15.04.15

Трагедия «Уманской ямы»

Забвению не подлежит

Всё началось с письма в редакцию «Ведомостей» журналиста из Йошкар-Олы Александра Илисавского, предложившего нам опубликовать статью об уроженцах Новосибирской области, погибших в годы Великой Отечественной войны в лазарете № 3 немецкого концлагеря Stalag-349 (в просторечии — «Уманская яма»). Александр узнал об этой трагичной странице истории от местных поисковиков, которые в ходе реализации проекта «Пропавших возвращаем имена» издали книгу об уроженцах Марий Эл, погибших в различных концлагерях. Были в списках и бойцы, умершие в Stalag-349. В результате журналистских расследований Илисавский вышел на украинских краеведов, издавших об Уманской трагедии отдельную монографию. Книга «Забвению не подлежит» выпущена в 2013 году отделом культуры и туризма Уманского городского Совета (Черкасская область, Украина) и Уманским краеведческим музеем тиражом 300 экземпляров. Редколлегия издания во главе с Юрием Торгало ещё с советских времён пытались получить информацию о многочисленных военных захоронениях, на которые постоянно натыкались жители Умани. Однако положительных ответов получено не было. Дело в том, что в 1944 году после освобождения города от фашистов остатками лагерей сразу занялись органы НКВД, и все материалы, в том числе и найденные позже, получили гриф «секретно».

В 1965 году в Умань приезжал знаменитый поэт Евгений Долматовский. В августе 1941-го он в качестве военного корреспондента находился в действующих частях, попал в Уманское окружение и был взят в плен, из которого бежал. Этим событиям поэт посвятил документальную повесть «Зелёная брама». Увидев на месте бывшего концлагеря мусорную свалку, принадлежащую местной воинской части, Долматовский рассвирепел и пожаловался в горком. После этого военные, разбирая мусор, нашли ещё несколько могил военнопленных со списками погибших.

Однако получить полные списки погибших долго не удавалось. Лишь в 2003 году по поручению президента Владимира Путина министр обороны РФ издал приказ «О рассекречивании архивных документов, содержащих сведения о военнослужащих, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов». Из созданного минобороны Обобщённого компьютерного банка данных, содержащего информацию о защитниках Отечества (ОБД Мемориал), уманские краеведы после нескольких обращений получили те самые секретные документы, которые легли в основу книги.

Вспомним
всех поимённо

Изданная мизерным тиражом книга попала в Интернет и заинтересовала Илисавского. Александр стал формировать списки по российским регионам и рассылать в различные издания списки уроженцев тех местностей, откуда были призваны воины. В ряде газет такие публикации уже прошли, и «Ведомости» также решили опубликовать фамилии наших возможных земляков. Больше того: после получения электронной версии книги мне удалось добавить к «списку Илисавского» ещё несколько фамилий.

Определённые трудности представлял тот факт, что книга издана на украинском языке. Решить эту проблему помог Яндекс-переводчик, и всю книгу я перечитал несколько раз. Несмотря на общность языковой основы, написание некоторых фамилий и адресов вызывали сомнения — в оригинале текст содержит нормы украинского правописания 2012 года. Например, на русском языке фамилия «Алёхин» трактуется как «Олехiн». Выручил председатель национально-культурной автономии украинцев Новосибирска Владимир Павук. Он прочитал текст и дал свои рекомендации.

Были вопросы и по адресам воинов. Здесь может быть несколько объяснений. Во-первых, адреса, составленные со слов пленных, отражают территориальное деление СССР до войны, поэтому не всегда соответствуют современным названиям сёл, городов и районов. Часть названий на картах вообще стёрта временем. Наша область выделилась из Западно-Сибирского края в 1937 году, поэтому в местах рождения, возможно, указаны населённые пункты Алтайского края, Кемеровской и Томской областей, входивших ранее в состав края.

Во-вторых, возможно, даже умирая, солдат не хотел причинить своим пленом горя родным и близким. Наверное, и доверять правильные данные непроверенным людям не все решались, вот сознательно и искажали адреса. Однако как-то сообщить о себе, оставить ниточку к обнаружению всё же хотелось. Отсюда и несуществующая «Сибирская область», и непонятный «Чейнс. район» и т. д.

Возможна потеря правильности написания и из-за неоднократного языкового перевода. Ведь некоторые данные взяты украинскими исследователями из ксерокопий немецких карточек советских военнопленных, поэтому неточности неизбежны. Тем не менее мы публикуем списки возможных уроженцев Новосибирской области, погибших в «Уманской яме», максимально приближенные к тексту оригинала.

Ошибка Верховного

Начало войны было, конечно, внезапным для Красной Армии. Однако на западных рубежах было сосредоточено немало сил, чтобы оказать сопротивление в первые дни войны. Надо признать, что воевать мы тогда толком не умели, не использовали грамотно даже имеющееся преимущество (было и такое!).

10 июля Ставка Верховного Главнокомандования передала управление частями Красной Армии, действовавшими на Юго-Западном направлении, Семёну Будённому (Юго-Западный и Южный фронты). Его задачей была координация действий фронтов. Таким образом, под командой Будённого находились войска общей численностью около 1,5 млн человек, сосредоточенные в районах Киева и города Умани Киевской области (ныне Черкасской), что превышало количество немецких войск.

Ставка ошибочно предположила, что немцы намереваются выйти к Днепру между Киевом и Черкассами с целью дальнейшего наступления на Донбасс, и недооценила опасность окружения. 28 июля войска Юго-Западного и Южного фронтов получили приказ отойти на Восток, чтобы отсечь немцам выход к Днепру. В результате была потеряна возможность избежать окружения путём отхода на Юго-Восток.

2 августа немецкие клещи сомкнулись в районе Добрянки, в результате чего полностью замкнулось кольцо вокруг 6-й (командующий генерал-лейтенант И. Н. Музыченко) и 12-й (генерал-майор П. Г. Понеделин) армий. Советские части совершали отчаянные попытки прорваться на Восток, но из окружения вышло лишь 11 тысяч человек.

Большинство военнослужащих попали в плен. По немецким оценкам — 103 тысячи советских солдат, по нашим — 65—80 тысяч, в том числе генералы Понеделин и Музыченко, 4 командира корпуса и 11 командиров дивизий.

Несмотря на большие потери противника, Сталин был в бешенстве. Потеря основных ресурсов Ставки значительно усложняла ведение дальнейшей обороны. По тексту знаменитого приказа № 270 от 16 августа 1941 г. некоторые историки предполагают, что его писал лично генералиссимус. В нём вся вина возлагалась на Понеделина, и в 1945-м после освобождения из фашистского плена его арестовали, а в 1950-м — расстреляли.

Уманская яма

Для размещения пленных на окраине Умани фашисты создали пересыльный пункт Шталаг 349 — стационарный лагерь для советских военнопленных рядового и сержантского состава. Это был один из первых нацистских лагерей на Украине. Условия содержания в Уманской яме были ужасными.

Уманская яма — это птичья ферма на окраине города и примыкавший к ней огромный карьер, где добывали глину для кирпичного завода. Все это было огорожено колючей проволокой с пулемётными вышками. Пленные находились под открытым небом, на голой земле. Ни кухонь (были только бочки), ни уборных не было. В бочках готовилась какая-то пища (если её можно так назвать), которой можно было накормить не более 2000 человек в сутки. Лагерь мог вместить 6—7 тысяч пленных, но, по свидетельству очевидцев, там было от 40 до 74 тысяч человек.

Ежедневно умирало 60—70 человек, да ещё расстреливали по 200—300. Фабрика смерти начала работать в первых числах августа 1941-го.

Самая тяжёлая судьба постигла раненых бойцов: они были обречены на ужасную смерть от голода, жажды, ранений, отсутствия элементарных условий для существования. Раненых клали на пол. Не могло быть и речи о каких-либо человеческих условиях, все помещения были переполнены, без соблюдения правил медицины. Военные врачи Свешников и Прудников лечили раненых тем, что приносили жители города. Военврач Григорий Угловой находился с ранеными в лазарете № 3 с середины августа 1941-го до июня 1943 года, это он составлял списки захороненных в братских могилах. Врачи могли оставить лазареты и не возвращаться, но они не оставили больных на произвол судьбы.

Медицинский персонал лазарета занимался не только лечением военнопленных. Там было организовано несколько подпольных групп, одни из которых препятствовали гитлеровскому произволу, а другие наладили связь с местным подпольем. Лазарет № 3 просуществовал до сентября 1943 года и впоследствии был перемещён на Запад.

От автора

В книге приведены списки военнопленных, похороненных в братских могилах лазарета № 3 (всего 3 300 фамилий), а также списки погибших в рабочей зоне лагеря, похороненных в отдельной могиле с января по декабрь 1942 года (465 фамилий) и с января по июль 1943 года (153 фамилии). Первые списки составлены врачами со слов пленных, и поэтому часто вместо данных указаны пометки «адрес неизвестен», «неизвестный», «доставлен без сознания»… На некоторые братские могилы списков вообще нет (они начинаются с братской могилы № 10), возможно, закапывать бутылки с данными врачи начали позднее.

Данный материал не претендует на абсолютную истину. Для меня было важнее показать, что воины, о которых надолго была вычеркнута всякая память, не «пропали без вести». Они погибли в лагерях и похоронены в братских могилах. Они не смогли стать героями в привычном смысле. Но и эти воины затормозили гитлеровское нашествие, причём — ценой собственной жизни!

Выделенные из списков фамилии возможных уроженцев Новосибирской области требуют уточнения. Председатель областного Совета ветеранов войны и труда, депутат заксобрания Вячеслав Журавлёв сразу выявил в списках несколько фамилий бойцов, которые в областной «Книги Памяти» считались «пропавшими без вести», и свёл с Евгенией Терешиной — руководителем областной рабочей группы по подготовке дополнений в «Книгу Памяти». Евгения Ивановна оперативно провела большую работу — она тщательно «просеяла» весь список, выделив из него фамилии тех бойцов, о которых было ничего неизвестно. Благодаря её стараниям 11 фамилий воинов будут включены в ближайшее издание очередного тома областной «Книги Памяти». Издание выходит с 1991 года и насчитывает уже 33 тома, из них 15 томов посвящены павшим. Громадной работе не видно конца. Но ведь «война не закончена, пока не захоронен последний солдат». И пусть это будет не «неизвестный солдат»…

Василий СПИРИДОНОВ

СПИСКИ СОВЕТСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ,

ПОХОРОНЕННЫХ В БРАТСКИХ МОГИЛАХ ЛАЗАРЕТА №3

 

 

Фамилия, И.О.

Год
рож-дения

Адрес,
указанный
пленным

Дата
смерти

Номер братской могилы

1.

Арондин
Михаил Андреевич

1910

Новосибирск

23.11.1942

55

2.

Винтовкин
Захар Прокопович

1900

Новосибирск

18.10.1942

50

3.

Жалонкин П.П.

 

Новосибирск

02.06.1942

36

4

Пономарёв К.Ф.

 

Новосибирск

21.12.1941

28

5.

Рознашев А.Н.

 

Новосибирск

22.11.1941

24

6.

Токарев В.П.

 

Новосибирск, ул.Кирпичная, 81

21.02.1942

32

7.

...лонкин Прокоп Петрович

1911

Новосибирск, ул.Большевицкая, 109.

21.04.1942

34

8.

Баранов Роман Фёдорович

1920

с.Орловка Новосибирской обл.

16.12.1942

58

9.

Бедарьов(Бедарев,Бедарёв?)
Пётр Тимофеевич

 

с.Киреевка Новосибирской обл.

15.11.1942

54

10.

Бэрсынев (Берсинев?)
Михаил Юхимович

1911

с.Стаевка Новосибирской обл

27.04.1943

66

11.

Боев Д.А.

 

с.Кочневка Татарского района Новосибирской обл.

31.05.1942

36

12.

Вальцов В.Н.

 

Новосибирская обл.

22.11.1941

24

13.

Вьюгов
Николай Алексеевич

1900

с.Сурово Новосибирской обл.

07.12.1942

57

14.

Горбик (Горбык?)
Сергей Иванович

1901

Савинский район Новосибирской обл.

14.03.1943

61

15

Докучаев Н.Б.

 

с.Маховое Богдановского района Новосибирского края

01.07.1942

39

16.

Емельянов
Василий Иванович

 

с.Усть-Искитим Новосибирской обл.

23.10.1942

52

17.

Казаков Пётр Степанович

1920

с.Городок Новосибирской обл.

11.07.1943

68

18.

Куприянов Д.А.

 

Титовский район Новосибирской обл.

02.02.1942

31

19.

Ларионов С.А.

 

Куйбышевский район Новосибирской обл.

11.02.1942

32

20.

Лисак (Лысак?)
Назар Данилович

1919

с.Кармишак Барабинского района Новосибирской обл.

30.12.1942

58

21.

Лукьяненко
Иван Павлович

1905

с.Любомировка Новосибирской обл.

10.04.1943

65

22.

Малерин А.Г.

 

Чейнс. район Новосибирской обл.

16.11.1941

23

23.

Малоземов
Егор Семёнович

1898

Ордынский район Новосибирской обл.

22.09.1942

47

24.

Мартинов (Мартынов?)
Николай Степанович

 

Ижмерский район Новосибирской обл.

29.10.1942

51

25.

Молодин Н.П.

 

с.Миронова Чистоозёрного района Новосибирской обл.

15.05.1942

35

26.

Наумов
Александр Павлович

1918

с.Купино Новосибирской обл.

02.04.1943

64

27.

Нечаев Сергей Ильич

1899

с.Корчуганово Новосибирской обл.

19.12.1942

58

28.

Николин П.Ф.

 

с.Гусли Новосибирской обл.

05.12.1941

26

29.

Олёхин (Алёхин?) А.И.

 

с.Никольск Северный район Новосибирской обл.

17.12.1941

28

30.

Павлов Александр

1921

с.Волово Новосибирской обл.

05.02.1943

60

31.

Панков Фёдор Гаврилович

 

Новосибирская обл.

18.10.1942

51

32.

Поценковский Е.С.

 

Новосибирская обл.

16.11.1941

23

33.

Савин Виктор Павлович

1903

с.Мельниково Новосибирской обл.

31.03.1943

64

34.

Санин Павел Евставфьевич

1910

с.Белово Новосибирской обл.

01.04.1943

64

35.

Степанов
Василий Фёдорович

 

с.Покровское Новосибирской обл.

17.11.1942

55

36.

Фалатов В.Ф.

 

Томиловский с/с Новосибирской обл.

27.12.1941

29

37.

Черных
Михаил Андреевич

1917

с.Казминское Новосибирской обл.

13.11.1942

54

38.

Шабалин Пётр Николаевич

1921

с.Ермен Новосибирской обл.

09.07.1943

68

39.

Шеймаков
Фантах Сафарович

1910

с.Казанка Новосибирской обл.

18.12.1942

58

40.

Шемчук Ив.Т.

 

с.Елтищево Ордынского района Новосибирского края

06.08.1942

40

41.

Шеспоров Т.Я.

 

с.В.Туровка Новосибирской обл.

14.12.1941

27

42.

Щербанин
Владимир Леонтьевич

1923

г.Татарск Новосибирской обл.

17.05.1943

67

 

СПИСКИ СОВЕТСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ,

КОТОРЫЕ ПОГИБЛИ В ШТАЛАГЕ 349 (УМАНЬ), ЛАГЕРЬ, РАБОЧАЯ ЗОНА

 

Фамилия, Имя, Отчество

Год и место рождения

Воинское звание

Лагерный номер

Где и когда попал в плен

Дата смерти

1.

Бондарев Анатолий Егорович

1923 г.р. с. Обояневка, НСО

Рядовой

29861

Дон 07.07.1942

14.12.1942

2.

Минтянов Иван Павлович

1908 г.р.,
НСО

Рядовой

24883

Миллерово 19.07.1942

08.11.1942

3.

Шабунин Иван Антонович

1916 г.р. с.В.Пузерово, Мошковский р-н, НСО

Рядовой

30396

Миллерово 16.07.1942

04.11.1942

 

 

Красным цветом выделены фамилии воинов, которые будут включены в ближайшее издание очередного тома областной «Книги Памяти».

 

back
up