Новый манёвр
В чём конкурентные преимущества Новосибирской области и почему нам необходимо делать ставку на реиндустриализацию, рассказал заместитель директора
Института экономики и организации промышленного производства СО РАН доктор экономических наук Вячеслав СЕЛИВЁРСТОВ.
— Вячеслав Евгеньевич, что такое — реиндустриализация, почему она пришла на смену модернизации и другим планам?
— Действительно, раз в несколько лет провозглашаются новые кампании — то это «внедрение инноваций», то «модернизация». Нам лозунговая кампания не нужна, потому что реально в нашем регионе вопрос реиндустриализации является одним из ключевых, эта проблема назрела остро. Есть разные определения реиндустриализации, я её понимаю как новый экономический манёвр по переводу экономики на путь структурной перестройки с акцентом на высокотехнологичные производства и услуги и с учётом основных конкурентных преимуществ нашего региона.
— В чём особенность экономики Новосибирской области?
— За четыре десятилетия наша область трижды сменила имидж. В советское время регион был один из развитых регионов страны, это достигалось за счёт машиностроения, ориентированного на военно-промышленный комплекс. В 90-е годы область стала новым депрессивным регионом — обрабатывающая промышленность рухнула. Когда мы разрабатывали Стратегический план развития Новосибирска, мы заложили сценарий сервисного развития. Производственники были против, но мы были правы — избежать социального взрыва помогло развитие сферы услуг, торговли, банковских услуг, операций с недвижимостью и так далее. И уже тогда в стратегический план города включались высокотехнологичные услуги, именно они характерны для постиндустриального общества. При разработке Стратегии развития Новосибирской области восемь лет назад мы так сформулировали главную стратегическую цель региона: это превращение Новосибирской области в главный инновационный центр на востоке России и в один из наиболее привлекательных и комфортных для ведения бизнеса, труда и отдыха регионов страны. Результаты были достигнуты, область в третий раз сменила имидж, стала одним из наиболее динамично развивающихся регионов России. Темпы её развития в некоторые периоды в 1,5—2 раза превышали среднероссийские. Появились у нас и высокотехнологичные производства — хоть и немного, стали развиваться парковые зоны, наконец заработал Технопарк новосибирского Академгородка.
— В чём вы видите предпосылки реиндустриализации?
— У нас есть целостная линейка субъектов наукоёмкого промышленного производства, необходимых для реиндустриализации: это достаточно диверсифицированная промышленность, предприятия ОПК, технопарки, индустриальные парки, инновационные поселения и другие. Так, уже сейчас в Технопарке IT-кластер создаёт продукции на 1,5 миллиарда рублей. Есть научный потенциал — СО РАН, объединившее три отделения академий наук, НГУ — университет, входящий в мировые рейтинги. Задача — найти способ реализовать этот потенциал, запустить его… Когда мы разрабатывали Стратегию развития Новосибирской области, мы провели более 30 заседаний в формате круглых столов и «мозгового штурма», и это было сделано не «для галочки». Мы приглашали представителей бизнеса, общественности, экспертов — спорили, искали консенсус. В других регионах традиционно такие стратегии писали московские консалтинговые компании «под копирку». Они выигрывали тендер, обещая протекцию на федеральном уровне, а затем «лепили» типовую стратегию или программу, заменяя только цифры. Доходило до смешного, когда в стратегии развития Красноярского края вдруг возникла Самарская область.
Кстати, все регионы создавали свои стратегии как оружие в конкурентной борьбе — за федеральные средства, инвестиции, рабочую силу. Но мы же не в рамках региона живём, а в стране, и вполне можем развивать межрегиональную кооперацию, взаимодействовать с Алтаем, Омской и Томской областями — вместе создавать высокотехнологичные цепочки производств. И такие новые высокотехнологические межрегиональные взаимодействия необходимо стимулировать и отражать в наших стратегических планах.
Ресурсы есть не только в областных центрах, но и сельских районах. Отличным примером служит Маслянинский район. Ещё недавно это был «середняк» с неразвитой инфраструктурой, заштатным сельским хозяйством. Но вот пришёл новый руководитель, привлёк команду выходцев из Академгородка. При поддержке власти они реализовали сильную инвестиционную программу и реальные проекты: построили новый кирпичный завод, реанимировали производство льна, которым район славился ещё при царе, возродили золотодобычу, создали два рекреационных горнолыжных центра, на новой основе создали высокоэффективное животноводство — а ведь их условия ничем не лучше, чем у соседей.
— Что отличает нашу программу реиндустриализации от других подобных программ?
— Для нас важно будет создать систему управленческих решений. Это политика, подкреплённая ресурсами, усилиями власти, реализуемыми во взаимодействии с бизнесом и социумом. То есть мы рассматриваем реиндустриализацию как важнейшую составную часть системы регионального стратегического планирования, которая у нас, я уверяю, находится на одной из передовых позиций в стране. По большому счёту — это программа конкретных решений по среднесрочному высокотехнологичному развитию промышленности и других сегментов экономики. Мы можем стать пилотным проектом за Уралом и головным на востоке страны. У нас может быть создано до десяти парковых зон различных профилей. Считается, что в России действуют более ста технопарков, но парков по западным меркам не более десятка, и новосибирский Технопарк один из лидеров в этой сфере.
— Наши ближайшие соседи тоже развивают парковые зоны…
— Томичи позиционируют себя как инновационный центр, но если оценить по масштабу, объёму продукции, то их новые институты развития гораздо слабее, чем в Новосибирской области.
— В стране сейчас сложная экономическая ситуация. Какие ресурсы заложены в программе реиндустриализации, хватит ли их?
— Мы должны развиваться в существенной степени с опорой на собственные силы. По сути, в последние годы мы воспользовались федеральными средствами только для трёх крупных проектов — это Бугринский мост, Технопарк, дорожное строительство (Северный и Восточный обходы). Сейчас нам важно определить собственные ресурсы. Это и старые предприятия, сумевшие провести модернизацию, и новые высокотехнологичные производства. Программа будет координирующей, зонтичной, включать, в том числе, и то, что реализуется по линии Рособоронзаказа. Но с самого начала надо понять, что это не такая программа, где ресурсы размазываются тонким слоем, чтобы каждому желающему досталось. Ясно, что в рамках реиндустриализации мы не сможем поддерживать устаревшие производства, выпускающие невостребованную продукцию.
— Для рыночного производства организация сбыта важнее самого производства: если товар не востребован, то его качество значения не имеет.
— Мы должны формировать не только инновационное производство, но и инновационный спрос. А его явно недостаточно. Например, бердское объединение «Сиббиофарм» может производить широкий спектр новой биотехнологической продукции для сельского хозяйства: средства защиты от вредителей, ускорители роста растений, но сельчане их не покупают, а покупают минеральные удобрения, гербициды и пестициды, от которых уже отказались во всём мире. Здесь надо не этот завод поддерживать, а стимулировать сельских производителей на покупку, формировать спрос.
— В чём конкурентные преимущества Новосибирской области?
— У нас хорошо с созданием и внедрением инноваций, но по показателям производства ВРП на душу населения мы «середняки». Нужно увеличивать долю производств с высокой добавленной стоимостью, здесь есть резервы. Нам необходима инвентаризация всех инноваций и политическая воля по поддержке таких производств. С другой стороны, необходимо, чтобы бизнес отказался от чрезмерных амбиций. Проще всего угробить программу, если попытаться поместить в неё все заявки. Поэтому отбор в программу будет проводиться на конкурсной основе. Претендент должен показать: сколько его проект будет стоить, какой эффект и когда будет достигнут? Нам важно сохранить и поддерживать созданные у нас бренды. Печальный пример — разработанные в Новосибирске сваебойные гидромолоты «Ропат». По всем параметрам они в разы превосходили все мировые аналоги. Началось их производство, о них писали СМИ, наметился колоссальный спрос. Но пришёл кризис, возник конфликт на арендованной площадке, в результате бизнес ушёл в соседний регион, а сейчас вообще собирается перебраться в Южную Корею. Другой случай: в рамках Технопарка был создан новый продукт, соединивший кондиционер с воздухоочистителем, спрос на продукт есть, но его производство налажено в Китае.
— Программа носит сугубо экономический характер?
— Не совсем, мы пропишем и социальный вектор реиндустриализации. Это инновационные технологии в здравоохранении, его модернизация, а также модернизация систем жизнеобеспечения и ЖКХ региона. Там же масса возможностей. Например, жилищникам не хватает мини-тракторов для уборки снега, почему у нас не наладить хотя бы производство шлейфа навесных орудий для них? Системы отопления и узлы учёта ресурсов, система умный дом — всё это поле для работы. Ещё одна лакуна — это инжиниринг, у нас очень мало инжиниринговых центров. А также необходимо заниматься подготовкой кадров под реиндустриализацию, под новые технологии.
— У нас в экономике произошёл разрыв науки и производства, программа реиндустриализации подразумевает восстановление этих связей?
— Да, разумеется. Созданные у нас технологии необходимо у нас и внедрять. Академгородок задумывался как комплекс научных институтов плюс «лаврентьевский пояс» внедрения, были созданы отраслевые институты, опытный завод до сих пор работает. Если наши институты ядерной физики и катализа — мировые лидеры в своих сферах, то и созданные ими технологии необходимо осваивать здесь. Научные достижения будут востребованы, но не слишком скоро, честно говоря, бизнесу инновации не нужны, ему проще производить давно освоенную продукцию. Есть у нас в активе революционные разработки, например водорастворимый полимер — высокомолекулярный полиэтиленоксид. Он может быть применён для снижения гидродинамического сопротивления воды, создания трубок с повышенной масло- и бензостойкостью, пластификатов для фарфора и так далее. Поэтому задача власти — стимулировать бизнес заниматься инновациями. Как альтернатива есть предложение академика Виктора Полтеровича — создать чёткую политику заимствования, пойти по пути Китая, тиражируя чужие технологии и продукты. Например, в медицине вполне можно развивать производство дженериков. Проблема в том, что продвигать лекарства собственной разработки сложно, вывод на рынок каждого нового лекарства требует миллиарды долларов. Это очень сложный и дорогой процесс.
— Вы говорили о привлечении к разработке стратегии развития региона широкого круга экспертов, программа реиндустриализации формируется также через широкое обсуждение?
— Да, это называется публичное управление — управление обществом вместе с обществом. К сожалению, такая практика в России не принята, в законе о стратегическом планировании упоминается только государство, там нет ни бизнеса, ни населения, ни экспертного сообщества. А ведь широкое участие в таких проектах повышает доверие к власти. Публичное управление — это ещё одна инновация, которую надо осваивать, важно не бояться гражданского общества, понимать, что здесь заложен колоссальный резерв, который мы, россияне, пока не используем.
Григорий КРОНИХ
Фото Виталия МИХАЙЛОВА
10 парковых зон
различных профилей может быть создано в Новосибирской области.
« Если наши институты ядерной физики и катализа — мировые лидеры в своих сферах, то и созданные ими технологии необходимо осваивать здесь».