12.03.15

От задачки до стартапа

 

Ежегодно компания «Сименс» приглашает учащихся 9—11-х классов образовательных школ и студентов первых-вторых курсов средних специальных учебных заведений принять участие в конкурсе научно-инновационных проектов, который проходит при поддержке Министерства образования и науки РФ. Ребята могут остановиться на любой интересующей их теме, которая затрагивает стратегические направления деятельности компании: энергетика и электрификация, промышленная автоматизация и дигитализация (перевод информации в цифровую форму), городская и транспортная инфраструктура, здравоохранение. Так, из числа присланных на конкурс проектов (а их от участников из Сибирского федерального округа на этот раз было 154) экспертный совет выбирал пять полуфиналистов, авторы которых впоследствии в очном сражении должны были доказать, почему именно их работы достойны считаться лучшими.

В этом году в пятёрку сильнейших в Сибири вошли разработчики из Омска, Барнаула, Свирска и Новосибирска. Как оказалось, тематика, которая волнует старшеклассников, чрезвычайно широка. Участников конкурса интересовало, как оптимизировать процесс изготовления деталей в области машиностроения, чтобы чётко, без малейших отклонений, соблюдались требования чертёжно-технической и нормативной документации; каким будет экономический эффект, если при монтаже санитарно-технических систем использовать трубопроводы из современных полимерных материалов; можно ли перерабатывать отходы лесоперерабатывающих предприятий в экологически чистые удобрения и так далее.

— В пятый раз я работаю в составе экспертного совета. И за эти годы познакомился с сотнями заявок, что замечательно, — прокомментировал заведующий кафедрой общей биологии и экологии Новосибирского государственного университета Михаил Сергеев. — У школьников и студентов современных колледжей есть огромный энтузиазм — что-то новое узнать, создать, представить. И нужно отдать должное учителям, преподавателям, научным руководителям, которые этот энтузиазм поддерживают и направляют. Мне симпатично стремление решить экологические, природоохранные проблемы, многие проекты посвящены этой тематике. Некоторые из них привязаны к определённому участку в городе или селе, и, возможно, для конкурса «Сименс» они не очень интересны. Но то, что школьники пытаются решить эти частные задачи, очень хорошо. Такие работы надо рекомендовать для рассмотрения местной власти.

Проект Артемия Лазаренко из 2-й новосибирской гимназии и его научного руководителя Татьяны Крупиной признан вторым в СФО.

 

Стоит отметить, что сразу два новосибирских школьника вышли в региональный полуфинал. Александр Демьяненко из экономического лицея представил проект «Модель случайных графов в задаче оптимизации маршрутизации в сети Интернет». Представить мир без Интернета сегодня невозможно. На всех континентах стоят сетевые компьютеры, так называемые маршрутизаторы, пересылающие пакеты данных между различными сегментами интернет-сети. Но с распределением трафика по сети маршрутизаторов есть ряд проблем. К примеру, пакет данных, идущих из Новосибирска на сервер yandex.ru, который находится в Москве, может пойти через Владивосток или даже Лондон. Эту и другие проблемы можно решить, если представить сеть маршрутизаторов в виде графа и проанализировать его, считает разработчик из Новосибирска.

Новосибирец Артемий Лазаренко из 2-й гимназии на очном этапе защищал свой проект «Универсальная автоматизированная система обработки маркетинговых и социологических опросов». В современном обществе проводится большое количество различных опросов и тестирований. Десятиклассник столкнулся с данной проблемой при написании собственной исследовательской работы. Проводя опрос класса, он обратил внимание на то, что обработка данных даже небольшого исследования — процесс трудоёмкий. Необходимо создать такой программный продукт, который способен распознавать данные, внесённые в анкету, и переносить их в обобщённые таблицы для дальнейшего анализа, поставил задачу школьник. Программа должна уметь безошибочно, быстро и просто для пользователя обрабатывать тысячи листов с ответами.

— Программа, которую я представил, экономит время и деньги при обработке анкет. Она универсальна и может использоваться очень широко. Она уже применяется в школе и на одном предприятии, на котором проходила тестирование. Вообще, я увлекаюсь программированием, дома дополнительно изучаю что-то по этой тематике. Пока конкретно своё будущее ещё не вижу, но, думаю, оно будет связано с IT-индустрией, — рассказал Артемий. — Участие в подобных конкурсах даёт мне опыт: в «Сименс» это моё первое выступление, но не первое на конференциях. В основном я выступаю с программами, но в следующем году хочу представить нечто серьёзнее — стартап, коммерческий проект.

Новосибирец Александр Демьяненко (экономический лицей) занял третье место на региональном этапе всероссийского конкурса.

По итогам регионального финала конкурса оба новосибирца оказались «на пьедестале»: у Александра Демьяненко — «бронза», а у Артемия Лазаренко — второе место. Призёры и их научные руководители получили денежное вознаграждение, а авторы работы-победителя (Евгений Мальцев, Александра Гаврилова, Анна Чевычелова из Свирского электромеханического техникума с проектом «Исследование возможности переработки отходов лесоперерабатывающих предприятий в экологически чистые органоминеральные гуминовые удобрения») 8 апреля представят Сибирский федеральный округ на всероссийском финале в Москве.


Ирина ТИМОФЕЕВА

back
up