12.03.15

Уроки с огоньком

Роснано, Росатом и Роскосмос объединили усилия и разработали школьные уроки, на которых не скучно.

Можно ли с помощью смартфона исследовать устройство атомной электростанции, а из лимонов, апельсинов и лаймов сделать фруктовую батарейку? Для чего стоит изучать «липкого геккона» и «эффект лотоса»? Как управлять космическими аппаратами и построить модель ракеты? С 9 по 15 марта в Новосибирске проходит Всероссийская школьная Неделя высоких технологий и техпредпринимательства, которая призвана заинтересовать будущих абитуриентов возможностями наукоёмких отраслей промышленности.

 

С 9 по 15 марта в Новосибирске проходит Неделя высоких технологий и технопредпринимательства, которую в этом году организовали совместно Роснано, Росатом и Роскосмос при поддержке Министерства образования и науки РФ. В программу вошли экскурсии, видеопоказы, лекции. Нобелевский лауреат по физике Жорес Алфёров в режиме телемоста рассказал о том, как люди становятся физиками. Трансляцию его лекции, которую он прочитал в Мурманске на атомном ледоколе «Ленин», посмотрели и новосибирские старшеклассники, которые собрались в Информационном центре по атомной энергии — опорной точке проекта. Учёный поговорил с ребятами о солнечных батареях на основе кремния, о своих достижениях в области полупроводниковых гетероструктур и с теплом вспомнил, как он начинал учиться в Новосибирске в 1937 году, в здании школы, где сейчас располагается кукольный театр.

Участники Недели высоких технологий и технопредпринимательства побывали на экскурсии в Институте ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН, где в 1963 году был создан первый в мире коллайдер. Школьникам продемонстрировали современные установки, созданные в институте, и объяснили принцип их работы. Сегодня в ИЯФ работают несколько ускорителей, в том числе электрон-позитронные коллайдеры ВЭПП-4 и ВЭПП-2000, на которых учёные проводят свои исследования по физике элементарных частиц, синхротронному излучению, управляемому термоядерному синтезу и другим направлениям ядерной физики.

Но главное событие, для чего объединили усилия три крупнейшие компании: Роснано, Росатом и Роскосмос, — необычные уроки, которые российские учителя могут использовать в своей педагогической деятельности. Для них разработаны увлекательные сценарии (их можно прочитать на сайте http://www.htweek.ru/lesson.php). К примеру, школьникам предлагается совершить посадку на Марс и познакомиться с построением модели ракеты, изучить «эффект лотоса» и найти общее между гекконом и нанотехнологиями, сыграть в логослото и морской бой для юных атомщиков.

Как правило, учителя просят школьников убрать подальше телефоны, чтобы новомодные гаджеты не отвлекали внимание от занятий. Но на нестандартном уроке физики в лицее № 136 смартфон или планшетный компьютер — это необходимый инструмент для изучения 3D-модели атомной электростанции. В качестве домашнего задания 9-му «С» было задано установить приложение «АЭС на ладони». И теперь, наведя фотокамерой гаджета на плоский рисунок и с помощью приложения получив объёмное интерактивное изображение, школьники увлечённо «прогуливаются» по виртуальному пространству АЭС и параллельно изучают новый материал. Закончив исследовать закоулки территории, девятиклассники пройдут тест, ответив на вопросы, что вращает турбину АЭС, чем «питается» реактор, почему АЭС экологичнее ТЭС и так далее. А заодно услышат несколько курьёзных историй, связанных с атомной энергетикой. К примеру, когда известного английского физика Эрнеста Резерфорда незадолго до его смерти спросили о том, когда открытая им ядерная энергия найдёт практическое применение, он коротко ответил: «Никогда!», а потом добавил: «В крайнем случае, лет через 200—300». Это было за пять лет до пуска первого атомного реактора и за 17 до пуска атомной станции.

— Урок получился интересным, — высказал мнение ученик 9-го «С» Дмитрий Гусаченко. — Некоторые школьники узнали, что такое ядерный реактор, а некоторые — углубили свои знания. В будущем я хотел бы заняться физикой, в частности — полупроводниками, но для расширения кругозора знания о ядерной энергетике тоже важны.

— Форма проведения урока с использованием телефонов и других электронных гаджетов необычна, — считает Светлана Марущак, учитель физики лицея № 136. — Для ребят это интересно, прежде всего, потому, что они видят применение этой техники не для игры, а для получения знаний, в качестве дополнительного источника информации. Дети прекрасно знают, как пользоваться такой техникой, умеют скачивать подобные приложения и работать в них. А мы эти умения направляем в русло образования. Неподдельный интерес в их глазах говорит о востребованности таких уроков.

Ирина ТИМОФЕЕВА

Фото Валерия ПАНОВА:

«О том, как устроена атомная электростанция, в рамках урока «АЭС на ладони» рассказала девятиклассникам учитель физики лицея № 136 Светлана Марущак.»


 

Увлекательные сценарии  необычных уроков, которые российские учителя могут использовать в своей педагогической деятельности, ищите на сайте http://www.htweek.ru/lesson.php.

 

back
up