физкультминутки должны стать составной частью уроков.
— Утомляемость мышц шеи, надплечий — самые частые жалобы младших школьников, — констатирует Татьяна Садовая. — Как ортопед могу также отметить: к концу года у первоклашек, как показывают обследования, ухудшается состояние позвоночника.
Родителям специалист советует побеспокоиться о рабочем месте для школьника.
— Стол и стул необходимо подобрать по росту, по возможности и под фигуру, особенно это касается стула, — говорит она. — Самый простой совет — оборудовать валиком спинку стула, который бы поддерживал поясничку. Кроме того, сидя на стуле, ребёнок должен уметь отдыхать.
В век высоких технологий даже первокласснику не обойтись без компьютера. Ему также придётся много работать с книгой. И здесь совет специалиста — поставить компьютер или книгу на подставку, чтобы они находились чуть ниже уровня глаз. Это обеспечит правильное положение туловища и, как следствие, сохранит хорошую осанку.
Немаловажное значение имеет и правильный ранец.
— Надо покупать самый лёгкий ранец с широкими лямками и с ортопедической упругой спинкой, — говорит Татьяна Садовая. — В нагруженном виде он должен быть не более 10 процентов от веса ребёнка. А лучше заплечный портфель вообще нагружать как можно меньше, и как можно меньше носить его на спине. Чтобы этого избежать, желательно иметь второй комплект учебников.
— Есть такое понятие, как школьная зрелость, и оно в первую очередь отражает уровень психического развития ребёнка, достаточный для обучения в школе, — затрагивает ещё одну тему детский психиатр Новосибирского областного детского клинического психоневрологического диспансера Ирина Леденёва.
Здесь важно формирование у будущего первоклассника и чувства ответственности — он должен понимать, что придётся делать не только то, что хочется, но и то, что надо, и положительного отношения к школе — хорошим «подспорьем» могут стать совместные просмотры и обсуждение фильмов о школе.
— Проводите больше времени со своим ребёнком, слушайте его, будьте с ним на одной волне, и это поможет будущему школьнику избежать многих психологических барьеров, — говорит детский психолог.
А если есть недопонимание, возникают проблемы на уровне детско-родительских отношений, по социальной адаптации первоклассников, на помощь придут специалисты. Жителям Новосибирской области в детском психоневрологическом диспансере помогут бесплатно.
— Родители должны понять, что им нужна помощь, и обратиться к нам. Возможно, для исправления ситуации им придётся что-то пересмотреть и в самих себе, — отмечает Ирина Леденёва.
Для большинства первоклассников 1 сентября — это ожидание чуда от встречи с новым, прекрасным и неизведанным, новая ступенька в другую, взрослую, жизнь. И до этого волнительного часа остаётся все меньше времени.
Любовь ЩЕРБАНЕНКО
Фото Татьяны КРАВЧЕНКО
Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер располагается
по адресам: ул. Гоголя, 24; ул. Инская, 65;
ул. Семьи Шамшиных, 95а.
Справки по тел.: (383) 224-85-13,
266-26-29, 347-55-34, 266-06-03.
Что должен знать и уметь первоклассник
Знать свои фамилию, имя и отчество, а также ФИО родителей, их должности и профессии, имена сестёр, братьев.
Знать дату рождения и возраст, свой домашний адрес, название своего родного города или села.
Знать времена суток, года: их последовательность, месяцы, основные характеристики каждого времени года, стихи и загадки на эту тему.
Знать и уметь определять обобщающие понятия: птицы, звери, насекомые, мебель, одежда, транспорт, посуда, фрукты, овощи и т.д.
Знать, уметь пересказывать народные сказки.
Уметь различать и точно называть геометрические фигуры: квадрат, овал, круг, прямоугольник.
Уметь ориентироваться в пространстве, то есть знать, где левая сторона, а где правая.
Уметь пересказывать несложные рассказы, описывать изображения и картинки, запоминать и называть 7—10 картинок, слов, предметов.
Различать согласные и гласные звуки, мягкие и твёрдые согласные, глухие и звонкие согласные, определять количество звуков в простых словах типа «дом», «рот», «суп».
Делить слова на слоги, используя при этом хлопки, шаги, ориентироваться в количестве гласных звуков.
Уметь владеть ножницами: вырезать квадраты, круги, полоски, треугольники, прямоугольники, овалы, вырезать предметы по контуру, карандашом и ручкой проводить горизонтальные и вертикальные линии без помощи линейки, рисовать простые геометрические формы.
Уметь свободно считать до 10 и в обратном порядке, уметь выполнять простые счётные операции.