Оправдать доверие
Заместитель главного врача Барабинской железнодорожной больницы Светлана Вандакурова депутатом заксобрания по списку КПРФ стала в мае 2014 года, заменив перешедшую на работу депутатом Государственной думы Веру Ганзя. Работает в комитете заксобрания по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения.
— Светлана Борисовна, у вас был прежде опыт депутатской деятельности?
— Да, в течение пяти лет я работала в горсовете Барабинска. В заксобрании представляю интересы своих же избирателей, земляков, людей, с кем рядом живу, кого лечу.
— Как к врачу, организатору здравоохранения, к вам, наверное, чаще обращаются с медицинскими вопросами?
— Скорее с житейскими, и в большей степени с жилищными проблемами. Одни остались без крыши над головой после пожара, у других жильё есть, но в таком состоянии, что находиться в нём становится опасно. А первое обращение ко мне, как к депутату заксобрания, было от коллектива Новочановского сельскохозяйственного производственного кооператива. Телятник в хозяйстве требует ремонта, и нужна помощь в финансировании этого проекта. К сожалению, помочь им не смогла. Как пояснили мне в министерстве сельского хозяйства области, куда направила запрос, кооператив не является государственным предприятием, поэтому не может рассчитывать на помощь из бюджета.
— На заседании комитета по социальной политике вы поделились с коллегами проблемами, с которыми вам пришлось столкнуться, общаясь с беженцами с юго-востока Украины.
— Благодарна председателю заксобрания Ивану Григорьевичу Морозу, который «подтолкнул» к этой теме, — на одной из сессий он обратился к нам, депутатам, с просьбой изучить условия жизни беженцев, помочь, если есть такая необходимость. У нас, в Барабинске, остановились три семьи. Татьяна, назовём её так, приехала с Украины с двумя детьми. Решили остаться жить в России. На время оформления всех необходимых документов вроде и с работой договорилась — ухаживать за пожилым человеком, и с жильём — в его же доме. Но вдруг пожилой человек умирает. Семья оказывается и без средств к существованию, и без крыши над головой. Женщина растерялась. Я оказала семье финансовую помощь на перевод их документов с украинского на русский, что в итоге ускорит время получения российского гражданства. У другой, молодой семьи с четырёхмесячным малышом свои проблемы. Папа нашёл работу с зарплатой в 12 тысяч рублей. Из них 8—9 надо отдавать за съёмную квартиру. В итоге на житьё-бытьё остаётся всего несколько тысяч. Как семье справиться с такой ситуацией? Не бомжами же становиться. Выходом, на мой взгляд, стало бы предоставление беженцам социального жилья — не навсегда, а на период, пока они не встанут на ноги. Проблемы этой семьи совместными усилиями удалось решить. А вот как помочь молодой женщине, которая находится в положении? Её супруг остался на Украине, мама больна, находится в больнице, а самой молодой женщине рожать через неделю-другую. В итоге имеем: гражданство ещё не получено, денег нет, жилья тоже. Хоть домой к себе забирай её из роддома…
Кто-то мне может сказать: что вы так о беженцах беспокоитесь, у нас много своих ветеранов, малоимущих, которые тоже нуждаются в поддержке. Согласна. Но они россияне, и в своём родном государстве защищены Конституцией. А беженцы — наши гости, и не гостеприимно бросать людей в беде.
— Каковы болевые точки вашего округа, что больше всего волнует барабинцев?
— Таких, говоря медицинским языком, триггерных точек достаточно. И сельское хозяйство, которое «убито», и градообразующее предприятие Барабинска — железная дорога, которой также коснулись реформы. В этой отрасли постоянно идут реорганизации, сокращение рабочих мест. За 15 лет, что я работаю в железнодорожной больнице, число прикреплённых к медучреждению пациентов снизилось с 17 тысяч человек до шести тысяч с небольшим. И половина из них — это ветераны предприятия. Да и само население Барабинска, как показывает статистика, ежегодно уменьшается на 3—5 тысяч человек. Нет работы, люди уезжают.
— Светлана Борисовна, вы уже распределили средства депутатского фонда на 2015 год?
— В конкретных цифрах мы ещё не определились, но стратегия выработана — на поддержку социальной сферы. Это и учреждения социальной защиты, и городская библиотека, фонды которой давно не обновлялись. Какая-то часть средств будет направлена на приведение в порядок мемориала Славы — в дополнение к тем, что выделены на эти цели из бюджета города.
Вновь окунувшись в депутатскую деятельность, теперь уже на областном уровне, почувствовала огромный груз ответственности — за свои слова, действия. И чуть-чуть ощущение беспомощности. Хочешь помочь людям, обращаешься за поддержкой в областные ведомства — в ответ получаешь отписку. Моё твёрдое убеждение — политика должна быть надстройкой, и это никак не должно влиять на решение насущных вопросов наших граждан. Да, выборы как процесс подразумевают соревновательность. Однако когда они позади и мы работаем с людьми, необходимо консолидироваться, не делиться на «красных» или «белых».
Депутат — это слуга народа, хотя это понятие изрядно затёрли. Он не Дед Мороз, который из мешка раздаёт подарки, покупает то или это, выделяет деньги на строительство, ремонт. Всё это делается на бюджетные средства, а депутат курирует процесс, чтобы средства были вовремя выделены, дошли до адресата. Люди, наши избиратели, доверили нам эту работу. Поэтому не надо преподносить себя меценатом, распределяя бюджетные средства.
Любовь ЩЕРБАНЕНКО
Фото Валерия ПАНОВА